You are here

Речь и язык при аутизме. Новая модель человеческого общения

Беседуя с любым аутичным человеком, Вы скоро поймёте, что его способ ведения разговора очень отличается от Вашего. Аутичный язык склонен звучать технически, "замусоренным", монотонным, неуместным, многоречивым, повторяющимся.

Спросите у аутичного, что он думает о неаутичном языке, и он возможно опишет его как неэффективный, избыточный, нелогичный, иррациональный, не по существу и чрезвычайно сбивающий с толку.

Обе стороны не пытаются быть забавными или антисоциальными. Они могут не осознавать, что у них разные внутренние модели или идеи, касающиеся общения. После наблюдения своих мыслей и эмоциональных процессов до и после того, как я открыл вновь свои инстинкты, я создал модель, помогающую преодолеть эти различия.

Реагирующе-предсказывающее общение (РПО, Reactive Predictive Communications)

Неаутичные люди используют то, что я называю "Реагирующе-предсказывающее общение". Эта система коммуникации является жизненно важной для выживания человека и развилась позже передачи информации вроде сообщения о пище и опасности

Передача информации вторична в человеческой системе коммуникации. Её первоочередная задача состоит во влиянии на других людей, т.е. в том, чтобы добиться от них такого поведения и реакции, которые нам нравятся. Это взаимное влияние поддерживает функционирование человеческого общество и согласие людей друг с другом.

Общение с целью влияния является наиболее очевидным неписанным законом для неаутичных, хотя большинство аутичных испытывает трудности в понимании этой концепции. Когда аутичные люди не способны повлиять на других людей (например, дипломатическим путём) или ответить на попытки повлиять от других людей (таких как компромисс), они получают возмущение окружающих из-за своего "нарочного" эгоцентризма или сложного характера.

Объяснение

В Реагирующе-предсказательном общении, неаутичные люди следуют некоторым правилам:

  1. Обрати внимание на то, что ты говоришь или делаешь, потому что это воздействует на намерения и эмоции других людей.
  2. Перед тем, как что-то сделать или сказать, приспособь это для воздействия на намерения и эмоции, чтобы достичь желаемого результата (например, поднять кому-то настроение)
  3. Если ты не можешь избежать нежелательного воздействия, избегай разговора на эту тему, пока это не станет абсолютно необходимым
  4. Если у тебя нет ничего, что может произвести воздействие, то заткнись

Использование РПО требует большого мастерства во владении "моделью психического" (Theory of Mind), которая позволяет неаутичным людям создавать "профиль" для каждого человека, которого они знают и хранить их в "базе данных людей".

Когда они знакомятся с кем-то, они "вычерчивают профиль" и создают внутреннюю модель человека, которые будут использованы для РПО. "Профиль", связанный с отдельным человеком, становится более детальным и точным по мере накопления опыта, связанного с этим человеком. Они также могут переключать "профили" безо всяких усилий при разговоре с разными людьми в одно и то же время.

Для незнакомых людей они создают "общий профиль", основанный на стереотипах. Хотя это является хорошей эвристикой, это приводит к чрезмерно упрощённому суждению о людях на оснвое их расы, культуры, веры и т.п. (т.е. дискриминации).

Когда они начинают словесное РПО, они проходят через следующие этапы:

  1. Отправитель конструирует мысленную модель получателя, основанную на собственном понимании
  2. Он посылает тестовое сообщение модели получателя
  3. Анализируя ответ, он настраивает сообщение, чтобы подправить ответ
  4. Он повторяет шаги 2 и 3 до получения подходящего ответа
  5. Тогда он передает это специально сконструированное сообщение к "настоящему" получателю.

РПО обычно работает "в реальном времени" (т.е. в пределах временных задержек, допускающихся в разговоре между репликами). Однако, можно увеличить длительность этого процесса для особых и сложных случаев (например, политикам, которые хотят повысить шансы того, что люди проголосуют за них, или рекламщикам, которые хотят повлиять на людей, чтобы они купили определённый товар).

