You are here

Что такое "патологическое избегание требований"?

Здесь мы рассматриваем патологическое избегание требований как поведенческий профиль в спектре аутизма. Мы объясняем, что такое ПИТ, каковы его характеристики и как начать процесс диагностики. Также мы рассмотрим рекомендации для родителей и педагогов.

Что такое "патологическое избегание требований"?

Патологическое избегание требований (ПИТ) всё чаще — однако не повсеместно — считается профилем поведения, наблюдаемым у некоторых людей в спектре аутизма.

Люди с профилем ПИТ разделяют трудности в общении, социальном взаимодействии, наличии ограниченных и повторяющихся моделей поведения, видов деятельности и интересов с другими людьми в спектре аутизма.

Однако те, кто имеет именно этот диагностический профиль, испытывают крайне сильное стремление избегать повседневных требований и ожиданий. Такое избегающее требований поведение основано на потребности в контроле, которая, в свою очередь, базируется на тревоге.

Хотя профиль ПИТ признан относительно необычным, важно распознавать и понимать данный профиль поведения — это влияет на поиск оптимальных путей поддержки человека.

Особенности профиля ПИТ

Аутизм многогранен, и различные профили, включая ПИТ, затрагивают людей по-разному и в разной степени.

Может казаться, что люди с ПИТ лучше понимают социальные ситуации и обладают лучшими коммуникативными навыками по сравнению с другими в спектре аутизма, а также способны использовать это в своих интересах. Однако, возможно, они не столь хороши в понимании социальных вопросов, как кажется.

Отличительные особенности людей с профилем ПИТ:

  • сопротивляются обычным требованиям жизни и избегают их,
  • используют социальные стратегии как часть избегания — например, отвлечение, отговорки,
  • выглядят общительными, но им не хватает понимания,
  • импульсивны, испытывают чрезмерные колебания настроения,
  • чувствуют себя комфортно в ролевых играх и притворстве,
  • проявляют навязчивое поведение, которое нередко ориентировано на других людей.

Люди с таким профилем стремятся контролировать и доминировать, особенно когда ощущают тревогу. Впрочем, они также могут быть загадочными и очаровательными, если чувствуют себя в безопасности и ощущают контроль над ситуацией. Важно признать, что эти люди имеют скрытую инвалидность.

Лицам с ПИТ может требоваться значительная поддержка. Чем раньше будет диагностировано ПИТ, тем быстрее будет оказана соответствующая помощь.

ПИТ в детские годы

По данным Центра Элизабет Ньюсон (Elizabeth Newson Centre) многие люди с профилем поведения ПИТ имели «пассивную раннюю историю». Это означает, что в младенчестве они:

  • не тянулись к интересующим их предметам и людям,
  • бросали игрушки,
  • "просто смотрели",
  • испытывали задержки в развитии.

Когда дети растут и ожидания относительно них также возрастают, дети могут начать категорически возражать против обыденных требований и сопротивляться им. Некоторые активно сопротивляются с самого начала — всё должно быть на их условиях.

Многие родители детей с ПИТ из-за недопонимания сталкиваются с ошибочными обвинениями в плохом воспитании детей. Эти родители нуждаются в серьёзной поддержке, поскольку у их детей могут быть значительные проблемы в поведении.

Характеристики ПИТ

Главная характеристика ПИТ — когда к человеку предъявляются требования, у него возникает высокий уровень тревожности. Избегание требований может наблюдаться в развитии различных детей, включая тех, кто в аутистическом спектре. Именно степень и экстремальный характер этого избегания, вместе с проявлениями социально шокирующего поведения, приводят к тому, что его называют "патологическим".

Сопротивление обычным требованиям жизни и их избегание

Может казаться, что у людей с ПИТ даже простые ежедневные ожидания вызывают сильный стресс, и они в поразительной степени пытаются избежать требований.

Требования могут быть такими — пришло время вставать с постели, выйти из дома или присоединиться к какой-либо деятельности. Порой любое предложение другого человека воспринимается как требование.

Это может проявляться даже в том случае, когда человек, кажется, сам хочет сделать то, что было ему предложено.

Некоторым избегание кажется их самым большим социальным и когнитивным навыком, а стратегии, которые они используют — в сущности социальными стратегиями. Они могут включать в себя:

  • отвлечение человека, предъявляющего требование,
  • признание требования, но при это поиск оправданий,
  • промедление и переговоры,
  • физическое "выведение себя из строя",
  • уход в фантазии,
  • физические вспышки или атаки.

В основе такого уклонения лежит беспокойство по поводу соответствия социальным требованиям и отсутствия контроля над ситуацией.

