You are here

Кристофер Гиллберг: "Особые способности и навыки людей с синдромом Аспергера"

Практически все дети, подростки и взрослые с синдромом Аспергера имеют особые навыки и способности, противоречащие стереотипному образу человека с "нарушениями". Некоторые из них можно рассматривать как аспекты самого синдрома, другие же — в контексте конкретной уникальной личности.

У многих людей с синдромом Аспергера хорошо развитый или даже высокий интеллект. Тем не менее, нередко они сталкиваются с когнитивными сложностями, не укладывающимися в социальные и поведенческие рамки.
У людей с синдромом Аспергера есть специальные интересы, которые формируют области глубоких знаний по узкой тематике; это, впрочем, не должно удивлять, так как наличие однообразных специальных интересов — симптом синдрома Аспергера, его неотъемлемая часть. Такой интерес может оказаться настолько поглощающим, а энергия и мотивация в процессе его постижения настолько сильными, что это приведёт к выдающимся результатам. При таких обстоятельствах эффективность может достигнуть невероятно высокого уровня.
У людей с синдромом Аспергера хорошая механическая память — способность запоминать и воспроизводить целые куски текста. А у некоторых есть эйдетическая (фотографическая) память.
Настойчивость и упорство тоже можно отнести к тем личностным характеристикам, которые имеют очень позитивные последствия.
Среди людей с синдромом Аспергера распространён перфекционизм, хотя он часто ограничен определёнными областями функционирования и может сочетаться с полнейшим отсутствием упорядоченности в других областях.
В результате клинических наблюдений у меня сложилось впечатление, что люди с синдромом Аспергера медленнее старятся, особенно это заметно у людей средней возрастной группы — они часто выглядят моложе своего биологического возраста.

Уровень интеллекта
Уровень интеллекта (IQ) у людей с синдромом Аспергера в среднем, вероятно, выше, чем по населению в целом.
Разница не слишком значительна, но поразительно само её наличие, учитывая, что трудности, присущие синдрому Аспергера, способствуют общему снижению интеллекта — проблемы социального взаимодействия, пониженная способность к поиску новых знаний посредством общения с другими людьми, особенности языка и коммуникации, отсутствие способности быстро переключаться, проблемы с координацией и вниманием. И это аргументы в пользу существования "базового IQ", то есть некого базового уровня интеллекта, позволяющего индивиду функционировать при условии отсутствия нетипичного варианта развития мозга, и предположения, что оный выше среди людей с синдромом Аспергера, чем по популяции в целом.
Предполагалась связь синдрома с чрезвычайно одарёнными и высокоинтеллектуальными родителями — высказывалась версия о "предрасположенности" к синдрому Аспергера у потомства таких родителей. И это было проблемой для дифференциальной диагностики — отделить случаи синдрома Аспергера от случаев развития сверхвысокого интеллекта. Ганс Аспергер предполагал возможность подобной связи. Ещё интереснее то, что и Лео Каннер имел те же предположения о связи высокого IQ родителей и случаев классического аутизма.
Частично языковые навыки могут быть хорошо развиты даже при небольших способностях в невербальных областях. Словарный запас бывает неплохим и при общем уровне IQ на нижней границе среднего значения или в чуть субнормальном диапазоне.
Как бы то ни было, именно высокий интеллект и способность к обучению нужно признать и использовать в своих интересах людям с синдромом Аспергера. Вместо подчёркивания социальных трудностей и вкладывания всех денег в развитие социальных навыков следует акцентировать внимание на интеллектуальном потенциале, что поспособствует возрастанию уверенности в своих силах.

Специальные интересы (способности "саванта")
Синдром Аспергера характеризуется наличием схемы ограниченного поведения и интереса. Хорошая, а иногда и выдающаяся, механическая память в сочетании с граничащими с ритуальным поведением обсессивно-компульсивными чертами увеличивают вероятность преобразования узких интересов в глубокие знания и развития особых способностей в определённых областях.
Такие необычные навыки, учитывая общий уровень интеллекта, называют "савантизм". Впервые данная концепция была использована в отношении людей, страдающих умственной отсталостью, которые иногда продемонстрировали подобные "осколочные" способности. Первоначально термин звучал как "идиот-учёный". Сейчас термин "савант" используется для обозначения необычных талантов, выходящих далеко за рамки возможного функционирования человека в соответствии с его уровнем интеллекта.
Для детей и взрослых с синдромом Аспергера характерно демонстрировать исключительные знания в узких, чётко определённых областях. Другим людям, имеющим интересы в тех же областях, остаётся только позавидовать степени погруженности и основательности, присущей в данном аспекте людям с синдромом Аспергера, даже если их уровень интеллекта и невысок.
Отдельные навыки савантизма возникают и при иных условиях, и у обычных людей, но более распространены среди лиц с расстройствами аутистического спектра, в частности с синдромом Аспергера.

