Расстройства аутистического спектра (РАС) куда более распространены, чем люди обычно думают. В Великобритании есть около полумиллиона людей с РАС — т.е. это приблизительно 1 человек из 100. Все люди с РАС могут выиграть от доступности соответствующих сервисов — включая доступность сетевых сервисов. Данная страница написана для веб-разработчиков, которые хотят увериться, что их сайт подходит людям с РАС.
Насколько известно Национальному Сообществу Аутизма (National Autistic Society (NAS)), никаких специальных исследований нужд пользователей сайтов с расстройствами аутистического спектра (РАС) не было. На этой странице очерчиваются некоторые базовые принципы разработки веб-сайтов для людей с РАС, основанные на консультациях с экспертами в охвате нашей организации, в том числе и с людьми из аутического спектра.
- Как аутизм, так и синдром Аспергера являются частью широкого спектра состояний. Так же как и в нейротипической (НТ) популяции (т.е. состоящей из тех, у кого нет РАС), не у всех людей с РАС есть проблемы с обучением или инвалидность. Спектр аутизма много шире, чем диапазон НТ, так что потребности и предпочтения аутического сообщества отличаются от потребностей и предпочтений сообщества нейротипиков. Невозможно будет удовлетворить нужды каждого пользователя с РАС, выходящего в онлайн, однако в данном документе предлагаются решения, цель которых сделать сайты более приемлемыми для большинства пользователей с аутизмом.
Распространённые состояния, такие как дислексия и нарушения зрения, всегда следует учитывать при разработке каких-либо сайтов.
Используйте подход СПЭНС
За многие годы службы NAS — школьные и для взрослых — выработали конструкцию для понимания и реагирования на нужды детей и взрослых с РАС. Акроним для этой конструкции — СПЭНС (англ. SPELL) (структура, позитивность, эмпатия, низкое волнение, связи). Эта конструкция полезна для постановки основных вопросов, таких как вопросы о наилучших способах снижения ограничивающих возможности эффектов аутизма и о заложении фундамента для общения. Она также формирует базу всего обучения персонала, специализирующегося на аутизме, и предоставляет этический базис для вмешательства.
Структура
Мы непрерывно работаем над тем, чтобы предоставить на нашем сайте логичную навигационную структуру и как можно более упростить нахождение информации. Мы также даём быстрые ссылки внизу каждой страницы, которые могут открываться и закрываться, в зависимости от потребностей пользователя; тем самым даётся обзор первого и второго уровня навигации. У нас также есть полная карта сайта, которая помогает пользователям понять, как сайт устроен. Она также полезна людям с нарушениями зрения, которые могут предпочитать осуществлять навигацию через карту.
Позитивность
Мы надеемся, насколько возможно, дать позитивное отображение аутизма и синдрома Аспергера.
Эмпатия
Мы стремимся обеспечить эмпатический подход к предоставлению информации. Нам нужно угодить очень широкому спектру состояний и крайне разнообразной аудитории — от родителей, чей ребёнок только что получил диагноз и чей родной язык не является английским (см. In other languages ("На других языках")) до очень высоко функционирующих лиц, которые рассматривают своё РАС как положительный актив. (См. Is there a 'cure'? («Существует ли "лечение"?»), где Аутический фронт освобождения и аналогичные группы высказывают своё мнение о "лечении" аутизма).
Низкое волнение
Мы попытались предоставить насколько возможно очищенный сайт, не загромождённый перемещающимся текстом, анимированными изображениями или Flash. Для того, чтобы избежать перегрузки у людей с аутизмом и синдромом Аспергера, мы предоставили чёткий путь к соответствующей информации с главной страницы, а также возможность просмотра с использованием функций персонализации в верхней части каждой страницы, что уменьшает количество посторонней информации.
Связи
У нас есть принцип создавать так много связей между относящимися (или потенциально относящимися) к вопросу внутренними страницами и внешними сайтами, как это возможно. Это гарантирует, что люди найдут столько информации, имеющей отношение к их ситуации, сколько им нужно. Однако людей с РАС может иногда перегружать большое число ссылок, поэтому мы стараемся следовать хорошо документированному принципу: не более семи, как максимум девять, навигационных ссылок в каждом разделе (где этого можно достичь).
Правовые требования: Закон против дискриминации людей с ограниченными возможностями (Disability Discrimination Act (DDA)) 1995/1998 гг.
Все сайты должны следовать рекомендациям Руководства по обеспечению доступности веб-контента (Web Accessibility Guidelines) для уровня AA, чтобы таким образом соответствовать Закону против дискриминации лиц с ограниченными возможностями, который вступил в силу в октябре 1999 года.
