You are here

Краткие сведения о синдроме Аспергера


pencils

Синдром Аспергера — это:

  • Неврологическое расстройство, влияющее на способ обработки информации головным мозгом.
  • Неочевидная, незаметная глазу инвалидность: многие люди с СА выглядят обыкновенными, но у них присутствуют сложности с общением и социальным взаимодействием.
  • Он имеет генетическую и наследственную природу; возможно, обусловлен внешними факторами окружающей среды или иными значимыми факторами (точная этиология пока неизвестна).
  • Нарушение типичного развития: у всех индивидов присутствует задержка в эмоциональной или социальной сфере, сохраняющаяся на протяжении всей жизни.
  • Распространённость оценивается как 1 к 250, около 50% людей остаются вне поля зрения диагностики[1].
  • Соотношение мужчин и женщин 1 к 4[2], но реальный показатель может быть и 1 к 2.

Синдром Аспергера проявляется индивидуально, но есть ряд общих черт, в разной степени присутствующих у каждого индивида с СА:

  • Нормальный или очень высокий уровень интеллекта и хорошие вербальные навыки.
  • Проблемы с использованием и пониманием речи в социальных ситуациях.
  • Проблема постановки себя "на место другого": некорректная работа так называемой "модели психического" или упреждающего мышления.
  • Потребность изучать социальное взаимодействие, тогда как нейротипичными людьми оное понимается интуитивно.
  • Сложности с интерпретацией невербальной коммуникации: мимика, жестикуляция, тон голоса и тому подобное.
  • Исполнительная дисфункция: сложности с расстановкой приоритетов, планированием, выполнением задач.
  • Фокусирование на деталях, а не на общей картине.
  • Фиксации (специальные, устойчивые интересы присутствуют у большинства людей с СА) на различных темах, например фильмы, география, история, математика, физика, автомобили, лошади, собаки или рептилии, которые длятся от трёх месяцев до нескольких лет.
  • Дружеские связи образуются на почве общих интересов (см. пункт выше) или совместной деятельности.
  • Категоричное мировосприятие (в переносном смысле "видеть всё в чёрно-белом свете") присуще многим людям с СА, они с трудом идут на компромисс и допускают неоднозначность (в переносном смысле "видеть полутона").
  • Описание себя как инопланетянина на Земле.
  • Тревога и/или депрессия мешают вести приемлемую повседневную жизнь.
  • Чувствительность органов чувств у некоторых людей с СА к сенсорным раздражителям либо чрезмерная, либо недостаточная (гипер- или гипо-); свет, звуки, запахи, вкус, текстура — всё это может оказать существенное влияние на повседневное функционирование.

Синдром Аспергера проявляется у некоторых людей в следующих чертах и аспектах:

  • Зрительный контакт затруднён, иногда может вызывать болезненные ощущения, обычно мешает сфокусироваться (от сильного напряжения во время попытки установить зрительный контакт некоторые люди могут пялиться).
  • Неуклюжесть, плохая мелкая моторика, хотя некоторые добиваются хороших результатов в индивидуальных видах спорта.
  • Сопутствующие заболевания: наряду с СА присутствуют обсессивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и другие.
  • Особая одарённость в различных областях, например живопись, сочинительство, математика, музыка, история, электроника.
  • Трудности при работе в коллективе, когда нужно взаимодействовать с коллегами.
  • Срывы (мелтдауны) у детей с СА длятся от десяти минут до нескольких часов, во время которых ребёнок не в состоянии контролировать своё поведение.
  • Проблемы с самооценкой у подростков с СА (особенно актуально в средней школе).
  • Хорошая механическая память в отношении фактов и структурированной информации.
  • Систематизация как способ миропонимания.

Кратко о том, что может быть полезно людям с синдромом Аспергера:

  • Принятие диагноза и изучение того, как он влияет на вас.
  • Выяснить, каким образом рассказывать о диагнозе окружающим.
  • Помощь взрослым с СА с планированием бюджета и овладением навыками ведения самостоятельной жизни.
  • Внимательное изучение социума и окружающей среды, чтобы гарантировать приемлемую обстановку для человека с СА.
  • Изучение социальных и коммуникативных навыков.
  • Изучение социального поведения.
  • Работа с сильными сторонами и в сфере специальных интересов.
  • Использование медицинских препаратов.
  • Установление распорядка, графика жизни и тщательное планирование любого изменения.
  • Сведение к минимуму участия в мероприятиях с большим количеством незнакомых людей.
  • Обеспечение организационной поддержки; для некоторых хорошо подходят наглядные пособия, визуальные подсказки.

[1] Прим. переводчика: оценки распространённости в зависимости от критериев и инструментов диагностики значительно разнятся.
1. В 2003 году исследование детей с РАС показало, что распространённость аутизма варьирует от 0,03 до 4,84 на 1000, соотношение аутизма к синдрому Аспергера варьирует от 1,5:1 до 16:1.
2. Комбинация среднего геометрического соотношения 5:1 с консервативной оценкой распространённости аутизма 1,3 на 1000 даёт оценку распространённости синдрома Аспергера 0,26 на 1000.
3. В 2013 году глобальное исследование оценило распространённость синдрома Аспергера в 31 миллион человек от популяции.

[2] Прим. переводчика: в рамках бигендерной системы.

Представленный выше материал — перевод текста "Asperger Fact Sheet".