You are here

И снова о модели чужого сознания при аутизме

Введение

Хотя существует множество исследований в области аутизма, немногие из них затрагивают субъективный опыт аутизма. Я предполагаю, что аутичные люди обладают формой самосознания, отличающейся от таковой у неаутичных, и причиной этого является различие в опыте восприятия "Я" (себя).

О "Я"

Наше "Я" является не неизменным объектом, а меняющейся словно голограмма системой ощущений (от тела), эмоций (и желаний), мыслей (фактов, информации), восприятия (способа, которым мы организуем и оцениваем информацию) и самосознания - пяти "составляющих" разума. Связи между этими системами соединяют "Я" воедино. Без этих связей "Я" не работает.

Если связей мало, то "Я" становится рассеянным и не "просыпается" или не становится активным. Таким образом, человек "спит наяву". При несбалансированных связях (слишком обильных в некоторых областях и слишком малом количестве в других), "Я" становится очень активным в некоторых аспектах и спящим в других. Это искажает внутренний опыт человека, в результате чего "искажается" и его жизнь.

Сравнения

На своём собственном опыте я обнаружил следующие наиболее поразительные особенности аутичного самосознания:

АУТИЧНОЕ НЕАУТИЧНОЕ
Самосознание основано на фактах - мысли и опыт организованы хронологически или согласно логическим категориям Самосознание основано на людях - мысли и эмоции основаны по человеческим архетипам или опыту взаимодействия с другими людьми
Знание как цель, анализ как инструмент - у аутичных людей простые желания, такие как удовлетворить любопытство и избежать проблем Удовлетворение желаний как цель, использование влияния как инструмент - все мысли, слова и поступки нацелены на то, чтобы воздействовать в нужном направлении на других людей для осуществления желаний.
Эмоции находятся на задворках сознания, связывая вместе необъяснимые его области Эмоции находятся в центре сознания, и неотделимы от иного сознательного опыта
Зрительно-слуховое воображение отделено от чувства осязания (как при просмотре телевизора) Осязательные ощущения дополняют зрительно-слуховое воображение без какого-либо разделения в самом воображении
"Я" имеет открытые границы - склонно предполагать, что другие люди похожи на него и одинаково верит им "Я" имеет закрытые границы - склонно связывать себя с теми, с которыми чувствует себя "комфортно"; даёт людям различные уровни доверия и доступа к информации
Сознание не "помечает" невербальное поведение как важное, поэтому отсеивает его как не важное. Сознание реагирует немедленно на тонкие изменения невербальных знаков: Reactive Predicitve Communications
Опыт самосознания связан большей частью со своим "Я", т.е. индивидуальными мыслями и переживаниями. Опыт самосознания связан большей частью с кругом общения человека и общим впечатлением, производимым на него.
Локус контроля слабый или отсутствует - аутичный человек не испытывает сильного чувства контроля над своими мыслями, эмоциями и поступками Локус контроля - неотъемлемая черта: неаутичные люди переживает свои мысли, чувства и поступки как управляемые собственной волей.

Модель психического

Понятие "модель психического" (прим.перев.: модель чужого сознания, англ. Theory of Mind) отсылает нас к наблюдению того, что многие аутичные индивидуумы не понимают, что другие люди имеют собственные планы, мысли и точки зрения. Более того, оказывается, что они испытывают проблемы понимания мнений, отношения и эмоций других людей.

Этот пассаж может оскорбить аутичных людей, потому что звучит как:

Я понятия не имею, почему аутичные люди думают присущим им способом. Может быть, потому что они недостаточно умны в социальном плане для понимания того, что другие люди не думают точно так же, как и они. Может быть, мы можем заставить их понять это, терпеливо обучив их "урезанному" набору навыков общения.

Вместо этого я предлагаю "Теорию "Я"". Она основана на следующей идее:

  1. Аутичные не могут понять неаутичных, потому что у них не было опыта неаутичных.
  2. Если у них появится такой опыт, это поможет им понять и приспособится к обыкновенному обществу.
  3. Чтобы пережить это, они должны воссоздать ощущение "Я", которое испытывается неаутичными

Люди с дальтонизмом не могут представить определённые цвета, но если мы хотя бы на мгновение покажем им отблеск этих цветов, они поймут. Если они самопроизвольно восстановят своё цветовосприятие, их зрительные инстинкты возьмут верх и помогут им быстро сориентироваться. По аналогии, я считаю, что если мы каким-то образом покажем аутичному человеку лишь маленький кусочек неаутичного жизненного опыта, это ощутимо поможет им в развитии.