Примеры

Для аутичных, РПО может выглядеть как форма манипуляции. Однако, РПО используется главным образом для укрепления социальных связей. Без использования РПО для склонения друг друга к компромиссу, люди бы оскорбляли друг друга часто, что привело бы к невозможности развития цивилизации.

В качестве примера рассмотрим, как Алиса использует РПО для того, чтобы уговорить Джека громко сморкаться, ибо это её раздражает

  1. Алиса составляет тестовое сообщение "Перестань громко сморкаться"
  2. Алиса воображает разговор с Джеком и наблюдает его реакцию
  3. Воображаемый Джек отказывается слушать
  4. Алиса попробовала другое сообщение, принимая во внимания предпочтения Джека "Я дам тебе шоколадку, если ты прекратишь громко чихать"
  5. Воображаемый Джек принимает предложение, но нарушает своё обещание
  6. Алиса повторяет эти шаги до тех пор, пока она не получает ожидаемого ответа
    от воображаемого Джека: согласие достигнуто
  7. Алиса передаёт окончательное сообщение настоящему Джеку "Я не дам тебе списать домашнее задание, если ты будешь так громко чихать"

РПО используется для сложной оценки социальных ситуаций с помощью "модели психического". Например, представьте себе водителя-мужчину и женщина-пешехода, которая переходит дорогу там, где нет светофора или зебры.

  1. Водитель и пешеход замечают друг друга
  2. Водитель определяет вероятность того, что пешеход его игнорирует (например, идёт ли она быстро, или притормаживает, смотрит ли она в его сторону)
  3. Пешеход определяет вероятность того, что водитель даёт ей возможность пройти (например, он замедляется или машет ей)
  4. Водитель принимает решение, давать ли пройти, основанное на его оценки вероятности (например, если леди всё ещё не показывает признаков того, что она его заметила, он должен посигналить и притормозить, чтобы не
    сбить её) и преобладающими культурными нормами (например, машины обычно имеют право ехать)
  5. Оба принимают решения
  6. После этого оба показывают соответствующие решения друг другу через РПО. Мы предполагаем, что пешеход даст дорогу водителю и что водитель выберет возможность проехать.
  7. Пешеход будет делать то, что может, чтобы соответствовать оценке вероятности водителем, что она даёт ему дорогу. Она притормозит, чтобы показать, что не хочет проходить. Она посмотрит на водителя, чтобы показать, что она обращает внимание на него
  8. Водитель, заметив то, что пешеход замедляется, будет продолжать ехать без подачи каких-либо противоречащих знаков или сигналов

Эта система устойчива к сбоям: даже если одна сторона не обращает внимания, несчастный случай может быть предотвращён бдительной стороной. Это является автоматическим, не требующим напряжения и работающим столь быстро, что мало кто это замечает. Когда я понял, как использовать эту систему самому, я был поражёт её элегантностью и простотой.

Для усиления связей между людьми, неаутичные люди часто преподносят "эмоциональные подарки" людям, которые им нравятся, например, похвалу или хорошие новости. Эти подарки "высчитываются" с помощью РПО, чтобы принести хорошее самочувствие получающим их. Покажем это на очень упрощённом примере: леди, которая хочет хорошо выглядеть, спрашивает своих подруг, как она смотрится. Её подруги делают ей комплименты за её красоту, хотя и могут так не думать. Это дарит ей хорошее настроение, потому что она очевидно достигла своей цели.

Неаутичные люди инстинктивно избегают делиться вещами, которые ухудшают связь с людьми, которые им нравятся, например плохими новостями. Если им надо делиться, они используют РПО для того, чтобы снизить плохое впечатление или создать "позитивный настрой" перед этим.

