You are here

Расстройства спектра аутизма и Сексуальность


heart

Введение

Изучение сексуальности – это непрерывный, пожизненный процесс, возникающий с момента рождения. Через наши любовь и заботу дети изучают своё тело, узнают о ласковых прикосновениях и доверии. В детстве начинается осознание себя девочкой или мальчиком, а также то, что в семье или культуре означает быть женщиной или мужчиной. Наблюдая за окружающими, дети узнают о привязанности, уважении и о том, как правильно себя вести.

Многие подростки и молодые люди в спектре аутизма желают романтических отношений. Они хотят встречаться, испытать близость, вступить в брак. Чтобы они сделали правильный выбор, мы – родители – обязаны научить их очень личным темам.

Если окажется, что ваш ребёнок не готов изучать человеческую сексуальность, то не думайте, что он не в состоянии понять её концепцию. Причина может быть в сенсорных и/или коммуникативных проблемах. Если у ребёнка возникают трудности с изучением новой информации или с приобретением новых навыков (независимо от предмета), то, возможно, вам сперва потребуется решить сенсорные и коммуникативные проблемы.

Преодоление сенсорных проблем

Осмысление мира, понимание того, что им говорят их чувства, большинство взрослых в спектре аутизма оценивает как самый важный навык, который требовалось изучить в детстве. На самом деле, это самый важный навык, который нужно усвоить всем детям. Если ребёнок не понимает, что он видит, слышит, трогает, чувствует и обоняет, то как он может научиться другим навыкам, необходимым для выживания в современном мире? Навыки общения и взаимоотношений важны тем, что в первую очередь требуют понимания мира, а также осознания своего места в мире.

Иногда во время обучения родители настолько погружаются в социальные ситуации, что недооценивают или забывают о том влиянии, которое сенсорные проблемы могут оказать на способность их ребёнка овладеть социальным навыкам и развивать социальную осведомлённость. В сочетании сенсорные и социальные проблемы тормозят обучение. Сенсорные проблемы мешают ребёнку сосредотачиваться и учиться. Тревога из-за сенсорных проблем может быть очень сильной и полностью захватить сознание. Вот почему любой человек, пытающийся научить ребёнка с расстройствами аутистического спектра (РАС) социальным навыкам (даже базовым), сперва должен оценить окружающую среду с сенсорной точки зрения и устранить сенсорные проблемы, препятствующие способности ребёнка сосредоточиться на социальном уроке. Родители ломают голову и задаются вопросом, почему ребёнок не может освоить базовые социальные навыки или даже не пытается, но чего они ждут, если он попадает в среду, которая причиняет ему боль? Например, люминесцентные лампы могут не беспокоить нас, но для ребёнка в спектре аутизма мерцающий и гудящий шум может быть невыносимым.

Преодоление коммуникативных проблем

После осмысления окружающего нас мира общение является наиболее важной и основной способностью. Как и всем детям, для удовлетворения своих потребностей детям в спектре аутизма нужно уметь общаться.

У многих детей в спектре аутизма есть проблемы поведения того или иного рода по разным причинам. Поведение – форма общения, и здесь сложность заключается в выяснении того, о чём говорит нам конкретное поведение. Ребёнок может быть не в состоянии сообщить о происходящем, потому что у него нет базовых навыков общения, или у него есть хорошие коммуникативные навыки, но он не может использовать их в конкретный момент, потому что он перегружен. Это приводит к такому поведению как интенсивное раскачивание и самостимуляции (стимминг), вплоть до ярости и срыва (мелтдаун).

Зачастую мы слишком много внимания уделяем остановке и изменению поведения, не выяснив его цель. Нам всем нужно научиться правильному поведению, но, что более важно, нам нужна форма общения, которую можно умело и комфортно использовать для самовыражения.

В высокофункциональной части спектра аутизма есть много людей, очень чётко выражающих свои мысли, но всё испытывающих проблемы с обычными аспектами разговора. Например, многие из них мыслят буквально, не понимают метафор, двойных значений или идиом. Или у них проблемы с пониманием социальных сигналов и языка тела. Эти трудности влияют на социальные отношения и на то, как люди в спектре аутизма реагируют в социальных ситуациях.

Помните: даже если ребёнок не может общаться, это не значит, что он не понимает того, что вы ему говорите. И Вам все ещё нужно поговорить с ним о человеческой сексуальности.