Закон гласит, что: "Незаконна дискриминация лиц с ограниченными возможностями поставщиком услуг... путём отказа от предоставления или намеренного непредоставления лицам с ограниченными возможностями любых услуг, которые он предоставляет или готов предоставить членам общества".
Примеры услуг включают "доступ к информационным сервисам и их использование". Хотя напрямую веб-сайты не упоминаются, существует обязанность удостовериться, что "разумные настройки" произведены, если ваши публичные услуги недосягаемы или неоправданно сложны для использования лицами с ограниченными возможностями.
К сожалению, в Законе 1995 года не определяется понятие "разумные", однако некоторые дальнейшие указания исходит от Комиссии по равенству и правам человека (Equality and Human Rights Commission (EHRC), формально Комиссия по правам лиц с ограниченными возможностями), которая опубликовала Свод практических правил по правам на доступ, товары, оборудование, услуги и помещения в 2002 году. Этот свод не является юридически обязательным, но вполне может оказать влияние в суде. В нём спрашивается:
- Были ли предприняты конкретные шаги по эффективному решению данной проблемы?
- Возможно ли практически предпринять эти шаги?
- Насколько подрывающими будут эти коррективы?
- Является ли цена разумной, учитывая доступность финансовых и других ресурсов для поставщика услуг и доступность финансовой или иной помощи?
Базовые принципы для наилучшей практики
Следующие базовые принципы представлены в докладах и руководствах EHRC, Королевского национального института для слепых (Royal National Institute for the Blind (RNIB)) и Web Accessibility Initiative (WAI) с добавлением комментариев от экспертов Национального Сообщества Аутизма (в том числе персонала из аутического спектра).
Текст и использование цвета
- Используйте наиболее чёткий и простой язык, какой подходит к содержанию сайта.
- Убедитесь, что цвета текста и фона имеют достаточный контраст. Это реальная проблема для некоторых людей с РАС (и некоторых людей с дислексией). Многие пользователи считают, что, например, чёрный текст на белом слишком визуально стимулирует и кажется движущимся по экрану. Часто поступали просьбы о понижении контраста.
- Избегайте движения на страницах, если оно не медленное и не может быть заморожено. Движения особенно трудны для людей с РАС, которым не нравится чрезмерная визуальная стимуляция, а также для людей с дислексией.
- Используйте простой шрифт без засечек (например, Verdana или Arial), так как они проще для чтения с экрана. Однако, по контрасту с обычными принципами доступности, некоторые люди из аутического спектра предпочитают шрифты с засечками (например, Times New Roman), поэтому лучше сделать доступными и их.
- Убедитесь, что размер текста можно изменить.
- Для передачи важности заголовков используйте их размеры (<h1>, <h2> и т.д.), но не цвета — этими вспомогательными приёмами можно полностью передать смысл контента; стили заголовков можно задать с помощью ваших CSS.
- По возможности избегайте блоков курсивного текста, поскольку некоторым людям сложно его читать.
- Избегайте слишком крупного или слишком мелкого текста как эквивалента текста в 12 пунктов, рекомендованного RNIB.
- Не выделяйте заглавным шрифтом целые предложения.
Навигация и ссылки
- Уменьшите число ссылок и убедитесь, что стоящие того и необходимые ссылки чётко обозначены как таковые. (Например, не делайте слишком много ссылок с главной страницы.)
- Избегайте фрагментации сайта: механизмы навигации должны быть согласованы (в частности, по внешнему виду и поведению), сравнительная важность различных разделов (по сайту в целом и внутри страниц) должна быть очевидна, а для обозначения структуры страниц следует использовать язык разметки.
- Отделяйте ссылки друг от друга при помощи текста или графики, так чтобы можно было различить, что куда ведёт.
- Убедитесь, что ссылки содержат достаточно текста, чтобы говорить сами за себя.
Технические вопросы
- Избегайте создания всплывающих окон и открытия новых окон без ведома пользователя.
- Убедитесь, что страницы функционируют, когда скрипты и апплеты не поддерживаются (подробнее о выпадающих меню см. на сайте RNIB).
- Давайте альтернативный текст (теги <alt>) у всех информативных изображений, изображений-карт и хот-спотов; когда для оформления применяются графические маркеры, просто используйте в теге <alt> звёздочку (*).
- Когда для представления данных используются таблицы, обозначайте заголовки строк и столбцов таблиц; давайте сводки таблиц, используя атрибут "summary".
- Используйте относительные размеры и позиционирование (величины в %), а не абсолютные единицы измерения (пиксели).
