You are here

Темпл Грандин: "Гениальность может быть отклонением от нормы: обучение учащихся с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом"

Я всё больше обеспокоена тем, что интеллектуально одарённые дети лишаются возможностей из-за того, что получают ярлык синдрома Аспергера или высокофункционального аутизма. В прошлом году я разговаривала с несколькими родителями и была возмущена тем, что они говорили. Одна мать позвонила мне, будучи крайне огорчённой тем, что у её шестилетнего сына синдром Аспергера. Затем, продолжая, она сказала мне, что его IQ 150. Я ответила, что до того, как люди узнали о синдроме Аспергера, их сын был бы отнесён к очень позитивной категории интеллектуально одарённых.

В другом случае родители подростка с синдромом Аспергера позвонили и сказали мне, что они так обеспокоены плохими социальными навыками их сына, что не будут позволять ему заниматься программированием. Я сказала им, что лишение его манящей карьеры в компьютерной области сделает его жизнь несчастной. Он приобретёт социальное взаимодействие на основе общих с другими компьютерщиками интересов. В третьем случае очень умный ребёнок не был допущен к программе для талантливых и одарённых в его школе, потому что имел ярлык аутизма. Педагоги должны осознать, что интеллектуальная работа делает жизнь осмысленной.

Важно, чтобы талантливые дети, отнесённые к категориям как высокофункционального аутизма, так и синдрома Аспергера, обучались в таких областях, как программирование, в которых они могут выполнять интеллектуальную работу. Кликните здесь, чтобы прочесть мою статью, озаглавленную "Выбор подходящей профессии для детей с аутизмом или синдромом Аспергера". Для многих людей с синдромом Аспергера и для меня жизнь — это работа. Жизнь не стоила бы того, не имей я интеллектуальной работы. Я не до конца сознавала это до тех пор, пока нашу университетскую библиотеку не разрушило наводнение. Когда произошло наводнение, я посещала встречу в Американском обществе животноводческих исследований. Впервые я узнала о наводнении, когда прочла о нём на первой странице USA Today, национальной газеты. Я горевала об "умерших" книгах так же, как большинство людей горюют об умерших близких. Уничтожение книг расстроило меня, потому что "погибли мысли". Даже при том, что большинство книг по-прежнему есть в других библиотеках, в университете много людей, которые никогда не прочтут их. Для меня Шекспир жив, пока мы продолжаем играть его пьесы. Он умирает, когда мы перестаём их играть. Я — это моя работа. Если в животноводческой индустрии продолжают использовать разработанное мной оборудование, то мои "мысли живут" и моя жизнь имеет смысл. Если мои усилия по улучшению содержания крупного рогатого скота и свиней приводят к реальным улучшениям в мире, то жизнь осмысленна.

Я читала, с большим удовлетворением, много статей в журналах о свободном программном обеспечении Linux. Люди из мира бизнеса не в состоянии понять, почему компьютерщики раздают свою работу. Я не могу думать об этом без волнения. Для меня не загадка, почему они загружают свои интеллектуальные идеи в обширную, эволюционирующую и непрерывно совершенствуемую операционную систему. Это происходит потому, что их мысли будут жить вечно как часть "генетического кода" компьютерной программы. Они вкладывают себя в программу, и их "интеллектуальная ДНК" будет жить в киберпространстве вечно. При развитии и совершенствовании программы написанный ими код будет, вероятно, скрыт глубоко внутри неё. Это почти как живое существо, которое постоянно развивается и совершенствуется. И я, и программисты, вносящие вклад в Linux, делаем это, так как это делает наши жизни более осмысленными.

Континуум черт

Существует континуум личностных и интеллектуальных черт от нормальных до аномальных. В какой точке блестящий программист или инженер попадает в категорию синдрома Аспергера? Линии, разделяющей чёрное и белое, нет. Саймон Барон-Коэн, исследователь аутизма из Университета Кембриджа, нашёл, что в истории семей людей с аутизмом в 2 ½ раза больше инженеров. Я, несомненно, подпадаю под этот шаблон. Мой дед был инженером, явившимся одним из разработчиков автопилота для самолёта. Мои второй и третий двоюродные братья — инженер и математик.

В недавней лекции д-р Барон-Коэн описал три блестящих случая синдрома Аспергера. Это были блестящий студент-физик, компьютерщик и профессор математики. Также похоже, что многие черты синдрома Аспергера есть у Билла Гейтса. В статье в Time Magazine меня сравнивают с м-ром Гейтсом. Например, мы оба раскачиваемся. Я видела видеозаписи с покачивающимся Биллом Гейтсом по телевизору. В статьях в деловых журналах описывается его невероятная, как у маленького ребёнка, память.