Особые темы

Половое созревание
Как правило, люди в спектре аутизма любят предсказуемость и рутину и не любят перемен. Некоторым дошкольникам и подросткам трудно принять то, что их тела меняются, они становятся больше и вырастают из одежды. Потому важно заранее рассказать ребёнку об изменениях, которые произойдут по достижении им половой зрелости.

В годы полового созревания существует риск депрессии, так как подростки с РАС начинают понимать, насколько они отличаются от сверстников. Они больше интересуются социализацией, и их могут дразнить и презирать из-за отсутствия необходимых навыков. У вашего ребёнка могут возникнуть чувство тревоги и депрессия, которые останутся незамеченными, если вы не научитесь поощрять его делиться своими мыслями. Ваш ребёнок должен знать, что испытывать эти чувства – нормально, уметь распознать и определить у себя различные чувства. Карточки с картинками или простые рисунки с изображением счастливых и грустных лиц могут помочь невербальному ребёнку сообщать о своих чувствах.

Наряду со специфическими для РАС поведенческими проблемами у детей в спектре аутизма бывают и самые обычные проблемы непослушания, свойственные этому периоду роста. В раннем подростковом возрасте большинство молодых людей стремится к большей независимости от своих родителей, ищут ещё большего одобрения от сверстников и пытаются вписаться в компанию.

Больше информации про обучение ребёнка вопросам половой зрелости можно найти в нашей статье "Обучение половой зрелости".

Гигиена
Большинство детей в спектре аутизма познают самостоятельно всё то, что нужно знать о гигиене и уходе за собой. И здесь ваша цель – научить их максимальной независимости в этих вопросах. Для многих такое обучение станет постоянной пожизненной задачей. Обретая навыки гигиены, дети также научатся скромности и ответственности.

Объясните ребёнку, почему нужно выучить правильные процедуры самообслуживания: потребность в хорошей гигиене ради здоровья, социальные аспекты необходимости хорошо пахнуть и выглядеть чистым. Это особенно важно для детей, которые сходу не понимают, почему они должны делать то, что им так трудно. Используйте Социальные Истории (см. ниже) и предоставьте им возможность выбирать гигиенические продукты по своему вкусу, это повысит их самостоятельность.

Поведение публичное и приватное
Ради собственной безопасности всем детям в спектре аутизма необходимо понимать, какие части тела можно показывать на людях, а какие нельзя; разницу между личным и общественным местами; как можно вести себя на людях и как можно вести себя в личном пространстве; что можно говорить прилюдно, а что нет.

Социальные Истории (см. ниже) эффективны для любого уровня развития при обучении поведению в публичных местах и вне глаз окружающих.

Больше информации про обучение ребёнка вопросам поведения можно найти в нашей статье "Обучение поведению на людях и в личном пространстве".
перевод на русский язык материалов из "Обучение поведению на людях и в личном пространстве":
Семья и сексуальное здоровье, специальное образование, Урок 16 "Осознайте тело"
Информация о мастурбации
Личное и публичное

Сексуальное насилие
У более функционального ребёнка могут быть хорошие коммуникативные навыки, но и для него существует риск сексуального насилия. Если не обучать детей, то они сами или от своих друзей (у них обычно их мало) не узнают, что представляет собой половой акт, как отказать и так далее. Такие дети плохо предсказывают поведение окружающих, они доверчивы по своей природе и, если их специально не научить, не понимают социальные сигналы и язык тела.

Ребёнок с плохими коммуникативными навыками может стать идеальной жертвой сексуального насилия, потому что он не может сказать "нет" нежелательному прикосновению и не может сообщить о насилии после того, как оно произошло.

Социальные Истории (см. ниже) эффективны для любого уровня развития при обучении тому, кому разрешено прикасаться к ребёнку, а кому нет.

Больше информации про обучение ребёнка вопросам предотвращения сексуального насилия можно найти в нашей статье "Обучение предотвращению сексуального насилия: круги доверия и отношения" (перевод на русский язык тут).

Романтические отношения
Считать, что подростки и взрослые в спектре аутизма не хотят вступать в романтические отношения, – ошибка. И люди, владеющие устной речью, и невербальные ясно дают понять, что им нравятся романтические отношения.