Прямолинейное общение (ПЛО, Straight Forward Communication)

Аутичные не обладают природным пониманием РПО, поэтому они прибегают к менее сложной системы, которую можно называть Прямолинейным Общением (ПЛО). ПЛО используется, чтобы передавать информацию и запросы. Она схожа с моделью, которую инженеры называют "теория передачи информации" (для машин)

При ПЛО аутичные следуют некоторым правилам

  • Ты сообщаешь то, что считаешь наиболее важным в начале, а потом менее важное
  • Ты должен быть объективным и не быть под влиянием эмоций
  • Ты не должен делать ошибок в своей речи (таких как неверные предположения или данные)
  • Поделись большим количеством данных при первом случае, когда это полезно

ПЛО - это систематический перенос информации из одного разума в другой (заметьте: разума, не человека). Это очень похоже на скачивание файлов из Интернета, за исключением того, что человеческая речь слишком медленная для передачи всей информации. Для компенсации этого, аутичным людям приходится говорить очень быстро на протяжении длительного времени

ПЛО работает, как система WYSIWYG (WYSIWYG - компьютерный термин "What You See Is What You Get" (что видишь, то и получаешь), применяемый по отношению к издательским системам). В нём предполагается, что склад ума обеих сторон разный и поэтому предпринимаются попытки разъяснить как можно больше касающегося конкретной ситуации посредством исчерпывающего перечисления фактов, возможностей и предположений. Главный инструмент исправления ошибок - повторение: предполагается, что другая сторона могла не услышать исходное сообщение достаточно ясно.

Когда неаутичный встречает аутичного

Проблемы начинаются, когда люди используют различные модели коммуникации друг с другом

  1. Неаутичный беседует, чтобы определить эмоциональные цели аутичного
  2. Аутичный беседует, чтобы определить информационных цели неаутичного
  3. Неаутичный расстраивается, потому что он не может понять намерений аутичного; он начинает предполагать, что аутичный может что-то скрывать, обладать сложным характером или испытывать к нему неприязнь
  4. Аутичный расстраивается, потому что не может выделить информацию или прямо спросить, что неаутичных хочет
  5. Всё заканчивается взаимным плохим впечатлением друг о друге

Чтобы избежать неправильного понимания, обе стороны должны указывать свои намерения явно

Прямолинейное общение Реагирующе-предсказывающее общение
Переданное является сообщением Реакция является сообщением
Намерение выразить чью-то истину или знание Намерение повлиять на других посредством лично желаемого поведения
Сообщить как можно больше деталей Избегать деталей: говорить тольк то, что нужно для предотвращения
нежелательных побочных эффектов или неожиданных реакций
Принимать меры для того, чтобы быть точным и избегать
неправильного понимания
Принимать меры для того, чтобы быть нечетким для максимальной
гибкости в исправлении ошибок в общении
Минимизация неправильного понимания в будущем сообщением
достаточного количества общих концепций
Минимизация мер, требующихся для запуска желательной реакции

Заключение

Я считаю, что для достижения понимания других людей аутичные должны сначала уловить концепцию "Я", убрать свои психологические барьеры и разбудить свои инстинкты. Если они не владеют своей личной историей, не хотят принимать иррациональность других людей и не в курсе их чувств, то им будет невозможно понять самих себя. Если они не понимают самих себя, то они не смогут понять других и сконструировать "симулятор людей".

Обучая их навыкам общения по правилам из учебников - всё равно, что просить людей учить английский по словарю. Подлинное мастерство во владении английским приходит из интуитивного использования, не из запоминания определений. То же верно и для навыков общения.

Будет мудрым для аутичных внутреннее принять эти "культурные различия". Считать, что "манипулирование людьми" - это плохо, значит упускать суть социального взаимодействия. Люди хотят общаться, потому что это приносит им пользу (как помогая им достигнуть своих целей, так и принося личное удовольствие).

Люди - не просто индивидуумы, но "члены группы". В этих группах, внутренние миры людей пересекаются друг с другом и формируют единое целое. Так же как мы не жалуемся на то, что какая-то часть разума "заставляет" нас зевнуть, потому что это часть нас самих, так же и люди не считают такие "знаки внимания" манипулированием, потому что это их часть.

Представленный выше материал — перевод текста "Presenting a new model of human communications".

