You are here

О естественном улучшении при аутизме и реальном "аутизме Каннера"

Расстройство аутичного спектра – это клинический диагноз. Не существует лабораторных анализов, чтобы подтвердить или исключить аутизм (хотя существуют тесты для определения различных скрытых причин аутизма). Аутизм – это "синдром" (от греческого слова, означающего "бегущие вместе" - как группа лошадей, которые бегут рядом). Аутизм влияет на четыре области функционирования: социальное взаимодействие; язык; когнитивную гибкость; сенсоромоторные процессы. Симптомы в каждой из этих областей могут варьироваться от крайне инвалидизирующих то очень легких. Иногда проявления аутизма в одной или двух данных областях настолько мягкие, что они остаются незамеченными до постановки диагноза.

Обычно симптомы аутизма улучшаются с течением времени, даже без какого-либо лечения. Чем выше уровень интеллекта ребенка, тем быстрее и значительнее происходит улучшение.

Типичное развитие при аутизме может выглядеть примерно следующим образом:

- Социальные навыки: Никакого контакта глазами > периодический контакт глазами > хороший контакт глазами, но трудности с тем, чтобы понять, когда инициировать или поддерживать социальное взаимодействие.

- Язык: Отсутствие речи, может вести себя как глухой > речь сводится к эхолалии (повторению) и отсроченной эхолалии (копированию) > говорит хорошо, но имеет проблемы с вербальными нюансами (выдумки, вербальный юмор, тон голоса, очередь в беседе).

- Когнитивная ригидность: Интенсивный дистресс в случае перемен или изменений привычной рутины, интенсивное махание руками и хождение на носках > одержимость специфическими темами (алфавит, компьютерные игры, механические объекты) > периодическое возвращение махания руками и хождения на носках в случае возбуждения.

- Сенсоромоторные процессы: Крайняя разборчивость в еде, ведет себя "как глухой", настоятельно ищет сильного давления на кожу > постепенное снижение интенсивности, хотя эти особенности могут сохраниться.

Если вы еще этого не сделали, то я рекомендую вам прочитать оригинальную статью Лео Каннера 1943 года, посвященную аутизму. В этой работе Каннер описывает все характеристики, которые мы сейчас называем аутизмом. Там же он описывает эволюцию этих симптомов:

"В возрасте от 5 до 6 лет у них постепенно исчезает эхолалия… Шум и движения начинают переноситься лучше, чем ранее… Повторяющиеся движения принимают форму навязчивых интересов… дети начинают играть в группе, все еще не с членами группы, но, по крайней мере, они находятся на периферии рядом с группой… Все это заставляет семью поверить, что несмотря на очевидное «отличие» от других детей, происходит прогресс и улучшение". [Kanner, 1943]

В 1971 году Лео Каннер опубликовал исследование, основанное на повторном обследовании тех одиннадцати детей, описание которых легло в его оригинальную работу. На тот момент несколько из этих детей работали на высококвалифицированной работе. Один из них получил высшее образование.

Все это хорошо, но это также означает, что очень сложно подтвердить верность утверждений об эффективности тех или иных методов лечения, поскольку это может быть естественное улучшение состояния ребенка. Это, конечно, означает жирный знак вопроса каждый раз, когда речь идет об оценках эффективности всевозможного "лечения" аутизма. Многие такие виды лечения просто преувеличенно описывают естественные улучшения, которые бы произошли в любом случае.

Автор - доктор Джеймс Коплан, педиатр, специализирующийся на работе с детьми с особыми потребностями.

Представленный выше материал — перевод текста "Autistic spectrum disorder: Anatomy of a syndrome".

Subscribe to Comments for "О естественном улучшении при аутизме и реальном "аутизме Каннера""