Психологические барьеры

Первый шаг, который я предпринял, это осознание собственного существования. Для меня существовать - значит то, что я должен выбирать. Для меня выбор - это игнорирование того, что другие мне указывают для того, чтобы построить будущее, которые я сам представляю. Развитие своей воли может оказаться нелёгкой задачей, особенно при наличии авторитарных родителей, отслеживающих каждый шаг.

Второй шаг также требует смелости, потому что аутичные люди часто вырабатывают внутренние барьеры, когда становятся взрослыми. Я называю их "психологическими барьерами", которые могут заключаться в следующем:

  1. Страх людей, новых ситуаций, осуждения как худшего, социального отвержения,
  2. Злость от травли, плохого обращения, непонимания, игнорирования, отвержения
  3. Одиночество из-за недостатков в области социальности, трудности с нахождением партнёров по игре и членов команды
  4. Гордость от отвержения неаутичных людей, ассоциирование себя с "элитой", быть гением или экспертом

Эти привычные реакции являются результатом эмоциональных стереотипов, внедрённых в подсознание. Хотя неаутичные люди также могут испытывать их, аутичные особенно уязвимы из-за трудностей к адаптации к жизни на планете Земля. Лично мне в преодолении этих барьеров помогли следующие пять вещей:

  1. Книги Н.Д. Уолша "Беседы с Богом" (прим.перев.: в оригинале - Walsh N.D. "Conversations with God"; не является частью какой-либо традиционной религии) - убедили меня в том, что мир прекрасен, красив и имеет смысл
  2. Высвобождение эмоций (прим.перев.: имеется в виду конкретная практика Emotional Releasing) - дали возможность перенести старые стереотипы на осознанный уровень
  3. Опыт налаживания отношений с коллегами по работе - позволили мне получить новый опыт в реальной жизни
  4. Написание рассказов - рассказы "оживали" при их написании, давая мне отблески жизненного опыта неаутичных
  5. Мой жизненный опыт, связанный с работой - подсказал, почему я должен прилагать усилия для того, чтобы быть любезным и ладить с коллегами.

Результаты

Путешествие на Планету Земля для адаптации к жизни на ней заняло много лет, с 2002 по 2007 гг.

  • Я начал ощущать, что мир живой, даже скалы и здания
  • Эмоции стали сильными и трудно поддающимися контролю, словно дикие лошади
  • 3D-восприятие вернулось самопроизвольно вместе с осознанием тела
  • Я начал расслабляться после того, как моё восприятие времени нормализовалось и чувства тревожности и скуки ушли
  • Люди ощущались как "находящиеся внутри меня" и я просто знал, что говорить или делать
  • Я начал понимать многие концепции "на лету" без использования слов или логики
  • Эмоции отрегулировали сами себя в чувство уверенности после того, как я получил достаточно жизненного опыта для понимания того, как работает мир

Я считаю, что вырвался вперёд по своему эмоциональному развитию от пред-подросткового уровня до пост-подросткового за этот период времени. Мне показалось, что мои системы только ждали того, что я начну исследовать свои эмоции до того, как это запустило всё остальное.

Я считаю, что этот подход "изнутри наружу" будет действенным для других высокофункционирующих аутичных людей с наличием самосознания. Однако, они должны сначала выбрать принятие неаутичных и изменить свой подход к жизни. Я не являюсь профессионалом в области аутизма, поэтому я могу лишь поделиться своими наблюдениями в надежде на то, что они помогут другим людям.

Представленный выше материал — перевод текста "Autism Theory of Mind Revisited".

