You are here

Али Арфин: "Спектр"

Аутичные состояния — это состояния спектра. Есть несколько групп черт, характерных для аутистов, но они могут быть не у всех!

Речь. Некоторые аутисты неговорящие, а некоторые хорошо понимают речь, но им трудно выражать мысли вслух. Кому-то норм.

Буквальное понимание. Понимание речи без учёта истинных эмоций или подоплёки. Из-за этого аутичные люди могут казаться грубыми или твердолобыми.

Непонимание намёков, образных выражений и уместности тех или иных слов со своей стороны. Основной спонсор социальной неловкости.

Понимание эмоций. Какие-то аутичные люди не могут запомнить лиц и не понимают их выражения. Какие-то могут при определённых усилиях, но не хотят. Многим аутистам трудно читать невербальные сигналы. Но некоторые хорошо понимают экспрессию и даже мотивы людей. Правда, это не помогает нам действовать так, как вы от нас ожидаете, так как мы не предсказываем ваши реакции.

Фокусирование на некоторых аспектах социальной ситуации и невзятие во внимание всей картины. Например, что наедине можно разговаривать с преподавателем на ты, а в присутствии группы — нет (ох уж эти социальные тонкости!).

Неучёт эмоциональных обстоятельств собеседника (что он может грустить из-за смерти хомяка или испытывать неловкость из-за того, что вы носите этот свитер уже неделю). Из-за этого многие думают, что аутистов никто не волнует, кроме них самих самих. Это неправда! Нас волнует кто-то, кого мы можем понять, так же, как и вас волнует кто-то только в этом случае. Поэтому давайте стараться понять друг друга!

Выпадание из времени. Аутичным людям трудно постоянно фокусироваться на всех происходящих событиях, так как мы однозадачны, и какая-то часть жизни неизбежно проходит мимо нас. Мы можем многого не замечать. Ну и что? Нейротипики умудряются замечать многие вещи, при этом совершенно не вникая в их смысл.

Фиксация на процессах. Если я занята каким-то делом, то забываю обо всём остальном, лучше мне не мешать. Буквально. Кажется, трясутся руки — возможно, давно пора было поесть. Ах да, экзамен! Был, вчера.

Фиксация на деталях. Входя в комнату, аутичные люди часто какие-то вещи видят первыми, а какие-то долго не замечают. Замечаем мы обычно сенсорные стимулы. Для кого-то это узор на ковре, для кого-то яркие игрушки. Редкий аутичный чел может увидеть всю комнату одновременно. Это же касается информации. Поэтому многим из нас трудно обобщить текст, фильм или слова лекторки.

Специальные интересы. Это интенсивные увлечения, доходящие до одержимости. Кто-то использует их, чтобы отдохнуть и успокоиться, а кто-то вообще ничего другого не может делать. Пишут, что СИ длятся от трёх месяцев до всей жизни. Их может быть несколько. Кто-то собирает всю возможную информацию о трамваях, а кто-то всем рассказывает и пересказывает любимый фильм или о своей любви к актёру. Кто-то коллекционирует лампочки, а кто-то собирает камни в бутылку и бросает её до бесконечности. Если я всё время одержимо прокручиваю в голове какой-то сюжет, это тоже специальный интерес? Да.

Ролевые игры. Аутичные дети в них не играют. Аутичным детям не интересно или они не могут думать за других, сопереживать. У всех по-разному, просто обычно аутичные дети не играют в игрушки так, как играют нейротипичные, или не играют «из себя» в социальные игры. Но бывают исключения.

Эхолалия и скриптование. Это когда повторяешь слова или фразы. Эхолалия — это повторение услышанных фраз автоматически, сразу или спустя какое-то время. Эхолалию аутичные люди не контролируют. Скриптование — это повторение целых абзацев текста или диалогов для удовольствия. Посторонним людям трудно понять, что это за удовольствие.

Некоторые почему-то думают, что у них обязательно должны быть специальные интересы и стимминг. Правда, так часто и бывает. Но согласно диагностическим критериям, у вас может быть ИЛИ стимминг (повторяющиеся действия), ИЛИ специальные интересы, не обязательно и то, и другое сразу. По-сути, СИ — это идеаторный стимминг. Или наоборот)

Дефицит внимания и рабочей памяти и исполнительная дисфункция. Некоторые люди легко открывают менеджер задач перед мысленным взором и планируют шаги деятельности, но некоторые аутичные люди так не могут, и организовать себя на какой-то порядок действий для достижения цели мы практически не можем, если нам не помогать или если у нас нет достаточного времени. Да и просто заставить себя сделать что-то нужное, если нам вотпрямщас это не приспичило — невероятная задача. Но некоторые аутисты могут самостоятельно заниматься исследованиями *зависть*

Потребность в рутине и распорядке. У одних она невероятно сильная, до срывов. Другие просто без расписания живут в бардаке и ни с чем не справляются. Не обязательно отмерять каждый отрезок времени, у всех по-разному.

Гипер- и гипочувствительность. Перегрузки, мелтдауны или просто усталость и эмоциональное отключение, поиск ощущений интенсивный или не очень.

Мышление: картинками, словами, логическими отношениями.

Прогнозирование будущего. Обычно развитие этого навыка связано с работой внимания и рабочей памяти. Тут тоже у разных аутичных людей будет по-разному, но обычно дело обстоит так, что нам сложно вообразить, как будут развиваться события, особенно касающиеся нас самих, особенно в незнакомых обстоятельствах. Это просто не умещается у нас в голове, поэтому лучше не ждите.

Ребята, это спектр. Мы ОЧЕНЬ разные.



Автор: Али Арфин.

Прикрепленный файлРазмер
Image icon ShxP7E2_6x4.jpg29.1 KB
Subscribe to Comments for "Али Арфин: "Спектр""