You are here

Социальные навыки и коммуникация

Рекомендации по взаимодействию с людьми с РАС на мероприятиях с их участием

теги: 

Данный текст является продолжением статьи "Советы по организации доступной среды для аутистов на мероприятиях" и касается одного из аспектов создания доступной среды для людей с РАС на мероприятиях с их участием — особенностей взаимодействия с аудиторией.

У людей с РАС присутствует нарушение обработки сенсорной информации – проблемы с процессами обработки информации от одной или более из семи сенсорных систем: визуальной (зрение), аудиальной (слух), тактильной (прикосновения), обонятельной (запах), вкусовой, вестибулярной (равновесие) или проприоцептивной (движение).
При этом возможны как гиперчувствительность (повышенная чувствительность) ко входным сигналам, так и гипочувствительность (сниженная чувствительность).

Обработка информации от одной или нескольких систем может быть нарушена настолько, что повседневные ощущения воспринимаются как невыносимо интенсивные или вообще не воспринимаются. Такое состояние называется «сенсорная перегрузка»: один или более из каналов чувственного восприятия переполняется и человеку становится трудно на чём-либо сосредоточиться. В ряде случаев сенсорная перегрузка может привести к срыву (мелтдаун) – аутической истерике, характеризующейся самоповреждениями, криками, потерей сознания.

Потому необходимо соблюдать следующие минимальные рекомендации при взаимодействии с людьми с РАС в рамках мероприятий с их участием:

ролик "Я иду в музей. Ребенок с аутизмом в музее"

Ролик из образовательного цикла «Я иду в музей. Ребенок с аутизмом в музее». Его герой — Райми, он подросток с РАС (расстройство аутистического спектра), который рассказывает нам о том, как сделать посещение музея более комфортным для него и других людей с аутизмом.

Из ролика вы узнаете, как Райми может реагировать на предметы искусства или чувствует себя в незнакомой обстановке, а также о том, что такое «сенсорная перегрузка» и как она проявляется.

Зрительный контакт вызывает отвращение у части взрослых людей с аутизмом

Один из признаков возможного наличия у ребёнка аутизма заключается в том, что он не поддерживает с окружающими зрительный контакт. Эта функция появляется в первые шесть месяцев жизни, что подводит некоторых исследователей к тому, чтобы счесть различия в структуре взгляда потенциальным ранним маркером аутизма.

Советы по организации доступной среды для аутистов на мероприятиях

Доступная среда — один из базовых элементов общества равных возможностей. Создание инклюзивого пространства не бывает простым и его успешное воплощение напрямую зависит от готовности всех сторон процесса принимать разнообразие особенностей и потребностей людей. В данной статье приведены советы по организации доступной среды для аутистов на самых различных мероприятиях (конференциях, семинарах, собраниях и т.д.).

Главная рекомендация: лучшие консультанты по доступной среде для аутистов — это сами люди с аутизмом.
Привлекайте их в качестве консультантов при планировании мероприятий самой разной тематики, а если оные касаются аутизма, прав людей с инвалидностью и инклюзии, то для организаторов должно быть обязательным обеспечить участие людей с аутизмом на всех этапах.

Айман Экфорд: "Культура и нейроотличия"

Механизм формирования культурной принадлежности напрямую связан с нейротипом человека. Люди, которые принадлежат не к той культуре, которую им приписали в детстве, вынуждены притворяться или подвергаться полному неприятию со стороны всех окружающих постоянно, с самого раннего возраста.
И, более того, сейчас мы говорим о психологической особенности, возможно даже о генетической предрасположенности, о нейроотличии, о возможности человека усваивать и копировать "родительскую культуру". Нейротип, гены и психика человека не признают географии.

Понимание метафор, иронии, сарказма и "модель психического" при РАС

Это исследование изучает взаимосвязь работы "модели психического" (логический ход мысли) и правильную интерпретацию метафор и иронии у людей с расстройствами аутистического спектра.
Исследователи предполагают, что языковые проблемы у детей с расстройствами аутистического спектра возникают из-за дефицитов при работе "модели психического", то есть представления о психическом состоянии других людей (особенно относительно знания/незнания), их убеждений, их намерения взаимодействовать. (Tager-Flusberg, 2000)

Перестаньте романтизировать нейротипичность

Когда я слышу людей, как аутичных, так и нет, говорящих об аутичных сложностях с общением, то они часто помимо всего прочего говорят о следующем:

  • "Вы и я просто знаем все эти правила интуитивно, но людям с аутизмом они кажутся загадочными и им приходится учить их в явном виде"
  • "Все эти правила, которые вы, нейротипики, схватываете естественным путём, очень и очень сложны для нас, находящихся «в спектре»"

Существует миф о том, что люди, не являющиеся аутичными, просто автоматически знают социальные правила, и что только аутичным людям надо прикладывать серьёзные усилия для их изучения. Это не так. Нейротипичным людям приходится учить все вещи подобного рода целенаправленно.

Исследование оценки выразительности и естественности лиц аутичных людей

В журнале "Аутизм и расстройства развития" опубликовано исследование учёных о восприятии нейротипичными людьми выражений лиц аутичных людей.

Впервые использован метод оценки нейротипичными людьми выражений лиц аутичных людей, а не наоборот. Были сделаны фотографии различных лиц (как аутичных, так и нет), выражающих радость, гнев, печаль, страх, равнодушие, и показаны нейротипичным, которым не был озвучен нейротип людей на снимках. Эмоции вызывались при помощи погружения в воспоминания, что гарантировало их естественность. Этим работа выгодно отличается от предыдущих, где эмоции выражали актеры. Результаты подтвердили тезис "взаимодействие - улица с двухсторонним движением".

Разработка веб-сайтов, подходящих людям с расстройствами аутического спектра

Расстройства аутического спектра (РАС) куда более распространены, чем люди обычно думают. В Великобритании есть около полумиллиона людей с РАС — т.е., это приблизительно 1 человек из 100. Все люди с РАС могут выиграть от доступности соответствующих сервисов — включая доступность сетевых сервисов. Данная страница написана для веб-разработчиков, которые хотят увериться, что их сайт подходит людям с РАС.

Мэтью Хатсон: "Ведёт ли аутизм к атеизму?"

Учёные, изучающие религию, сошлись во мнении, что вера в Бога (или богов) опирается на обыденные социальные познавательные способности. Это означает, что если вы аутичны и не способны к "психологизации", вы потенциально будете атеистом.

Страницы

Subscribe to RSS - Социальные навыки и коммуникация