Знать, что вы хотите общаться с другими людьми, и знать, как общаться – две большие разницы. С такой проблемой сталкиваются все люди в спектре аутизма, независимо от их уровня функционирования. Как и во всём остальном, трудности могут варьироваться от человека к человеку, но навыкам взаимоотношений необходимо обучать каждого. Помимо проблем с общением, с которыми сталкивается большинство людей в спектре аутизма, также возможны проблемы поддержания зрительного контакта, распознавания своих собственных эмоций и эмоций других людей, а ещё реакций на интимное прикосновение. Люди с аутизмом не всегда знают, как начать, поддержать или закончить разговор. К тому же социальные ситуации часто сопровождают перегружающие сенсорные стимулы. Все это так или иначе влияет на построение отношений.

Больше информации про обучение ребёнка вопросам романтических отношений можно найти в наших статьях "Обучение предотвращению сексуального насилия: круги доверия и отношения" (перевод на русский язык тут) и "Обучение романтическим отношениям подростков с ВФА" (перевод на русский язык тут).

Секс
В большинстве своём родители неохотно учат детей и подростков в спектре аутизма вопросам секса. Они предполагают, что их дети не готовы или не заинтересованы в сексе или свиданиях, не понимая, что именно недостаток знаний делает их потенциальными жертвами сексуального насилия.

Часто возникает вопрос: "Будет ли информирование о сексе подростков побуждать их попробовать и экспериментировать?" Ответ: "Нет". Проведённые в разных странах исследования раз за разом показывают, что именно не обладающие достаточной информацией подростки вовлекаются в ранние сексуальные отношения. Те же, кто хорошо информирован, проявляют тенденцию откладывать свои первые половые контакты. И когда они становятся сексуально активными, у них есть уверенность в том, что они сумеют обсудить секс с партнёром и воспользоваться контрацепцией.

Стратегии

Каждому ребёнку (независимо от того, есть у него РАС или нет) нужно изучать практическую информацию и навыки, связанные с половым созреванием и изменениями тела, различными типами отношений, скромностью и подходящим поведением в обществе, а также с другими аспектами человеческой сексуальности. В отношении детей и подростков в спектре аутизма важно не делать предположения о том, что они знают или инстинктивно понимают, об уровне их понимания услышанного и увиденного.

Вот некоторые общие рекомендации относительно того, чему, где, как и когда учить вашего ребёнка:

  • Из-за высокого риска сексуального насилия для людей с аутизмом важно, чтобы дети с низкой функциональностью научились самостоятельно мыться и соблюдать гигиену.
  • Важно познакомить ребёнка с вопросами половой зрелости до того, как его тело начнёт развиваться. В противном случае девочка может подумать, что истекает кровью во время своих первых месячных, а мальчик может подумать, что он описался, когда ему приснится первый эротический сон.
  • Обычно подростки с РАС менее эмоционально зрелые, чем их типично развивающиеся сверстники. Они могут оказаться не готовы к некоторой информации об интимной близости и сексуальности, но им необходимо получить сексуальное образование для того, чтобы уменьшить риск ненадлежащего поведения или сексуального насилия. Кроме того, дети могут слышать, как их сверстники обсуждают эту тему, и лучше им знать, о чём речь.
  • Все подростки должны знать о том, как ухаживать за собой и одеваться, но если ваш ребёнок хочет быть как окружающие, то нужно приложить гораздо больше сил, обучая тому, как ухаживать, одеваться, рассказать о моде и стиле. Обязательно нужно донести, почему эти темы так важны для типичных сверстников. Приспособление – это необходимый в жизни навык, он важен для самооценки, а также для будущего успеха в мире людей без аутизма. По меньшей мере подростки в спектре аутизма должны выглядеть аккуратно и чисто; но наличие одного или двух предметов "крутой" одежды поможет им вписаться куда больше. Приспособление уменьшает шансы подвергнуться травле.
  • Разговоры о сексе с детьми и подростками, у которых проблемы со зрительным контактом, лучше проводить не лицом к лицу. Попробуйте обсудить эту тему, когда вы идёте бок о бок, работаете рядом (например, при приготовлении еды) или вместе едете в машине.
  • От того, как вы решите преподать различные темы сексуальности, будет зависеть, насколько поймёт вас ребёнок. Объясняйте ему до полного понимания, подкрепляйте усвоенное визуальными голосовыми материалами в форме Социальных Историй (см. ниже). При необходимости проведите анализ задачи или составьте наглядный материал из слов или рисунков (см. ниже). Все дети в спектре аутизма могут узнать о человеческой сексуальности, даже если им на это понадобится больше времени, чем детям без аутизма. Выяснить, как именно их обучить, вот в чём главное.