Комментарии

Как интересно. Я, конечно, не аспи, но, кажется, я поняла, почему у меня так плохо получается учить (в смысле, студентов). Я действую строго по левому столбцу этой таблички. А вот это: "Принимать меры для того, чтобы быть нечетким для максимальной
гибкости в исправлении ошибок в общении" - просто инопланетное мышление какое-то...

Судя по описанию,я аутист, хотя это и не так:)

"чтобы уговорить Джека громко сморкаться" (13-я строка после схемы): видимо, тут ошибка; исходя из контекста, надо: "...чтобы уговорить Джека перестать громко сморкаться"

Спасибо за интересный материал!

Я некоторое время обдумывала эту информацию и анализировала мои наблюдения за поведением людей при моем взаимодействии с ними.
Я использую прямолинейное общение.
Я заметила, что все психологи обучают своих клиентов использовать прямолинейное общение - потому что способности к телепатии у человека не подтверждены и взаимодействовать с любым другим человеком эффективно только через осознанное озвучивание своей позиции и проговаривание своей просьбы к другому человеку.
Персонажи во всех фильмах, которые используют реагирующе-предсказывающее общение (то есть пытаются оказать влияние и изменить мнение другого персонажа) - через запугивание или соблазняя подкупом - все являются "злодеями" (Например, император Палпатин в "Звездных войнах")
Все положительные персонажи используют прямолинейное общение.

Однако в повседневной жизни реагирующе-предсказывающее общение действительно распространено гораздо больше, и использующий его человек бурно и негативно реагирует на использование мною прямолинейного общения потому, что не может логически объяснить обоснованность своих ожиданий от меня.
Это очень неприятно. Я не могу понять, почему среди обычных людей агрессия считается допустимой в случае непонимания между людьми, но никоим образом не уточнение, в чем именно заключается разность позиций двух человек через уточняющие вопросы.
Я, кстати, не могу понять часто наблюдаемого мною в общении между людьми - табу на уточнение информации. Я на своей работе понимаю, что для принятия мною решения, выполнения мною действий или подготовки отчета предельно важно мне понимать все нюансы, которые должны быть в нем отражены и учтены, поскольку я знаю несколько методик в зависимости от целей спрашивающего - и я обязательно уточняю, какая методика подразумевается в этот конкретный раз.
Мой начальник подшучивает, что я постоянно озадачиваю ее вопросами, потому что она признает важность этих аспектов, но она сама не обдумывает суть передаваемого мне указания директора настолько, чтобы вспомнить, что методы бывают разные.
Многих людей, с которыми я работала, раздражало не то, что я задаю уточняющие вопросы, а то, что сам факт и содержание моих вопросов, на которые они не могли сразу ответить, показывал их некомпетенцию в данной теме. Они воспринимали мои чисто информационные вопросы как подрыв своего авторитета.

Долгим путем и за десятки лет наблюдений и анализа я научилась задавать свои необходимые уточняющие вопросы у человека на более высокой должности таким образом, чтобы человек не чувствовал угрозы своему превосходящему положению, однако это очень сильно меня утомляет.
Как и периодические неинформативные подтверждения начальником его власти и авторитета надо мной - это объективно затрудняет исполнение мной моей работы и отнимает время.
Я признаю, что люди взаимодействуют так, как сами считают нужным, и в отношениях, которых я не могу выбирать - на работе, к примеру, - я научилась все-таки организовывать обмен информацией с людьми, использующими реагирующе-предсказывающее общение.
Но я избегаю такого общения, потому что оно для меня трудно, утомительно и малоэффективно, и я знаю множество людей, которые в повседневной жизни используют прямолинейное общение, и все мои друзья к ним относятся.
Однако при прямолинейном общении также возникают недопонимания между людьми, связанные с использованием информации или ее анализа, которые один участник беседы пропускает в своей речи "звенья" логической "цепочки", которые ему кажутся очевидными, а его собеседнику - нет (поэтому уточнение допустимо и приветствуется).

Subscribe to Comments for "Речь и язык при аутизме. Новая модель человеческого общения"