Имеются данные, что у высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера сильный генетический базис. Г.Р. Делонг и Дж.Т. Дайер нашли, что в двух третях семей с высокофункциональными аутистами имеются родственники первой или второй степени с синдромом Аспергера. Сукелев Нараган и его коллеги писали в Journal of Autism and Developmental Disorders, что образовательные достижения родителей аутичных детей с хорошей речью часто выше, чем у похожих родителей с обычными детьми. Д-р Роберт Пломин из Университета штата Пенсильвания утверждает, что аутизм является наследственным в высокой степени.

В моей книге "Думая в картинках" ("Thinking in Pictures") я посвящаю целую главу связи интеллектуальной одарённости и творческих способностей с ненормальностью. Сам Эйнштейн имел много аутических черт. Он не научился говорить, пока ему не исполнилось три, и уделял мало внимания своему внешнему виду. Его нестриженные волосы не соответствуют стилю мужских причёсок его времени.

Гениальность это отклонение от нормы?

Похоже, что гениальность в любой области представляет из себя аномалию. Дети и взрослые, великолепные в одной области, такой как математика, часто очень плохи в других областях. Способности крайне неровны. У Эйнштейна была плохая орфография, и ему плохо давались иностранные языки. Блестящий физик Ричард Фейнман в некоторых предметах был слаб.

Обзор литературы показывает, что истинно выдающиеся достижения в любой области могут быть ассоциированы с некоторым типом отклонений от нормы. Кей Редфилд Джеймисон из Медицинской школы Джона Хопкинса провела обзор многих исследований, которые показывают связь маниакально-депрессивного заболевания и творческих способностей. Н.К. Эндрисон из Университета Айовы нашёл, что 80% писателей и поэтов в течение их жизней временами страдали расстройствами настроения. Исследование математической одарённости, проведённое Камиллой Перссон в Университете штата Айова, показало, что математическая одарённость коррелирует с близорукостью и увеличением заболеваемости аллергией. Недавно я присутствовала на лекции Роберта Фишера в Неврологическом институте Барроу в городе Феникс, штат Аризона. Он утверждал, что многие великие люди страдали эпилепсией, такие как Юлий Цезарь, Наполеон, Сократ, Пифагор, Гендель, Чайковский и Альфред Нобель. В статье в выпущенном в декабре 2001 г. номере журнала Wired обсуждается связь между аутизмом и синдромом Аспергера и инженерией и программированием. Заболеваемость аутизмом и синдромом Аспергера у детей сотрудников высокотехнологических компаний повышена. Небольшое количество генов аутизма может обеспечить интеллектуальное преимущество, а избыток этих генов может вызвать тяжёлый случай аутизма.

Типы мышления

У интеллектуально одарённых людей с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом, по-видимому, два основных типа мышления. Высоко социальным вербальным мыслителям из системы образования нужно понять, что их мыслительные процессы отличаются. Два типа это: всецело визуальные мыслители вроде меня и мыслящие музыкой, математически и запоминанием, как описано в книге Томаса Соуэлла "Поздно заговорившие дети". У меня есть интервью некоторых из этих людей, и в структуре работы их мыслей нет картин. Соуэлл сообщает, что в историях семей поздно заговоривших детей, мыслящих музыкой, математически и запоминанием, в 74% случаев будет инженер или родственник, представляющий высоко технологичную область, такую как физика, бухгалтерский учёт или математика. У большинства из этих детей также есть родственник, играющий на музыкальном инструменте.

Каждая имеющаяся у меня мысль представлена картинкой. Когда я думаю о собаке, я вижу серию картинок с конкретными собаками, такими как собака моего студента или собака по соседству. Обобщённой концепции слова "собака" в моём сознании нет. Я формирую свою концепцию собаки через поиск общих черт, которые есть у всех собак, но которых нету у кошек. К примеру, все различные породы собак имеют одинаковый тип носа. Мой мыслительный процесс идёт от конкретных картинок к общим концепциям, тогда как большинство людей мыслит от общего к частному. В моей голове нет размытых, абстрактных, базирующихся на языке концепций, только конкретные картинки.

Когда я выполняю проектировочную работу, я могу запустить в голове трёхмерное, полностью подвижное "видео" из картинок, относящихся к оборудованию для крупного рогатого скота. Я могу "запустить тестирование" оборудования в "виртуальной реальности" компьютера, находящегося в моём воображении. Визуальные мыслители, являющиеся программистами-экспертами, говорили мне, что могут видеть "дерево" всей программы и писать код в каждой ветке.

Это почти как если бы у меня имелось два сознания. Картинки — то, как я в действительности думаю, а речь выступает в качестве диктора. Я комментирую "видео" и "слайды", которые вижу в воображении. К примеру, мой речевой диктор может сказать: "Я могу это спроектировать". Затем я вижу в воображении видео с проектируемым мной оборудованием. Когда верный ответ всплывает в моей голове, он представляет собой видео с удавшейся частью работающего оборудования. В этот момент мой речевой диктор произносит: "Я придумала, как это сделать". В моём уме нет подсознательного. Картинки постоянно проходят через экран компьютера в моём воображении. Я могу видеть мыслительные процессы, которые у других скрыты за речью. Я не нуждаюсь в языке ни для сознания, ни для мышления.