Вот некоторые конкретные стратегии, которые могут сработать с вашим ребёнком:

Социальные Истории
Обучение социальным навыкам для многих детей – особенно важное направление. Исследования показали, что у многих людей с аутизмом есть проблемы с т.н. "моделью психического" – они не понимают, что другие люди думают иначе. Возможно поэтому они часто не могут предвидеть, что другие скажут или сделают, и это создаёт проблемы в социальном поведении и общении. Существуют различные методы обучения социальным навыкам и общению, но есть один метод, который особенно хорошо срабатывает в домашних условиях, – это Социальные Истории.

Социальные Истории нужно делать под конкретного ребёнка и для каждой конкретной ситуации. Создавая Социальную Историю, вам нужно в первую очередь определить то поведение, которое вы пытаетесь изменить. Например, ребёнок может сильно эмоционировать, когда сталкивается с небольшой трудностью типа неспособности завязать шнурки на своей обуви. История должна отражать инцидент с обувью специально для того, чтобы оказать оптимальное влияние на ребёнка. После оценки поведения нужно начать Социальную Историю с описательного предложения, объясняющего ситуацию или среду, в которой возникает проблема: "Каждый день перед школой я должен надеть обувь и завязать шнурки". Затем следует перспективное предложение, показывающее точку зрения ребёнка или других людей на ситуацию: "Когда я не могу завязать шнурки на своих ботинках, я чувствую себя очень сердитым". Наконец, директивное предложение даст ребёнку конкретные инструкции о том, что делать или не делать: "Когда я злюсь, я не должен кричать и плакать" или "Когда у меня проблемы с завязыванием ботинок, я должен тихо встать и попросить маму о помощи".

Состав Социальной Истории зависит от возраста и способностей ребёнка. Для маленьких детей вполне достаточно только фотографий или картинка и одно предложение на странице. А дети постарше могу захотеть, чтобы истории выглядели более похожими на взрослые. Количество описательных, перспективных и директивных предложений также может варьироваться в зависимости от уровня способностей ребёнка. Социальная История – это, как правило, история от первого лица в настоящем времени.

Поскольку Социальная История пишется как бы от лица ребёнка, важно понять его видение ситуации. Обсуждая с вами области, с которыми они испытывают трудности, дети с более высоким уровнем функционирования могут участвовать в создании истории, это поможет вам взглянуть на происходящее их глазами. С детьми с уровнем функциональности ниже такое невозможно, это означает, что вам придётся внимательно наблюдать за своим ребёнком, чтобы выяснить причину его поведения.

Вот пример социальной истории:

Меня зовут Джейсон. Я учусь в средней школе "Роза Паркс".

Мне нравятся несколько девочек в моём классе. Мне нравится подходить и трогать их. Хотя мне нравится прикасаться к ним, девочкам это совсем не нравится. Они часто кричат на меня или жалуются учителю.

Я решаю, кто прикасается к моему телу. Теперь я должен понять, что девочки тоже решают, хотят ли они, чтобы их трогали. Я могу спросить девочек, могу ли я к ним прикасаться, и если они скажут "нет", я не должен к ним прикасаться.

Разработчик Социальных Историй Кэрол Грей считает, что половина всех написанных вами историй должна быть о том, что ваш ребёнок делает хорошо.

Обучение общению при помощи комиксов
Комиксы (Comic Strip Conversation) можно использовать независимо или совместно с Социальными Историями для решения проблем общения, с которыми сталкивает ребёнок. Рисунки показывают вербальное общение, обеспечивая дополнительную поддержку людям, которые пытаются понять происходящий в разговоре быстрый обмен информацией.