Идеальный РАС-дружественный сайт должен, по возможности:
- Обладать ясным и лаконичным дизайном
Предпочтителен какой-то светлый фон (многие люди не любят белый и находят его излишне режущим глаза) вокруг графических и текстовых элементов страницы. Мы относим это к пункту "низкое волнение", поскольку у людей спектра часто усилено сенсорное восприятие. Исследования показали, что многие люди с РАС — "обучающиеся визуально", так что им легче воспринимать информацию в визуальном формате. Подходящее зрительное подкрепление текстового материала может, следовательно, быть значительным подспорьем для людей с РАС. Задача дизайнера состоит в сохранении страниц чистыми и не загромождёнными.
- Использовать чёткие и однозначные формулировки
Нет нужды "переупрощать" ваш исходный текст, просто следуйте руководящим принципам общества "За понятный английский" и Комиссии простого языка. Избегайте использования метафор, таких как "точить зубы" или "льёт как из ведра", так как люди с РАС могут воспринимать их буквально. Дополнение текста символами, звуковыми файлами/скринридерами и видеоклипами может помочь в расширении числа людей, которые смогут получить доступ к информации. Пожалуйста, прочтите этот короткий документ [файл.doc] с реальным примером проблем пользователя с буквальной интерпретацией одной из наших форм: это прекрасная иллюстрация к аутизм-дружественной ясности.
- Иметь ограниченное число ссылок в каждой области
Некоторые люди спектра могут очень легко "перегружаться" информацией. Здесь должно оказаться достаточно просто следовать руководящим принципам, основанным на результатах исследований интерфейса компьютер-человек: у вас, по возможности, должно быть максимум семь и определённо не более девяти ссылок в одном навигационном разделе. Сделайте так, чтобы было очевидно, что это ссылки — не заставляйте пользователя гадать, что может, а что не может являться ссылкой.
- Иметь не более трёх кликов до пункта назначения с информацией
Трудность с этим правилом в том, что если вы будете следовать предыдущему правилу и у вас крупный сайт, пользователям придётся сделать больше кликов, чтобы добраться до информации, которую они ищут. Используйте дискретные, логичные и многочисленные взаимные ссылки на другие относящиеся к вопросу статьи, чтобы помочь вашим пользователям отыскать нужную им информацию.
- Обеспечивать различные методы поиска информации
Некоторые люди используют навигацию сайта, некоторые предпочитают карту сайта, некоторые пользуются поисковой формой. Держите также в уме предыдущий пункт.
- Предусматривать элементы персонализации
Один из аспектов спектра аутизма состоит в том, что человек может быть не в состоянии взглянуть за пределы собственных потребностей и сопереживать нуждам других. Любое средство навигации, которое сможет быстрее привести пользователя к материалам, имеющим отношение именно к нему/ней, значительно улучшит его впечатление от сайта, уменьшая возможность его разочарования и настраивая его более благожелательно к вашему сервису.
- Следовать существующим практическим руководствам
Подробности см. ниже.
Пользовательское тестирование и РАС: некоторые идеи и советы
Эти руководящие принципы были составлены Nomensa, экспертами в области веб-дизайна и юзабилити, когда мы сотрудничали с ними при разработке и пользовательском тестировании этого сайта.
• Заранее отсылайте участникам копии любых документов. Чётко определите цель исследования. Объясните, какие события может ожидать участник и когда: управляйте ожиданиями участников очень внимательно. Обратитесь к этой информации ещё раз в день тестирования.
- Обеспечьте участникам единый пункт для контакта; в идеале это тот, кто будет присутствовать весь день.
- Убедитесь, что окружающая среда при исследовании является подходящей, в частности, избегайте всего, что может оказаться сенсорным раздражителем. О сенсорных проблемах см. ресурсы ниже.
- Избегайте неоднозначных формулировок, а также оборотов речи, у которых может иметься более одного смысла.
- Используйте изображения и визуальные подсказки для поддержки текста стимулами и ссылками.
- Опирайтесь в обсуждениях на опыт и текущие обстоятельства, а не на абстрактные понятия: родовые понятия могут быть очень сложны для некоторых людей с РАС, так что они могут быстро перегрузиться.
- Вопросы лучше представлять в форме выбора определённых вариантов или в формулировках, требующих односложных ответов: некоторые люди с аутизмом могут найти, что так проще.
Полезные ресурсы
Если вы проводите исследование особых пользовательских нужд людей с РАС в интернет-среде, мы очень бы хотели вас услышать. Пожалуйста, свяжитесь с нами через webmanager@nas.org.uk.
Представленный выше материал — перевод текста "Designing websites suitable for people with autism spectrum disorders" с сайта National Autistic Society.