Люди с другими профилями аутизма тоже могут реагировать на социальные требования избеганием, но, как правило, делают это такими способами, которые не носят явный социальный характер — например, игнорирование или уход.

Некоторые люди с ПИТ, похоже, обладают достаточным социальным пониманием, чтобы адаптировать свои стратегии под человека, выдающего требование. Родители очень часто используют слово "манипулирование", чтобы описать данный аспект поведения своего ребенка и говорят, что это, вероятно, его наибольшее мастерство. "Вот если бы он приложил хотя бы половину тех усилий, что затрачивает на избегание, чтобы делать то, что я хочу", — говорят они.

Люди с ПИТ также могут использовать прямой отказ или проявлять вспышки агрессии. Вероятно, это форма паники, и обычно это проявляется, когда другие стратегии не сработали или тревога настолько высока, что происходит "взрыв" или "мелтдаун". Человек может внезапно начать кричать, бросаться вещами и физически "выходить из себя".

Кажутся общительными, но не хватает глубины понимания

Люди с профилем ПИТ, как правило:

  • выглядят сначала общительными, "человеко-ориентированы",
  • изучили немало правил этикета и способны вежливо отказаться от требования или предложения,
  • выглядят хорошо понимающими, какая именно стратегия может быть эффективна с конкретным человеком,
  • демонстрируют отсутствие тонкости и глубины — они могут вводить в заблуждение, быть непреклонными и остро реагировать на, казалось бы, незначительные события,
  • испытывают сложности в понимании границ, принятии социальных обязательств и ответственности за свои действия,
  • демонстрируют противоречивое поведение и настроения — например, обнимая, начинают щипаться, или ребенок может обнимать родителей со словами "Я тебя ненавижу",
  • в детстве имеют недостаток чувства гордости и стыда, ведут себя слишком свободно,
  • в детстве не понимают неписаных социальных границ между взрослыми и детьми, могут вести себя фамильярно или начальственно.
    Родители Эдварда — о том, как он относится ко всем одинаково:

"У него нет чувства авторитета, он не признают иерархию. Он в целом хорошо относится ко взрослым и реагирует лучше, если вы будете говорить с ним по-взрослому. Он разговаривает с другими детьми так, будто он сам взрослый или в роли учителя, и, например, пытается не разрешить детям выходить играть, если идёт дождь. Он относится к своей племяннице так же, как его родители — как будто он тоже взрослый".

Чрезмерные колебания настроения и импульсивность

Среди аутистов распространены трудности с регулированием эмоций, однако ранние исследования (англ.) показали, что особенно распространены они у людей с ПИТ. Эти люди могут настолько внезапно переключаться от одного настроения к другому, что можно сказать, будто "включили и выключили свет".

Другим их эмоции могут показаться чрезмерно драматичными, как актерская игра, и порой не имеющими очевидной причины.

Однако подобное переключение настроения бывает ответом на давление или требования, и обусловлено оно необходимостью держать ситуацию под контролем.

Всё это может сделать детей с ПИТ очень непредсказуемыми. Для большинства из них данная проблема сохраняется и во взрослом возрасте.

Чувствуют себя комфортно в ролевых играх и притворстве, иногда в высшей степени

Люди с профилем ПИТ, особенно дети, нередко проявляют интерес к ролевым играм и фантазированию, иногда в чрезмерной степени. Они часто используют ролевые игры или притворство как часть стратегии избегания требований или осуществления контроля. Когда они вовлекаются в игровые сценарии с другими людьми, то почти всегда пытаются управлять, и это может привести к реальным конфликтам — особенно с другими детьми.

Подобное поведение было признано в ранних исследованиях отличающимся от поведения многих других детей в спектре аутизма. Дети с профилем ПИТ часто имитируют и принимают на себя роль других, расширяя и примеряя на себя их стиль, а не просто повторяя эхоподобным образом то, что они слышали или видели.

По данным ранних исследований около трети детей порой путали реальность и фантазии. Это также имеет место для многих людей с иными профилями аутизма.

Задержка речевого развития, которая нередко хорошо нагоняется

Подавляющее большинство детей с ПИТ испытывает задержки в том или ином аспекте своего раннего речевого и языкового развития - хотя это может зависеть от их интеллектуальных способностей — и часто неожиданно нагоняют отставание.

Люди с профилем ПИТ используют глазной контакт более общепринятым способом (за исключением ситуаций избегания требований) и лучше соблюдают очерёдность разговора, чем другие люди в спектре аутизма.

Как правило, они испытывают меньше трудностей в понимании невербального общения. Однако некоторые из них сталкиваются с такими проблемами, как буквальное восприятие слов и непонимание сарказма и поддразнивания.

