В журнале "Аутизм и расстройства развития" опубликовано исследование учёных о восприятии нейротипичными людьми выражений лиц аутичных людей.
Впервые использован метод оценки нейротипичными людьми выражений лиц аутичных людей, а не наоборот. Были сделаны фотографии различных лиц (как аутичных, так и нет), выражающих радость, гнев, печаль, страх, равнодушие, и показаны нейротипичным, которым не был озвучен нейротип людей на снимках. Эмоции вызывались при помощи погружения в воспоминания, что гарантировало их естественность. Этим работа выгодно отличается от предыдущих, где эмоции выражали актеры. Результаты подтвердили тезис "взаимодействие - улица с двухсторонним движением".
В ранее опубликованных работах говорится о затруднениях, которые испытывают люди с синдромом Аспергера с чтением и интерпретацией эмоций, выражаемых мимикой. Что, в свою очередь, вызывает сложности при общении, обмене социальной и эмоциональной информацией. Потому терапии по социализации включали обучение пониманию выражений лиц (например, тетрадь эмоций). Предполагалось, что данный подход упростит для обеих сторон (аутичных и нейротипичных) взаимную коммуникацию. Но оказалось, что усилий лишь со стороны людей с синдромом Аспергера недостаточно. И исследование это выявило.
Установлены следующие важные данные:
- Аутичные люди могут очень активно использовать мимику, иметь выразительные лица.
- Аутичные люди демонстрируют тот же уровень эмоций, что и нейротипичные, но иным образом (что развеивает миф о безэмоциональности аутичных людей).
- Нейротипичные люди более точно определили выражения лиц аутичных людей, чем нейротипичных.
- Нейротипичные люди отметили, что эмоции на лицах аутичных людей выглядят преувеличенно и менее естественно, чем у людей без РАС.
Таким образом, можно сказать, что нейротипичные люди воспринимают выражения лиц аутичных людей как странные, неестественные, чрезмерно экспрессивные, что порождает предубеждения и неверные представления о мыслительных процессах и эмоциях аутичных людей. Потому для преодоления различий и сложностей взаимопонимания процесс обучения должен быть обоюдным.
Источник:
Daniel J. Faso, Noah J. Sasson, Amy E. Pinkham Evaluating Posed and Evoked Facial Expressions of Emotion from Adults with Autism Spectrum Disorder // Journal of Autism and Developmental Disorders, January 2015.