You are here

Советы по организации доступной среды для аутистов на мероприятиях

Доступная среда — один из базовых элементов общества равных возможностей. Создание инклюзивого пространства не бывает простым и его успешное воплощение напрямую зависит от готовности всех сторон процесса принимать разнообразие особенностей и потребностей людей. В данной статье приведены советы по организации доступной среды для аутистов на самых различных мероприятиях (конференциях, семинарах, собраниях и т.д.).

Главная рекомендация: лучшие консультанты по доступной среде для аутистов — это сами люди с аутизмом.
Привлекайте их в качестве консультантов при планировании мероприятий самой разной тематики, а если оные касаются аутизма, прав людей с инвалидностью и инклюзии, то для организаторов должно быть обязательным обеспечить участие людей с аутизмом на всех этапах.

Советы можно разделить на две большие группы: коммуникационные и сенсорные аспекты при подготовке места проведения (помещения) и персонала мероприятия.

КОММУНИКАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Публикация материалов мероприятия в Интернет
Заранее опубликуйте расписание мероприятия, план помещения, включая "тихую" комнату (см. ниже) и место нахождения вспомогательного персонала.
Предоставьте возможность подписаться по e-mail на информацию о любых дополнениях и изменениях в повестке мероприятия. Приложите все усилия для своевременного оповещения. Помните, что для аутичных людей любая перемена может вызвать тревогу и выбить из рабочего процесса.
Ни в коем случае не просите "слегка изменить или дополнить" представленные аутичными докладчиками выступления за несколько дней или часов до мероприятия.

Информирование об аутизме
Autism faq
Оповестите всех участников мероприятия о правилах поведения с аутичными людьми при помощи небольших памяток. которые можно скачать и распечатать. Дайте ссылки на ресурсы людей с аутизмом. Это обеспечит информацию "от первого лица".
Проведите для персонала мероприятия обучение на тему аутизма и инклюзии, желательно с привлечением человека с аутизмом.

Визуальные подсказки и планы на месте проведения мероприятия
указателиименной бейдж
Помещения, в которых проходит мероприятие. должны быть снабжены визуальными подсказками: стрелки-указатели, планы. Цвета и шрифты не должны быть вычурными или блестящими.
Как правило, участники мероприятия обеспечиваются именными бейджами. К ним относятся те же требования, что и к указателям и информационным табличкам.

Перерыв
Обязательно ставьте перерыв между выступлениями человека с аутизмом, если он задействован с нескольких сессиях.
Это необходимо для спокойного переключения между задачами и саморегуляции.

Аудитория
Предупреждайте перед началом выступления о необходимости выключить звук на устройствах связи и отключить фотовспышки.
Постарайтесь дать не слишком большое помещение с небольшим количеством слушателей.
Эхо, фоновый шум могут раздражать человека с аутизмом.
Если есть возможность организовать выступление через Интернет, то это в ряде случаев будет лучшим выбором.

Использование альтернативных средств коммуникации
планшетжестовый язык
Значительное количество людей с аутизмом используют альтернативные средства коммуникации: карточки, печать на планшете, программы, позволяющие озвучить напечатанное, жестовый язык. Будьте готовы к тому, что даже владеющий устной речью аутист может временно утратить способность говорить из-за сенсорной перегрузки и/или тревожности. По возможности имейте несколько планшетов для их временной выдачи и обученных специалистов по жестовому языку среди персонала мероприятия.

Использование цветных коммуникационных бейджей
color_badges
Цветные коммуникационные бейджи (Color Communication Badges) были созданы Международной Сетью Аутизма (ANI) для конференции аутистов Autreat. Позднее эта система бейджей стала применяться на различных мероприятиях, посвященных вопросам аутизма. Она призвана сообщить окружающим о коммуникационных предпочтениях.

Цветные коммуникационные бейджи вставляются в держатель, прикрепляемый к одежде. В держателе для карточки с именем находятся три карточки: зелёная с надписью «ЗЕЛЁНЫЙ» (GREEN), жёлтая карточка с надписью «ЖЁЛТЫЙ» (YELLOW), красная карточка с надписью «КРАСНЫЙ» (RED).