Комментарии

Согласен с автором. Имея психологическое образование, согласен не совсеми пунктами таблицы о разности Я. Считаю, что мне очень повезло в жизни, я не имею целой кучи нелогичных нейротипических причуд, которые по моему убеждению, очень здорово осложняют жизнь нейротипика и уводят его от осознания самого смысла того, что такое жизнь в своей сути, далеко в сторону. Не могу отрицать трудности встраивания в социум. Не считаю, синдром аспергера болезнью или отклонением. Я просто другой человек, нетипичный нейротип. Сама привычка преобладающего нейротипа, считать все остальное есть отклонение и называть болезнью, кажется мне весьма глупой и смешной, продиктованной скорее страхом, непринятием и нежеланиям понимать что в жизни вообще полно разнообразия. Хотелось бы добавить, что кроме преодоления сложностей с встраиванием в современный социум, необходимо предпринять усилия для того, чтобы понять и принять себя таким какой ты есть. Быть меньшинством совсем неплохо. Ну разные мы, и что? Мы, все равно, один вид. И с принятием у нас, в подавляющем большинстве, сложности. Нет разницы кто ты, нейротипик или аспи. Главное найти в себе сил и воли для того чтобы преодолеть все это и быть счастливым, и просто жить.

Это все тот же Сергей, что и в предыдущем комментарии. Возможно кому-то окажется полезным описание моего пути, точнее сказать, меры которые я предпринимал для преодоления синдрома аспергера: находился в психологической терапии около 6ти лет и я уже 11 лет занимаюсь цигун. Психологическая терапия работает плохо, психоанализ вообще не вариант, очень жестко. Найти действительно хорошего психолога даже в Москве не вариант, скорее везение. А цигун помогает здорово, считаю это единственным рабочим вариантом и много преодоления себя, настоящего преодоления, стиснув зубы, что называется."Мастеров" цигун в Москве много, но мне повезло, я попал в Китай и там познакомился со своим Наставником. Вариант современной медицины не рассматриваю, не считаю его серьезным, медработникам дай полечить только))), а психиатры это вообще смешные ребята, нейролептики пропишут и живи себе пока печень выдержит. И да, все делал путем проб и ошибок, порой очень горьких. Бывает. Главное не складывать руки. И как говорил говорил Будда проходите все трудности как носороги. Всем аспи говорю, выход есть. Надо просто идти.

Спасибо за познавательный материал!

Однако у меня по мере прочтения возник ряд вопросов:
Я могу согласиться с определением автора статьи:
"Наше "Я" является не неизменным объектом, а меняющейся словно голограмма системой ощущений (от тела), эмоций (и желаний), мыслей (фактов, информации), восприятия (способа, которым мы организуем и оцениваем информацию) и самосознания - пяти "составляющих" разума. Связи между этими системами соединяют "Я" воедино. Без этих связей "Я" не работает."
Я не могу понять, каким образом автор соотносит это со своим дальнейшим утверждением:
"Первый шаг, который я предпринял, это осознание собственного существования. Для меня существовать - значит то, что я должен выбирать. Для меня выбор - это игнорирование того, что другие мне указывают для того, чтобы построить будущее, которые я сам представляю."
Автор определяет это как развитие своей воли.
Во-первых, я не могу выбрать - что я чувствую, ощущаю, о чем я думаю в настоящий момент - и моя психолог подтвердила, что эти сферы не подвластны контролю сознания.
Во-вторых, я много раз столкнулась в собственной жизни с тем, что:
а) периодически я оказываюсь в ситуациях, когда от моего поведения и моих усилий ничего не зависит, а в ряде случаев решение целиком и полностью находится на усмотрение третьих лиц и их пожеланий.
Разумеется, в ряде случаев мои усилия оказывают влияние на ситуацию, но она возникает периодически.
Автор предлагает знать, что сказать авторитетному человеку, чтобы он разрешил ситуацию в мою пользу (его слова "Люди ощущались как "находящиеся внутри меня" и я просто знал, что говорить или делать"). Однако, оказываясь в такой ситуации и видя как действуют другие люди, я не могу произнести эти слова вести себя требуемым образом, потому что я обосновываю авторитетному человеку свое мнение с логической точки зрения всеобщей выгоды (или минимизации ущерба), и если человек отвергает сильный и разумный аргумент ради того, чтобы поучить подтверждение его власти надо мной - я действительно иногда отступаю, если я могу логически действовать другим путем, через других людей.
б) я неоднократно прилагала усилия и получала желаемый результат, но испытывала разочарование, потому что связывала достижение результата с большим объемом позитивных переживаний, чем это оказывалось впоследствии (если они вообще возникали - иногда я чувствовала просто растерянность и опустошение "И это все? Я же добилась").
Автор приводит 4 выделенных им составляющих "внутренних барьеров", но, по моему мнению, суть этого "внутреннего барьера" - это осознание индивидом, что поведение окружающих людей непредсказуемо и что интересы окружающих людей мало совпадают со сферой интересов данного индивида.
Дистанцирование является уходом от опасности вследствие агрессии окружающих людей на выявление этих несовпадений и является результатом повторяющегося жизненного опыта в ответ на самые различные попытки установления контакта.