В то время как большинство людей с ПИТ свободно использует экспрессивную речь, некоторые испытывают сложности с её пониманием. Они могут иметь трудности с обработкой того, что слышат, и нуждаться в дополнительном времени для этого.

Эти проблемы способны привести к недопониманию и нарушению процесса общения, что также может отражаться на их поведении.

Навязчивое поведение, часто ориентированное на людей

Сильные увлечения и специальные интересы, преследуемые в "навязчивой" степени, очень характерны для людей с любым профилем аутизма. Тем не менее, Элизабет Ньюсон отметила, что избегающее требований поведение само по себе обычно ощущается "навязчивым".

Люди с ПИТ могут сильно увлекаться вымышленными персонажами и сценариями. Предметы фиксации для людей с профилем ПИТ также могут иметь отношение к конкретным лицам, с которыми они взаимодействуют. Это способно привести к обвинениям, виктимизации и преследованиям, что вызывает проблемы в отношениях со сверстниками.

Сенсорные отличия

Подобно людям с другими профилями аутизма, люди с ПИТ могут испытывать проблемы в обработке повседневной сенсорной информации, такой как звук, зрительные образы, запах, вкусовые ощущения и прикосновения. Они также могут иметь вестибулярные (касающиеся удержания равновесия) и проприоцепторные (касающиеся осознания тела) трудности.

Серьёзные поведенческие трудности

Многие люди с ПИТ могут испытывать серьёзные проблемы контроля и регулирования своих эмоций, особенно гнева. В детстве это может приобретать форму как затяжных мелтдаунов, так и менее драматичных стратегий избегания — например, отвлечение и отговорки. Важно рассматривать это как крайнюю степень тревоги или "панические атаки" и относиться к этому соответствующим образом. Попробуйте использовать ободрение, успокаивающие стратегии и методы деэскалации.

Аналогично другим профилям аутистического спектра, поведение человека с ПИТ может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Например, ребенок может быть очень тревожным дома, но спокойным в школе. Это выученная стратегия выживания, и непонимание реальных причин данных различий способно заставить родителей чувствовать себя в изоляции и несостоятельными.

В других случаях «вспышки» гораздо хуже в школе, где требования могут оказаться значительно выше, и это способно привести к множественным исключениям из школы в раннем возрасте. У некоторых детей тревога способна развиться до такой степени, что они будут отказываться ходить в школу.

Получение диагноза

Поскольку ПИТ считается поведенческим профилем в спектре аутизма, обычно оно определяется в процессе диагностики аутизма — как правило, междисциплинарной командой, состоящей в том числе из врачей-педиатров, клинических и образовательных психологов, психиатров, логопедов и специалистов по трудотерапии.

Признание ПИТ в качестве поведенческого профиля внутри спектра аутизма произошло сравнительно недавно, а видимые социальные способности многих детей с ПИТ маскируют их проблемы. Множество детей не диагностируют до тех пор, пока они не повзрослеют, а кто-то бывает диагностирован с иным профилем аутизма. Иногда родители чувствуют, что этот другой профиль не совсем подходит. Поверхностная социальность и часто яркое воображение детей с ПИТ путают профессионалов в отношении диагноза.

Другие аутичные дети и взрослые могут демонстрировать одну или несколько поведенческих особенностей, относящихся к ПИТ. Когда наблюдается большое количество таких черт, полезно иметь диагноз ПИТ, поскольку это:

  • помогает людям с ПИТ и их семьям понять, почему они испытывают определённые трудности и что они могут с этим сделать,
  • позволяет людям получать доступ к услугам, поддержке и соответствующим рекомендациям о стратегиях,
  • позволяет исключить неверные предположения и диагнозы, такие как расстройство личности, оппозиционно-вызывающее расстройство, СДВГ, дислексия или диспраксия (хотя человек может также иметь и эти расстройства),
  • предоставляет информацию местным органам власти и школам о важности оказания поддержки и использования соответствующих ПИТ стратегий и мер, которые отличны от тех, что приносят пользу другим людям в спектре аутизма. Это помогает избежать исключения из школы.

[Далее в этом разделе идёт информация, которая, по-видимому, относится конкретно к Великобритании. — Примечание переводчика.]

Чтобы начать процесс диагностики, попросите у своего врача общей практики направление к местному педиатру (если проводится диагностика ребёнка) или к команде специалистов по аутизму. Если ваш ребёнок учится в школе, поговорите с его учителем и координатором по особым образовательным потребностям, чтобы выяснить, как они могут помочь. Но имейте в виду — они могут мало знать о патологическом избегании требований.