Когда я для выполнения моей конструкторской работы изучала черчение, у меня ушло некоторое время, пока мой визуальный ум научился проводить связь между символическими линиями на чертеже и реальным сооружением. Чтобы научиться этому, мне пришлось взять набор чертежей и ходить по зданию, глядя на квадратные бетонные поддерживающие колонны и видя, как маленькие квадратики на рисунке соотносятся с реальными колоннами. После того, как я "запрограммировала" свой мозг на чтение чертежей, умение рисовать чертежи возникло почти по волшебству. Усвоение информации заняло время, но после того, как я была "запрограммирована", навык возник совершенно неожиданно. Исследователи, изучавшие шахматистов, утверждают, что по-настоящему хорошие шахматисты проводят время за вводом в свой мозг данных об образцах игры в шахматы. Я могу провести связь с этим. Когда я проектирую оборудование, я беру кусочки картин и детали оборудования, виденные мной в прошлом, и собираю из них новую конструкцию. Это похоже на взятие предметов на компьютере в чертёжных САПР (системах автоматизированного проектирования и разработки), за исключением того, что я могу заново собирать детали в трёхмерных подвижных видео. Констанция Мибрат и Брайан Сигал из Калифорнийского университета нашли, что талантливые аутичные люди творчества собирают целое из частей. Это мышление "снизу вверх" взамен мышления "сверху вниз".

Учителя и наставники

Дети и подростки с синдромом Аспергера нуждаются в учителях, которые могут помочь им развить их таланты. Я не могу в достаточной степени подчеркнуть важность развития таланта в применимые при трудоустройстве навыки. Визуальные мыслители вроде меня могут стать экспертами в таких областях как компьютерная графика, черчение, программирование, автомобильный ремонт, коммерческое искусство, промышленный дизайн оборудования или работа с животными. Дети музыкального, математического и запоминающего типов могут преуспеть в математике, бухгалтерском учёте, инженерном деле, физике, музыке, переводе инженерных и юридических документов и других технических умениях. За исключением учащихся с действительно блестящим математическим талантом, я бы рекомендовала взять курсы библиотечного дела, бухгалтерского учёта, проектирования или компьютерные. Обучение техническим навыкам повысит способность человека к трудоустройству. Существует некоторое число рабочих мест для заурядных математиков или физиков.

Так как социальные навыки слабы, человек может это наверстать, сделав себя настолько искусным в чём-либо, что люди будут его нанимать. Учителям нужно убеждать учеников идти в те области, где они легко смогут трудоустроиться. Выбор истории как главного предмета специализации не является удачным, потому что получить работу будет трудно. История может быть хобби человека, но не главным предметом изучения в школе.

Многие подростки с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера скучают в школе и плохо себя ведут. Им нужны наставники, могущие обучить их в тех областях, которые дадут им преимущество в будущем. У меня был замечательный преподаватель-естественник в старших классах, научивший меня пользоваться библиотекой научных исследований. Компьютеры — огромное поле, поскольку быть странным или "компьютерным гиком" одобряется. Хороший программист получает признание за его/её навыки. Я знаю несколько очень успешных аутичных программистов. Скучающий старшеклассник может поступить на курсы программирования или автоматизированной разработки в местном колледже.

Чтобы наверстать социальные дефициты, аутичным людям нужно сделать себя настолько искусными, чтобы их признавали за блестящую работу. Люди уважают талант. Аутичные люди нуждаются в наставниках, являющихся программистами, художниками, проектировщиками и т.д., чтобы те обучили их профессиональным навыкам. Меня часто спрашивают: "Как найти наставников?" Вы никогда не знаете, где можно отыскать наставника-учителя. Он может стоять в очереди у кассы в супермаркете. Я нашла одного из первых моих наставников в индустрии производства мяса, повстречав на вечеринке жену его страхового агента. Она разговорилась со мной потому, что увидела мою руку в вышитой ковбойской рубашке. Я провела часы, вышивая на рубашке голову быка. Отправьте сообщение на доску объявлений в местном колледже на факультете информатики. Если вы увидите человека с именным бейджем компьютерной компании, подойдите к нему и покажите работу, сделанную человеком с аутизмом.

Темпл Грандин, Ph.D.
Ассистент-профессор
Университет штата Колорадо
Форт Коллинс, CO 80523, США

Декабрь 2001 г.

 

Представленный выше материал — перевод текста "Genius May Be an Abnormality: Educating Students with Asperger's Syndrome, or High Functioning Autism".

Subscribe to Comments for "Темпл Грандин: "Гениальность может быть отклонением от нормы: обучение учащихся с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом""