You are here

Перестаньте романтизировать нейротипичность

Когда я слышу людей, как аутичных, так и нет, говорящих об аутичных сложностях с общением, то они часто, помимо всего прочего, говорят о следующем:

  • "Вы и я просто знаем все эти правила интуитивно, но людям с аутизмом они кажутся загадочными и им приходится учить их в явном виде"
  • "Все эти правила, которые вы, нейротипики, схватываете естественным путём, очень и очень сложны для нас, находящихся «в спектре»"

Существует миф о том, что люди, не являющиеся аутичными, просто автоматически знают социальные правила, и что только аутичным людям надо прикладывать серьёзные усилия для их изучения.

Это не так. Нейротипичным людям приходится учить все вещи подобного рода целенаправленно. Например:

В деловой жизни

  • Когда люди поступают в школы или впервые учатся тому, как искать работу, им советуют практиковаться в прохождении собеседований. Это не какой-то особый совет для инвалидов; это обычный совет для каждого.
  • В ВУЗах существуют центры по трудоустройству, цель которых состоит в обучении студентов тому, как получить работу.
  • "Спросите менеджера" (англ. Ask A Manager) — популярная колонка о социальных навыках на рабочем месте для любой позиции, включая руководителей, сотрудников и соискателей. Она не предназначена специально для людей с инвалидностью, большинство статей написано в расчёте на нейротипичную аудиторию и большинство вопросов задают люди без инвалидности.
  • "Заплати мне и катись отсюда" (англ. Fuck you, pay me) — популярный доклад, посвящённый развитию умения фрилансера при общении с клиентами настаивать на том, чтобы они заплатили Вам за работу.
  • Чтобы преуспеть в деловой жизни, каждому человеку, не только аутичному, необходимо научиться множеству навыков, которым могут как прийти, так и не прийти естественным путём.

В личных взаимоотношениях

  • Капитан Неловкость (англ. Captain Awkward) — популярный блог с советами по межличностным взаимоотношениям и границам. Многие подписчики аутичны, но многие — нет, и этот блог не специализируется на вопросах инвалидности.
  • Мисс Манеры (англ. Miss Manners) — колонка про этикет с давней историей. Её печатали в газетах на протяжении десятилетий и по ней написано несколько книг. Она популярна, так как многие нейротипичные люди чувствуют, что они не знают правила, и хотят, чтобы кто-то их им рассказал.
  • Scarleteen — популярный сайт про половое просвещение, на нём есть много информации про вещи вроде свиданий и отношений, а также про то, как говорить про защищённый секс, потому что никто не рождается с подобными знаниями.

В сфере инвалидности

  • Значительная доля людей, аутичных или нет, не владеет базовыми социальными навыками необходимыми для уважительного взаимодействия с людьми с инвалидностью.
  • Например, они не знают, как заметить, когда повторение является коммуникацией, или как слушать сверстников, речь которых необычна.
  • Или что грубо отодвигать стул от человека на инвалидной коляске или скутере.
  • Или что трогать оборудование для передвижения без спроса — грубое вторжение в личное пространство.
  • Или как быть честными с детьми-инвалидами в ходе лечения.
  • Или если говорить о более общих вещах, как правильно откликаться на жизненный опыт сверстников с инвалидностью и замечать его.
  • Существует причина, почему в этом блоге есть тег "навыки общения, которые нужно освоить людям без инвалидности".

Это правда, что существует множество специфических проблем с общением, которые часто есть у аутичных людей, и при этом обычно отсутствующие у людей без аутизма. Например:

Восприятие языка тела и интонации

  • Некоторым аутичным людям очень сложно понять язык тела, выражение лица и интонацию.
  • Это осложняет взаимодействие с людьми, которые считают само собой разумеющимся то, что всякий понимает то, что выражают их язык тела и интонация, и если вы не откликаетесь на них, то это потому, что Вы нарочно их игнорируете.
  • Аутичным людям, у которых есть эта проблема, нужно освоить компенсаторные стратегии, связанные с ней.
  • Существуют разные подходы, которые могут применяться частью из нас (некоторые люди осознанно учатся тому, как работает язык тела посредством его изучения, некоторые люди могут научиться быстро выделять различные признаки, некоторые люди могут научиться тому, как на основе контекста догадаться, что другой может иметь в виду, и спросить напрямую, некоторые люди могут перевести большую часть общения в текстовую форму, где это не имеет значения, и т.д.)

Речь

  • У некоторых аутичных людей есть сложности с рецептивной речью и пониманием того, что говорят люди
  • У некоторых из нас есть проблемы с экспрессивной речью и мы не можем сказать вещи, ожидаемые обществом ожидаемым им же способом даже тогда, когда мы знаем, как это сделать
  • Некоторые аутичные люди не способны управлять интонацией или громкостью голоса так, как того ожидает общество (некоторые аутичные люди могут этому научиться посредством практики/терапии; некоторые не могут)
  • Сложности с речью также могут влиять на приобретение социальных навыков, т.к. людей, изучающих эти навыки и ожидаемые способы поведения посредством практики, и людей, чья рецептивная и экспрессивная речь атипичны, нередко исключены из той среды, в которой большинство людей практикует и изучает эти вещи
  • По аналогии с языком тела разные аутичные людям находят разные способы того, как с этим справиться.

Координация движений

  • У некоторых аутичных людей есть сложности с произвольными движениями и они могут быть не в состоянии сделать ожидаемые социальные жесты или движения даже тогда, когда они превосходно понимают существующие правила
  • Некоторые аутичные люди "зависают" в ситуациях, в которых с социальной точки зрения важно продолжать двигаться (например, в очереди, в кинотеатре, в конце поездки)
  • Некоторым аутичным людям для нормального функционирования нужно двигаться такими способами, которые стигматизируются обществом
  • У некоторых аутичных людей координации движений (или когнитивных способностей, существуют разные причины, по которым это случается) недостаточно для того, чтобы говорить, и они общаются с помощью вспомогательных коммуникационных устройств, метода быстрого побуждения, книги с карточками или облегчённой коммуникации (коммуникации с поддержкой). (Большинство нейротипичных людей (и, по-видимому, также большинство аутичных людей) не владеет социальными навыками, необходимыми для уважительного взаимодействия с людьми, которые общаются подобным образом. Это вызывает сложности с общением, в которых винят отсутствие речи, но которые на самом деле вызваны недостатком уважения.)

Сенсорные проблемы

  • Многие аутичные люди не переносят шум, звуки, запахи, освещение или толпы в местах, где любят общаться большинство людей.
  • Для некоторых аутичных людей невыносимо быть на улице длительные периоды времени.
  • Это осложняет общение или налаживание деловых связей в мире, который ожидает протекание социальных взаимодействий в подобного рода условиях.

Существует бесчисленное множество других примеров ситуаций, в которых аутичным людям приходится учиться таким навыкам, в освоении которых у нейротипичных людей обычно нет необходимости. Но это не значит, что мы каким-то уникальным образом обделены или что "учить социальные правила" — аутичная вещь.

Никто не рождается со знанием этих правил. Каждому приходится учить правила, и каждому приходится осваивать часть правил в явном виде. Каждый учится тому, как взаимодейстовать с другими людьми, причём годами, и никто не достигает в этом успеха без практики. Для нейротипичных людей необходимость учиться навыкам общения воспринимается как нечто нормальное, ожидаемое и почётное.

В случае же аутичных людей наша потребность в обучении социальным навыкам воспринимается как что-то отвратительное, признак неполноценности и заслуживающее нормализирующей терапии.

Люди учат нас, что у нас, аутичных людей, особенно плохо получается взаимодействовать с другими людьми и что это нечто требующее коррекции. Это неправда. Мы не являемся уникально плохими в социальном взаимодействии. У нас есть специфические потребности в изучении специфических вещей.

Некоторые из навыков общения, которым нам приходится учиться, — это компенсаторные механизмы, связанные с сильной стигматизацией. И нам приходится учиться этим навыкам из-за того, что что-то не так с обществом, а не с нами.