Карта, находящаяся поверх остальных и видимой частью к окружающим, является активной. Две другие расположены под ней так, чтобы быть доступными, если в них возникнет необходимость.
Зелёная карта обозначает, что человек хочет общаться, у него проблемы с инициацией разговора, но он хочет, чтобы заинтересованные в разговоре люди обращались к нему.
Жёлтая карточка означает, что человек хочет говорить только с теми, с кем он знаком лично, а не с незнакомцами или не с людьми, которых он знает только по Интернету. Тот, у кого жёлтый бейдж, сам может подойти к незнакомцу и начать разговор. Человек, к которому он подошёл, может с ним говорить. Если вы не знаете человека, у которого жёлтый бейдж, то начинать с ним разговор по своей инициативе нельзя.
Красная карточка обозначает, что человек не хочет говорить с кем бы то ни было, или, возможно, хочет поговорить только с несколькими людьми. Человек может начать разговор сам, и тогда тот, к кому он обращается, может с ним поговорить. Но нельзя первым подходить к человеку с красным бейджем.

Если коммуникационные предпочтения изменились, можно просто сменить карточку. Бейджи помогают предотвратить неприятные ситуации: нежелательные разговоры, проблему начать разговор с кем-то первым. Людям с проблемами с общением и выражением желания общаться, а также людям, у которых сложности с пониманием социальных сигналов, связанных с общением и желанием общаться, удобнее общаться с использованием коммуникационных бейджей. Коммуникационные бейджи способствуют улучшению социальной обстановки, так как просто и эффективно дают понять людям, хочет человек общаться или нет.

Форма одежды
одеждаобувь
Не требуйте от аутичных людей соблюдения сложного дресс-кода.
Многие ткани,типы одежды и обуви вызывают у аутичных людей сенсорное неприятие.
Достаточно общих рекомендаций о чистоте и отсутствии резких запахов.
Если у части людей с аутизмом есть потребность носить очки с затемнёнными стёклами, то не препятствуйте этому. Так они защищают себя от перегрузки по зрительному каналу.

СЕНСОРНЫЕ АСПЕКТЫ

"Тихая комната"
тихая комната
Обязательное наличие "тихой" комнаты: места, где аутичные люди могут побыть в тишине и снизить сенсорную перегрузку.
Комната должна быть изолирована от посторонних шумов (звуки речи, вентиляции и т.п.) и затемнена (следует использовать точечное освещение, а не флуоресцентное).
На двери комнаты должна быть табличка с надписью, поясняющая функцию данного помещения и содержащая предупреждение о недопустимости беспокоить аутичных людей в период саморегуляции.

Освещение и фотосъёмка
освещение
Яркую иллюминацию, фотографирование необходимо свести к минимуму: проводить только в специально отведённых местах, перед которыми установлены предупреждающие таблички.

Запахи
Всем участникам конференции должно быть разослано предупреждение о недопустимости использования парфюмерии с сильным запахом.

Еда
еда
Заранее узнайте о пищевых особенностях аутичных участников и обеспечьте их той пищей, которую они могут употреблять.
Некоторые аутичные люди нетерпимы к консистенции определённых продуктов или к их запахам.

Звуки
наушники
У многих аутичных людей шумы, громкая речь, резкие звуки вызывают сенсорную перегрузку.
Не препятствуйте выступлению аутичных докладчиков с лёгкими берушами или наушниками в ушах.
Снижайте громкость микрофонов по просьбе людей с аутизмом.
Обеспечьте возможность взять беруши у персонала на стойке регистрации.

При создании материала использовались следующие источники:
1. Autistic Self Advocacy Network (ASAN) Color Communication Badges (pdf).
2. AUTISM NETWORK INTERNATIONAL (ANI) History of ANI.
3. Форум аутичных людей и их друзей и родственников.
4. Pixabay.

Subscribe to Comments for "Советы по организации доступной среды для аутистов на мероприятиях"