Диагностирование ПИТ и анализ навыков в местных диагностических командах может меняться в зависимости от региона. Тем не менее, к кому бы вы ни обратились, он должен выдать вам подробный профиль сильных сторон и потребностей вашего ребёнка. Национальными и международными стандартами ПИТ в настоящее время не признаётся в качестве отдельного диагноза.

Вы можете получить советы и помощь в диагностировании в Центре Элизабет Ньюсон (англ.), в сообществе ПИТ (англ.) и по нашей горячей линии (англ.).

Сообщество ПИТ подготовило информационную брошюру (англ.) по вопросам здравоохранения, образования и социальной помощи, которая может оказаться полезной для родителей.

Клиницистам также может быть интересно узнать об обнаружении симптомов ПИТ с помощью Диагностического интервью по социальным и коммуникационным расстройствам (DISCO) (англ.).

Рекомендации для родителей

Многие родители считают, что опробованные и проверенные стратегии, которые используются с детьми, имеющими другие профили аутизма, неэффективны для их ребенка с профилем ПИТ. Это объясняется тем, что людям с этим профилем нужен менее директивный и более гибкий подход, чем другим в спектре аутизма.

В основе данного подхода лежит понимание того, что человек с ПИТ не выбирает преднамеренно "не соответствовать" и не может преодолеть свою потребность в контроле. Однако при грамотной поддержке он может начать делать успехи по мере укрепления доверия и уверенности.
На сайте сообщества ПИТ имеется очень полезная информация для семей.

Образование — меры и подходы

Наши знания о соответствующих мерах и образовательных подходах растут.

Одна из важнейших причин выделения поведенческого профиля ПИТ среди других состояний и профилей аутизма — обеспечение правильного образовательного подхода к ребёнку. Наилучшие подходы для детей с этим профилем действительно отличаются, что было признано с публикацией руководств для детей с ПИТ (англ.) как части английских национальных стандартов в сфере аутизма (англ.).

Использование структурированных методов обучения, которые могут помочь людям с другими профилями аутизма при учёте индивидуальных потребностей, часто гораздо менее полезно людям с ПИТ и нуждается в значительной адаптации. Люди с ПИТ нередко равнодушны к структурированию и рутинам. Непрямой стиль общения с большей вероятностью приведёт к тому, что они почувствуют контроль над своим обучением, который им так необходим.

Также на сайте сообщества ПИТ доступны "Руководства по образованию детей с ПИТ и обращению с ними" (англ.) и "Простые стратегии поддержки детей с ПИТ в школе" (англ.) педагога-психолога Эммы Гор Лэнгтон (Emma Gore Langton), и Зое Сайсон (Zoe Syson) из Positive PDA.

Узнать больше об обучении детей с ПИТ: http://www.autism.org.uk/professionals/teachers/classroom/pda.aspx (англ.)

Что вызывает ПИТ и кто страдает от него?

Причины ПИТ, наряду с причинами других профилей аутизма, до сих пор изучаются.

Поведенческий профиль ПИТ наблюдается у людей любого пола, и, как предполагается, в равных пропорциях. Это значит, что у женщин он встречается с такой же вероятностью, как у мужчин.

Данные о распространённости в цифрах пока отсутствуют, но они станут более ясными по мере того, как будет диагностировано больше людей с ПИТ.

ПИТ затрагивает людей любого происхождения и любой национальности.

История и недавние исследования

В 1980-х годах профессор Элизабет Ньюсон впервые использовала термин "патологическое избегание требований" (ПИТ) для описания профиля группы детей, которую она диагностировала в исследовательской группе по развитию детей в Ноттингеме. Её ранние труды были неофициально опубликованы в рамках конференции, затем первая журнальная статья (англ.) появилась в "Архивах детских болезней" (Archives of Diseases in Childhood) в 2003 году.

В ходе недавних исследований был разработан опросник о патологическом избегании требований EDA-Q (англ.), предназначенный для выявления лиц, возможно, имеющих ПИТ, в исследовательских целях. Некоторые исследователи и врачи начали использовать термин "экстремальный" наряду с термином "патологический". Это означает, что вы можете встретить термины "экстремальное/патологическое избегание требований".

Многие родители нашли EDA-Q полезным для того, чтобы выяснить, может ли соответствовать развитие их ребёнка данному профилю.
Признание ПИТ как поведенческого профиля внутри спектра аутизма возрастает.

Представленный выше материал — перевод текста What is pathological demand avoidance?

Комментарии

Комментарий: 

Также есть перевод о ПИТ в виде сайта: https://sites.google.com/view/pathological-demand-avoidance/

Комментарий: 

Спасибо огромное. Как раз хотела просить перевод статьи со стратегиями поведения для родителей. Кажется это наш случай.

Subscribe to Comments for "Что такое "патологическое избегание требований"?"