Механическая и эйдетическая память
Около трети моих пациентов с синдромом Аспергера обладает исключительной механической памятью. Это касается запоминания и на слух, и зрительно. В последнем случае принято говорить о "фотографической" или эйдетической памяти. Некоторые люди с синдромом Аспергера очень хорошо помнят всё пережитое — даже спустя 15 лет могут дословно пересказать разговор и описать увиденное в мельчайших подробностях. Прекрасно развита способность различать истинные и ложные воспоминания. Часть людей с синдромом Аспергера отлично ориентируется на местности, но другая часть испытывает с этим значительные сложности из-за проблем центрального согласования или зрительно-пространственной ориентации.

Настойчивость
Многие люди с синдромом Аспергера нетерпеливы и склонны отказываться от дела, если оно вызывает затруднение. Не менее значительна и другая часть людей с синдромом Аспергера — крайне упорная и усидчивая. Третья группа сочетает нетерпимость в некоторых ситуациях, как правило, в тех, которые воспринимаются как неинтересные или невозможные для разрешения, и упорство в делах, не в последнюю очередь связанных со специальными интересами.
У всех трёх групп есть сильные стороны. Нетерпеливые вдохновляют людей на развитие в вопросах, считающихся почти не разрешимыми. Упорные вновь и вновь возвращаются к проблемам и настойчиво решают их, тогда как другие люди уже спасовали перед трудностью вопроса. У группы колеблющихся между крайностями есть сложности с отслеживанием изменений и реакцией на них, но факт наличия способности к такому полярному поведению тоже можно использовать во благо.

Энергичность
Многих людей с синдромом Аспергера окружающие воспринимают как "медлительных", "ленивых", "малоактивных". Но есть группа с высочайшей энергичностью, способная при наличии устойчивого интереса и мотивации работать тогда, когда другие устают и уже не чувствуют в себе сил продолжать. Это касается как физических, так и интеллектуальных задач. Если в поле зрения интересная цель, то энергичность ради её достижения достигает высочайшего уровня. Таких людей воспринимают как трудоголиков или маниакальных/гиперманиакальных.
Долгосрочные наблюдения показывают в основном отсутствие патологической гиперактивности. Но в отдельных, редких, случаях всё же имеет место маниакальная гиперактивность.

Перфекционизм
Всё сказанное о настойчивости можно отнести и к перфекционизму. Часть людей с синдромом Аспергера весьма небрежна, другая — излишне зациклена на совершенстве, третья — смешанный тип. Группы перфекционистов и имеющих смешанный тип могут добиться успеха в областях науки и техники благодаря своим настойчивым требованиям точности.

Медленное созревание — замедленное старение?
После многих лет клинических наблюдений у меня создалось впечатление, что люди с синдромом Аспергера взрослеют медленно, но и медленно стареют. В зрелом возрасте многие из них выглядят значительно моложе своего биологического возраста. Их руки и лица отличаются удивительной гладкостью — они как будто не тронуты годами. В детстве люди с синдромом Аспергера выглядят серьёзными и взрослыми не по возрасту. А по мере их взросления часто бросается в глаза, как "наивно", "молодо" или "по-детски" они выглядят.
Отчасти такое впечатление можно объяснить отсутствием активной невербальной коммуникации у людей с синдромом Аспергера. Также нельзя исключать влияние необычного гормонального развития и факторов роста.

Заключение
У людей с синдромом Аспергера есть качества и способности (сильные стороны), которые могут полностью или частично компенсировать основные трудности. Почти у каждой особенности есть своя позитивная часть. Высокий общий уровень интеллекта, настойчивость и упорство в достижении цели, стремление к совершенству — это только некоторые из преимуществ, часто присутствующих у людей с синдромом Аспергера.
Крайне важно учитывать эти сильные стороны при диагностике и последующих мерах адаптации, чтобы обеспечить наилучший возможный уровень образования, профессиональной подготовки и общего развития для каждого человека с синдромом Аспергера.

Представленный выше материал — перевод главы 8 из книги Кристофер Гиллберг "Руководство по синдрому Аспергера" (Christopher Gillberg "A Guide to Asperger Syndrome").

Subscribe to Comments for "Кристофер Гиллберг: "Особые способности и навыки людей с синдромом Аспергера""