Обычно в комиксах разговор двух или более людей представлен в виде простых рисунков. Для того, чтобы ребёнок смог увидеть в разговоре вещи, которые он обычно не понимает, используют фигурки людей, пузыри с мыслями и словами (выноска – прим. переводчика), символы и цвет. Пузыри с речью можно рисовать по-разному для передачи различных эмоций (например, острые углы для сердитых мыслей). Текст можно писать разными цветами, чтобы передать различные эмоции или значения (например, зелёный для счастья, красный для грусти, жёлтый для страха, чёрный для фактов и оранжевый для вопросов). Вы и ваш ребёнок сами можете выбрать цвета. Созданные комиксы лучше сохранять в книге для дальнейшего использования и пересмотра.

Разговоры в стиле комиксов можно использовать для объяснения сарказма и насмешек, которые многих детей с аутизмом приводят в замешательстве. Поскольку детям в спектре аутизма трудно интерпретировать мысли других людей, комиксы также можно использовать, чтобы показать, что у разных людей есть разные мысли.

Картирование социального поведения
Картирование социального поведения фокусируется на модификации поведения посредством внутренней саморегуляции. Это лучше всего работает с детьми в более высокофункциональной части спектра аутизма.

Данный метод требует от ребёнка учитывать разницу между "ожидаемым" и "неожиданным" поведением, даже если он изучает разницу между "уместным" и "неуместным" поведением. Изменив язык таким образом, происходит смещение фокуса на влияние, которое поведение может оказать на сверстников. Ребёнка просят подумать, ожидали ли от него действие и повлияет ли это на реакции его сверстников.

Вот пример картирования социального поведения:

Тимоти – подросток, любящий неожиданно трогать и обнимать девочек из своего класса. Социальная Карта для этой ситуации показывает, что трогать или обнимать других без их разрешения "неожиданно". Это поможет Тимоти увидеть, как другие относятся к его поведению и как они реагируют на него.

Подходящие варианты поведения в Социальной Карте перечислены в таблице "ожидаемое поведение" наряду с приятными результатами, которые могут возникнуть как следствие такого поведения. Неожиданное поведение и вытекающие из него неприятные последствия перечислены в таблице "неожиданное поведение". Если попросить Тимоти сравнить эти две таблицы, то он сможет увидеть, как разные модели поведения приводят к разным результатам.

Вот пример Социальной Карты Тимоти:

Ожидаемое поведение Что чувствую другие люди Результат Что чувствую я
Держу руки по бокам или на столе Спокойствие Девочки не против сидеть рядом со мной Радость
Не прикасаюсь к девочкам в моём классе Комфорт Девочки чувствуют, что можно находиться рядом со мной Радость
Обнимаю девочек, если они попросили меня Безопасность Девочки относятся ко мне позитивно Мне приятно
Неожиданное поведение Что чувствую другие люди Результат Что чувствую я
Не держу руки по бокам или на столе Дискомфорт Девочки и мальчики говорят мне, что я дурак Огорчение
Прикасаюсь к девочкам без их разрешения Раздражение Девочки говорят, чтобы я оставил их в покое Неловкость
Обнимаю девочек без их просьбы Отвращение Девочки и мальчики злятся на меня Мне стыдно

Если вы решили попробовать эту технику, то обязательно держите карту при себе. Отследив соответствующее поведение, поставьте рядом с ним галочки.

Специальные техники обучения гигиене и уходу за собой
Иногда недостаточно выученные правила гигиены и ухода за собой и их плохое применение являются следствием необходимости запомнить все этапы процесса и последовательность выполнения, а ещё и отсутствия физических навыков. Вот некоторые приёмы, которые можно использовать для обучения ребёнка основным навыкам ухода за собой:

  • Составьте расписание. Расписание процедур ухода за собой нужно помещать рядом с местом выполнения задачи. Например, в ванной или спальне можно повесить график принятия душа, смены одежды, чистки зубов или расчесывания волос. Возможно, вашему ребёнку удобнее сверять свои действия с расписанием в блокноте, а не с напоминаниями на стене. Некоторые дети предпочитают слова, другие – картинки. Пробуйте всё, что работает.
  • Используйте картинки. Для не умеющих читать детей картинки – отличный инструмент обучения темам гигиены и ухода за собой, также из них можно составить визуальное расписание. Не владеющие устной речью дети с помощью картинок могут общаться.
  • Анализируйте задачи. Несколько раз самостоятельно пройдите задачу; затем проанализируйте и запишите каждый шаг, необходимый для выполнения задачи. Попросите ребёнка сделать те же действия, чтобы убедиться, вы нашли хороший способ выполнения задачи. После того, как вы найдёте наиболее подходящую для ребёнка последовательность шагов, сделайте для него письменный план или историю в картинках. Затем наблюдайте за ребёнком и записывайте на каждом шаге, как он справляется – независимо или с помощью подсказок, какие подсказки ему нужны. Это базовый уровень. Затем вам надо понять, на каких этапах следует сосредоточиться при обучении.
  • Пользуйтесь методом обратной цепочки. При обучении всем этапам ухода за собой, рассмотрите возможность начать с последнего пункта. Когда он будет освоен, добавьте следующий (предшествующий последнему) и так далее. Например, обучая ребёнка мыть руки, начните с вытирания рук полотенцем. Когда получится, добавьте выключение крана. Продолжайте двигаться в обратном направлении – от намыливания до включения крана. Таким образом, начиная с последнего шага и двигаясь в обратном направлении, ваш ребёнок пройдёт весь процесс. Это полезно сам по себе, но ещё учит важности выполнения задач.
  • Меняйте среду под плохие моторные навыки. Некоторые задачи гигиены и ухода требуют моторных навыков, которых может не быть у вашего ребёнка. Например, плохая мелкая моторика затрудняет процесс бритья или крепления гигиенической прокладки на нижнее бельё. В этих ситуациях необходимо разработать альтернативные стратегии, возможно, требующие адаптивного оборудования.
  • Тренируйте "мышечную память". У некоторых людей в спектре аутизма есть проблемы с моторикой. Они описывают эту проблему почти так же, как перенёсшие инсульт пациенты: они пытаются "приказать" конечностям двигаться, но этого не происходит. Но если вы положите свою руку на руку вашего ребёнка и будете двигать ею, выполняя задачи по уходу за собой, то постепенно сможете натренировать "мышечную память". Не ждите быстрого успеха – возможно, вам придётся много раз повторить процесс, прежде чем "мышечная память" сработает.
  • Включайте музыку или песни. Ритм, повторение отрывков из стихов, мелодия и рифма могут помочь запоминанию. Многие люди с аутизмом запоминают и осваивают последовательность шагов по уходу за собой под знакомые мелодии (такие как "Twinkle, Twinkle, Little Star"). Вы можете напевать по мере прохождения задачи, а затем сделать запись, чтобы ребёнок мог включить её при самостоятельном выполнении задачи. Со временем ребёнок сможет петь или насвистывать мелодию, помогая себе вспомнить.
  • Используйте видеомоделирование. Просмотр видео с людьми, выполняющими какое-либо задание, – хороший способ обучения для некоторых детей. Видеоролики бывают забавные и весёлые, их легко создать с помощью собственной камеры или телефона, и при этом вам не нужно быть экспертом. Просмотр видеороликов о том, как кто-то выполняет задачу, или о том, как ребёнок сам делает правильно конкретное задание, – отличный способ обучения.