Наибольший вопрос у меня вызывает, что автор приводит в качестве своей основной мотивации:
"Для меня выбор - это игнорирование того, что другие мне указывают для того, чтобы построить будущее, которые я сам представляю"
У меня вызывает беспокойство расстановка приоритетов в этом утверждении: что сперва автор отвергает все слова других людей, а потом строит свое будущее, игнорируя в том числе слова, сигналы и боль других людей, если его планы сталкиваются с их планами и чувствами.
Я нерешительна в общении именно потому, что я не хочу причинять намеренную боль другим людям - и мои планы, которые могут не сбыться вследствие форс-мажора или моего разочарования в результате - не стоят того, чтобы причинять боль и дискомфорт реальным живым людям прямо сейчас.
У меня отсутствует "сила воли", как ее определяет автор статьи, но у меня формируются желания - и я выполняю их, я могу сформировать общее желание с моей подругой - и мы будем переговариваться и совместно решать все возникающие вопросы, чтобы выполнить их.
Путь, которые предлагает автор - это, по-моему, и есть настоящая дорога к одиночеству, ведь, привыкнув игнорировать слова несогласия других людей (а ведь они могут искренне предупреждать об объективной опасности), очень трудно снова "включить" способность видеть перед собой равноценного индивида, слышать его слова и уважать идеи другого человека, чтобы совместно принимать решения и строить общие цели.

У меня также есть замечания по тому, как автор статьи воспринимает мнение аутичного и неаутичного человека
В им же приведенной схеме он одновременно наделяет аутичного человека чертами:
"Эмоции находятся на задворках сознания, связывая вместе необъяснимые его области"
"Локус контроля слабый или отсутствует - аутичный человек не испытывает сильного чувства контроля над своими мыслями, эмоциями и поступками"
Если эмоции индивида подавлены и логике дан приоритет внимания, это как раз означает сильный локус контроля, однако автор делает свое обобщающее заключение по довольно редким проявлениям мелтдауна у аутичных.

"Зрительно-слуховое воображение отделено от чувства осязания (как при просмотре телевизора)"
в противовес "Осязательные ощущения дополняют зрительно-слуховое воображение без какого-либо разделения в самом воображении" у нейротипичных людей.
У меня возражение - потому что у аутичных людей часто возникают проблемы именно из-за четких осязательных ощущений в случаях, когда нейротипичный человек не испытывает дискомфорта.
Однако при социальном взаимодействии, когда я общаюсь с людьми, мне действительно неприятны чужие прикосновения, поскольку мое внимание направлено на анализ поступающей информации, и я воспринимаю прикосновения к себе как вторжение.
Совсем другое дело, если я нахожусь с друзьями - человеком или людьми, которые на протяжении нескольких лет оказывают мне поддержку в моих экстремальных переживаниях (как негативных, так и позитивных - т.е. те, с кем я могу безопасно для себя поделиться радостью и горем - без агрессии и осуждения в ответ), которые не используют мои открывшиеся слабости против меня (против моих чувств и моих представлений).
Прикосновения с такими людьми мне могут быть приятны в соответствующем контексте (когда обмен информацией завершен и мы просто уделяем внимание друг другу) и я люблю обнимать моих друзей, чувствовать их объятие в ответ, и слушать, как стучит их сердце.

Subscribe to Comments for "И снова о модели чужого сознания при аутизме"