Есть навыки, которым мы учимся иначе, из-за физических различий между аутичными и нейротипичными людьми, но это всё равно не нечто, чего нам недостаёт. Они обращаются с нами как будто мы нейротипики с отсутствующими частями, которые следует восполнить, но это не так. Мы другой формы, и это нормально.

(И существуют также социальные навыки, которые легче даются аутичным людям, чем нейротипичным. Аутизм не состоит целиком из трудностей)

Каждый нуждается в изучении того, как взаимодействовать с другими людьми, и этот процесс пожизненный. Способы, которыми нейротипичные люди учатся социальному взаимодействию, уважаемы. И способы, которыми аутичные и другие нейроотличные люди учатся взаимодействовать с другими людьми, также должны уважаться. Тот факт, что аутичные способы обучения социализации стигматизированы,— это проблема общества, а не аутичных людей.

Представленный выше материал — перевод текста "Stop romanticizing neurotypicality".

Комментарии

Комментарий: 

Спасибо за перевод интересного текста

Комментарий: 

Так и хотелось назвать текст "нейротипики тоже плачут"(c)

Комментарий: 

Мое мнение: из-за того что у нейротипиков повышенный уровень окситоцина, они острее чувствуют потребность в социализации ( в том числе в различении "свой-чужой", "похожий на всех = отличающийся".
Из-за этого они с детства больше внимания уделяют эмоциям окружающих, их реакциям на собственные действия, и больше стараются отформатироваться под эту систему.
аутист не ощущает этой острой проблемы и поэтому может заниматься чем-то еще, кроме как тратить все свои силы на то чтобы стать "своим" в общества.
таким образом разница вероятно скорее в приоритетах и значимости этих вещей, а также в обьеме полученного обучения, чем в том что аутист принципиально "не видит" выражений.

Это как два ребенка, один из которых плевал на математику (аутист) в твердой уверенности что она ему не интересна и не пригодится, а второй 11 лет подряд был занят почти одной только математикой и больше ничем (нейротипик).
Когда вы наконец начнете обучать первого - ему будет казаться что он вообще не приспособлен и что второму это далось с легкостью.

ИМХО следует ввести особый курс в обучение детей-аутистов: посмотри на дядю и скажи что он чувствует и как он к тебе относится сейчас. С какой-нибудь системой премирования.

Комментарий: 

ну и вторая особенность: в понимании эмоций человека важную роль играет вопрос "а что бы я чувствовал в этой ситуации" - и здесь уже особенность аутиста/нейротипика приводит к тому что они не понимают друг друга.
Все просто: реакции этих двух типов на одну и ту же ситуацию будут разными.
в результате если аутист проецирует свое представление о реакции на нейротипика - он ошибается.
но и если нейротипик свою реакцию проецирует - он ошибается тоже.
поэтому непонимание на самом деле имеет место с двух сторон.
просто второе направление никого не интересует и не исследуется, это связано с понятием "нормы" в психологии и с попыткой привести человека к этой "норме".

Комментарий: 

Только бы этот курс не был обязательным. А с учётом реакции ребёнка. Всегда плохо переносила разговоры о чувствах. В начальных классах школы мне снилась и воображалась особая школа для "Других", там в числе прочего как будто бы учили тому, чего нет в обычной (как притворяться незаметной, т.е. не выделяться; по каким признакам понять, что человек тебя знает и нужно поздороваться; на что обращать внимание в ситуации, чтобы дать ожидаемый ответ и т.д.), т.е. это были чисто технические нюансы взаимодействия с людьми. Это может звучать странно, но, главное, было достаточно эффективно. А касаться чужих эмоций или тем более переживать их и до сих пор крайне неприятно.

В целом Ваше мнение понятно и, исключая отдельные слишком вольные допущения (уровень окситоцина, неощущение аутистом своей проблемы в социуме), может быть какой-то версией.

Subscribe to Comments for "Перестаньте романтизировать нейротипичность"