Иные стратегии

  • Некоторые из описанных выше методов (составление расписания, анализ задач или использование видеомоделирования) можно использовать при обучении навыкам взаимоотношений, например, как флиртовать, как пригласить на свидание или как подготовиться к свиданию.
  • Если ребёнок ведёт себя неадекватно в социальной ситуации (например, задаёт незнакомым людям слишком личные вопросы или вместо поддержки разговора уходит в монолог), то обратите на это своё внимание. Напишите правила такого социального поведения и объясните их ребёнку. Сделайте со своим ребёнком Социальную Историю, используя правило, а затем попрактикуйтесь, предложив ребёнку разыграть по ролям ситуацию с другими участниками. Когда возникнет необходимость, напомните о правиле, это поможет его запомнить. Можно сохранять правила и Социальные Истории в виде книг или альбомов; полезно пересматривать их время от времени и анализировать.
  • Многие подростки в спектре аутизма указывали, что уроки актёрского мастерства и театральные кружки стали для них отличным способом развития социальной уверенности. На уроках актёрского мастерства люди часто начинают со сценария, а это – именно то, что нужно ребёнку в любой новой социальной ситуации. Затем, подобно изучившим свои роли актёрам, ребёнок становятся менее зависимым от сценария. Также можно узнать, какие выражения лица и жесты уместны в той или иной ситуации и как придать выразительность своему голосу. Такие уроки помогут обеспечить безопасную среду для получения базовых навыков и укрепления доверия.
  • Заручитесь поддержкой сочувствующего молодого человека, знакомого с подростковым сленгом, поведением и модой, чтобы провести ребёнка через эти социальные минные поля. Это даст вашему ребёнку понять, что говорить, делать или какую одежду носить в определённых ситуациях. Не менее важно то, что такой человек ещё может помочь понять, что нельзя говорить, делать или носить. И сказать вашему ребёнку, когда он слишком доверчив или легковерен (типичные черты человека в спектре аутизма).
  • Создавайте со своим ребёнком множество сценариев "что делать, если?". Например, "Что делать, если у тебя начались месячные в школе?", "Что делать, если мальчик дразнит тебя из-за твоей груди?", "Что делать, если у тебя эрекция перед классом?", "Что делать, если твой голос ломается и из-за этого над тобой смеются?". Вместе вы сможете выработать возможные решения для сценариев.
  • Старайтесь быть осведомлёнными о любом увлечении ребёнка другими людьми. Помогите понять, что влюблённость и интерес - это нормально и естественно, но это не относится к преследованиям как со стороны других людей, так и в отношении людей. Объясните ребёнку, что здоровые, зрелые отношения взаимны и уважительны.
  • Интернет ставит перед родителями совершенно новый набор проблем безопасности, которые необходимо решать. Убедитесь, что ребёнок полностью ознакомлен с потенциальными рисками Интернета и знает, как безопасно им пользоваться. Будьте готовы контролировать использование Интернета. Для получения дополнительной информации об Интернете и ASD, пожалуйста, прочитайте текст "Безопасность в Интернете".

Заключение

Маленькие дети в спектре аутизма не обращаются за помощью (когда их обижают на детской площадке, когда развязываются шнурки и т.д.), но нужно обучать их этому навыку с самого начала. Научиться обращаться с просьбами о помощи, а позже и советы доверенных людей, подготовят их к различным типам социальных отношений, когда они достигнут подросткового и взрослого возраста.

Исследования сексуальных отношений среди подростков показывают, что хотя многие молодые люди предпочитают обращаться к своим друзьям за поддержкой и неформальным обменом сексуальной информацией (что, конечно, может означать дезинформацию), большинство из них хотели бы иметь возможность поговорить со своими родителями о сексуальных вопросах. Что может быть куда более актуально для молодых людей с аутизмом. Они часто исключены из подростковых дискуссий и, следовательно, могут стать объектом насмешек из-за социальной неуклюжести и незнания современной терминологии. Нет никаких сомнений в том, что родители должны обеспечить подросткам сексуальное образование. И это не одноразовое дело: общение с подростками должно быть постоянное, открытое и честное. Есть много задач, стоящих перед родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра, и изучение человеческой сексуальности может быть оказаться не самой простой из них, но она – точно одна из самых важных.

Ссылки:
1. Autism Life Skills: From Communication and Safety to Self-Esteem and More – 10 Essential Abilities Every Child Needs and Deserves to Learn, Chantal Sicile-Kira, Penguin Group, 2008.
2. The Gray Center for Social Learning and Understanding, www.thegraycenter.org.
3. eHow, www.ehow.com.
4. Speechmark, www.speechmark.net.
5. Adolescents on the Autism Spectrum: A Parent’s Guide to the Cognitive, Social, Physical, and Transition Needs of Teenagers with Autism Spectrum Disorders, Chantal Sicile-Kira, Penguin Group, 2006.
6. Staffordshire Learning Net, www.education.staffordshire.gov.uk.
7. Making Sense of Sex: A Forthright Guide to Puberty, Sex and Relationships for People with Asperger’s Syndrome, Sarah Attwood, Jessica Kingsley Publishers, 2008.
8. Ballan, M.S. & Freyer, M.B. (2017). Autism Spectrum Disorder, Adolescence, and Sexuality Education: Suggested Interventions for Mental Health Professionals. Sexuality and Disability. doi:10.1007/s11195-017-9477-9

Представленный выше материал – перевод текста "Autism Spectrum Disorders and Sexuality".

Subscribe to Comments for "Расстройства спектра аутизма и Сексуальность"