You are here

Али Арфин: "Хотели ли бы вы стать неаутичными?"

С разными трудностями сталкиваюсь последние дни, которые заставляют задумываться о том, как всё есть, и что можно поменять. Например, общение с людьми в официальных ситуациях, когда они «выше» по статусу и желают контролировать взаимодействие, требуют, чтобы ты под них подстраивался, и воспринимают как неуважение и самоуверенность, если ты не можешь и не хочешь. Лично мне просто сложно подстраиваться из-за сложностей в переключении внимания, в обработке, систематизации информации и в работе памяти. Поэтому, чтобы оставаться сосредоточенной и не потерять мысль, не оказаться застанной врасплох, я стараюсь проявлять инициативу во взаимодействии, заранее всё объяснить, разложить по полкам. Но такое общение вызывает возмущение. А может быть, я не так воспринимаю социальную ситуацию? Может быть, посылаю неправильные невербальные сигналы? Может быть, другие люди умеют быстрее адаптироваться?

Не знаю, не факт. Ведь у нейротипиков тоже часто возникают конфликты на работе. Они часто не сходятся характерами, просто умеют это скрыть и переключиться. Если бы у нейротипичных людей была лучше эмпатия и способность к взаимодействию, таких проблем бы не возникало. О, если бы мои нейротипичные «оппоненты» имели больше эмпатии, вся моя социальная неловкость быстро бы компенсировалась!

Ладно. В последние дни навалилось столько планов и обязательств, что я стала как бешеная писать на нашем форуме, сегодня меня просто прорвало. Поделюсь отрывками постов на некоторых сходные темы.

Тема №1. Хотели ли бы вы избавиться от РАС или аутичных черт?
(Сынок, а ты не пробовал не быть мутантом?)

Не могу с полной убеждённостью говорить, что у меня «РАС», так что скажу про аутичные черты. Не хотела бы избавиться от тех черт, которые определяют аутичных людей: связанных с а) общением, б) поведением.

Во-первых, от определённого понимания общения как обмена информацией, а не как взаимодействия с чужими эмоциями и посредством эмоций. Эмоции — приятное дополнение, я считаю, сопровождение информации или её следствие, а не язык общения. Не, я не хотела бы общаться по-другому. Большинство самых приятных мне собеседников имеют аутичные черты (с большой вероятностью они в спектре, у некоторых это подтверждают высокие показатели тестов). С алекситимией или полным непониманием невербалики было бы тяжело, но общение с алекситимиками и людьми, не выражающими/не читающими эмоции часто комфортнее, чем с гиперэкспрессивными людьми, постоянно апеллирующими к твоим невербальным сигналам. С людьми с нейротипизмом *это ирония* общаться сложнее, и мне самой не хотелось бы быть такой, хотя значительная доля нейротипизма во мне, наверное, есть.

Вторая основная аутичная черта — это стойкость и интенсивность интереса или сенсорных предпочтений. Идеальный человек в моей голове имеет стойкий всепоглощающий интерес и совершенствует свои навыки в области этого интереса. Поэтому я не хотела бы не иметь специальных интересов, которые мешают «жить нормальной жизнью». Наоборот, я хотела бы, чтобы мои интересы требовали от меня больше времени. внимания и сил, чтобы я могла совершенствоваться в занятиях ими и опереться на них в поиске своей профессиональной нише. Пока я уделяю им мало времени и энергии, они остаются не более, чем хобби, только хобби, отвлекающими от «серьёзных дел».

От чего я хотела бы избавиться, так это от выученной беспомощности, боязливости, эгоистичности и от проблем с памятью/хранением информации. Но это не аутичные черты. За исключением пункта с памятью это результат социализации в нашем искажённом мире, где мало кому есть место, независимо от нейротипа.

Значительная часть «аутичных» проблем является следствием того, что наше общество и в целом современная городская жизнь сейчас недостаточно комфортна и здорова для жизни, поэтому людям, имеющим специфические потребности, очень сложно, да и не имеющим — тоже. Оттого высокий уровень депрессии и тревожных расстройств, неврозов.

Другая часть проблем — следствие того, что любые особенности имеют свои крайности, свою неприятную специфику (я списываю это на «опыты» эволюции или же её издержки). Например, у меня неврология устроена, видимо, так, что мой организм странным образом воспринимает свои внутренние половые органы, из-за этого мне неприятны переживания, связанные с наблюдением младенцев и прочих интимных вещей, связанных с женской физиологией и половой ролью. (Поэтому сейчас я «трангендер» с натяжкой, «гендер» вообще предпочитаю к себе не применять, однако я всё ещё транс*.) Хотелось бы мне, чтобы мой организм работал без этого странного искажения (потому что я хотел бы разнополую семью)? Наверное, да. Хотелось бы мне быть человеком, который понятия не имеет, что значит когда-либо чувствовать, что ты не вписываешься в сетку стандартных ролей? Нет, спасибо, мой опыт очень важен для меня. Он делает меня человеком, которым я являюсь. Я даже представить не могу: вот я являюсь «нормальной» женщиной, и как я тогда различу, общается ли человек со мной, или со своими ожиданиями относительно «нормальных» женщин? Мои сенсорные трудности, если моя и некоторых учёных интерпретация подобного явления истинна (ссылаюсь на: http://www.aspergers.ru/node/376), помогают мне лучше ориентироваться в мире и подбирать для себя более комфортную среду, а также быть более чутким и понимающим к другим. Они позволяют мне смотреть на вещи извне рамок, и это очень круто.

Как итог: я чувствую, что мне не хотелось бы, чтобы людям было больно прикасаться к определённым тканям, или чтобы у них возникали срывы в шумной столовой. Но мне хотелось бы, чтобы ни я, ни другие люди своими эмоциями не внушали этим людям какие-либо чувства по поводу того, ДОЛЖНО ли это с ними происходить или нет, потому что это всего лишь НАШИ чувства по поводу того, чего мы ХОТЕЛИ БЫ для них и за них. Это, мне кажется, очень личный момент.

Ещё, знаете, чего я не хотела бы для себя? Я не хотела бы того, что называют своевременным «социальным научением» или подражанием. Я не хотела бы с детства из воздуха улавливать, «как положено» и «как принято». Например, я не хотела бы в юности заранее знать, что если я не надену вечерний наряд, со мной никто не будет танцевать. Или не хотела бы знать в подростковом возрасте, что если я пойду гулять в комбинашке (комбинации, вид нижнего белья), людям будет за меня стыдно (потому что я понимала бы, что замысел создателей о предназначении этого предмета каким-то магическим для меня образом разделяется другими людьми). Я не хотела бы разделять веру взрослых людей, что если я приду в школу с фенечкой на носу, люди не начнут брать с меня пример, и это не даст рождение новой моде. Я и до сих пор не могу понять, почему укороченные брюки с босоножками из тонких шлеек на высоком каблуке вписываются в концепцию смарт кэжуал (это же не красиво!), а небритые подмышки и фенечка на носу не вписывается в концепцию бохо. Или почему если невеста (женщина) не сбрила усы, это оскорбление всех присутствующих на свадьбе.

Я не хотела бы знать заранее, как принято, потому что не представляю, как можно жить, когда ты понимаешь, что все творческие порывы обрезаются ограничениями. Я и до сих пор этого не представляю.

Блог Али Арфин в вк: https://vk.com/postarfin
#постарфин

Subscribe to Comments for "Али Арфин: "Хотели ли бы вы стать неаутичными?""