You are here

Обучение предотвращению сексуального насилия: круги и отношения


circles

Важнейшая задача родителей – защитить своих детей от сексуального насилия. Для решения данной проблемы можно использовать подход «Круги и отношения».

При подготовке к обучению концепции безопасности сделайте фотографии своего ребёнка и следующих людей:

  • члены семьи и близкие друзья ребёнка (первый круг);
  • остальные друзья (приятели), знакомые, одноклассники и товарищи по команде (второй круг);
  • врачи, учителя, социальные работники, сотрудники полиции и продавцы магазинов, где вы регулярно делаете покупки (третий круг);
  • незнакомцы (четвёртый круг).

Вы также можете использовать фотографии из Интернета или журналов для некоторых людей из третьего круга и для всех людей из четвёртого круга.

На большом листе бумаги изобразите пять кругов и напишите в центральном круге «Я». Также поместите в центральный круг фотографию вашего ребёнка. Пронумеруйте остальные круги цифрами 1–4, как показано на схеме выше. Если круги 1–4 раскрасить, это поможет различать их визуально.

Данное упражнение нужно повторять неоднократно – особенно в начале – и всякий раз после того, как ваш ребёнок совершит ошибку во взаимодействии. 

«Давай поговорим об этих кругах. Начнём с круга «Я». Это тот круг, где находишься ты, потому что ты – самый важный человек во всех этих кругах. Круги вокруг «Я» – для других людей в твоей жизни. Когда мы будем беседовать об этих людях и о твоих отношениях с ними, мы поразмышляем о том:

  • кто является частью каждого круга,
  • какие чувства сопровождают каждый из видов отношений,
  • как взаимодействовать с людьми в этих кругах».

1circle

«Первый круг – для семьи и близких друзей. Кто входит в твою семью? Кто твои близкие друзья?»

«Какие чувства мы можем испытывать к членам семьи и близким друзьям?»
Любовь, доверие, наслаждение обществом друг друга, возможность положиться на человека.

«Как мы ведём себя с семьёй и близкими друзьями?»
Делимся с ними своими мыслями.
Делимся с ними своими чувствами.
Мы им доверяем.
Мы хотим быть вместе с ними.
Мы общаемся с ними, когда расстроены.

«Как можно прикасаться к людям из первого круга?»
Пожать руку, обнять, поцеловать (в щёку), держаться за руки, положить руку на плечо.

«Даже с людьми из первого круга все прикосновения должны быть по обоюдному согласию. Это значит, что оба человека не возражают и оба хотят прикосновения – оба говорят ДА».

«Давай посмотрим на эти фотографии. Кто принадлежит к первому кругу? Давай поместим их туда».

2circle
«Второй круг предназначен для приятелей, знакомых и групп, частью которых мы являемся (одноклассники, товарищи по команде). Кто твои приятели и знакомые? Кто твои одноклассники? Кто твои товарищи по команде?»

«Какие чувства мы можем испытывать к приятелям и людям из групп, частью которых являемся?»
Они нам нравятся, мы им доверяем, наслаждаемся компанией друг друга, веселимся с ними.

«Как мы ведём себя с приятелями и с людьми из групп, которым мы принадлежим?»
Мы ведём себя с ними дружелюбно, но они не являются нашими друзьями.
Мы не делимся с ними личной информацией.
Мы не делимся с ними своими чувствами.
Мы чувствуем себя комфортно, находясь рядом с ними, но не слишком близко к ним.

«Как можно прикасаться к людям из второго круга?»
Пожать руку, «дать пять», стукнуться кулаками.

«Если кто-то из второго круга не хочет пожать тебе руку, «дать пять» или стукнуться кулаками, не делай этого. Помни, все прикосновения должны быть по обоюдному согласию. Это означает, что оба человека не возражают и оба хотят прикосновения».

«Давай посмотрим на оставшиеся фотографии. Кто принадлежит ко второму кругу? Давай поместим их туда».

«Может ли человек из второго круга когда-нибудь попасть в первый круг?»
Да. Наши чувства к человеку могут измениться по мере того, как мы узнаем его лучше.
 
3circle
«Третий круг – это специалисты, осуществляющие помощь (врачи, учителя, социальные работники, полицейские, продавцы магазинов, где мы регулярно совершаем покупки). Кто твой доктор? Кто твой учитель?»

«Какие чувства мы испытываем к специалистам, помогающим нам?»
Дружелюбие, признательность.

«Как мы поступаем по отношению к специалистам, осуществляющим помощь?»
Мы дружелюбны по отношению к ним, но мы – не друзья с ними.
Мы можем поделиться личной информацией с врачом, учителем, социальным работником или сотрудником полиции.
Мы можем поделиться своими чувствами с врачом, учителем или социальным работником.
Мы чувствуем себя комфортно, находясь рядом с ними, но не слишком близко к ним.
Мы рады, что у нас есть помощники – такие как врачи, учителя, полицейские.

«Как можно прикасаться к людям из третьего круга?»
Пожать руку, помахать им рукой.

«Если кто-то из третьего круга не хочет пожимать тебе руку, не делай этого. Помни, все прикосновения должны быть по обоюдному согласию. Это значит, что оба человека не возражают и оба хотят прикосновения».

«Давай посмотрим на оставшиеся фотографии. Кто принадлежит к третьему кругу? Давай поместим их туда».

«Может ли человек из третьего круга когда-нибудь попасть в первый или второй круг?»
Да. Наши чувства к человеку могут измениться по мере того, как мы узнаем его лучше. [Примечание. Вы могли видеть, как учитель обнимает вашего ребёнка или кладёт руку ему на плечо. Может быть, вы наблюдали, как ваш ребёнок обнимает кого-то из своих учителей. И теперь вы, возможно, думаете, что должны положить этому конец. Но не стоит этого делать, поскольку прикосновения воспитателя говорят вашему ребёнку о том, что его ценят. Случилось так, что учитель перешёл из третьего круга в первый. Мы советуем учителям не обнимать своих воспитанников при первой встрече, однако в течение нескольких дней учителя нередко «перепрыгивают» в первый круг.]
 
4circle
«Давай посмотрим на остальные фотографии. Это люди, с которыми мы не знакомы – те, с кем нас не познакомил кто-либо, кого мы знаем и кому доверяем. Куда бы мы ни пошли, мы встречаем людей, которых не знаем. Как мы называем тех, кого не знаем?»

«Да, незнакомцы. Четвёртый круг – для незнакомцев».

«Сможешь назвать места, где можно встретить незнакомцев?»
В автобусе или в метро. На улице. В магазине.

«Некоторые незнакомцы не заставляют нас чувствовать себя некомфортно, но в любом случае важно, чтобы мы не околачивались рядом с ними постоянно. Другие незнакомцы могут заставить тебя почувствовать себя некомфортно. Если это произойдёт, уходи от них как можно скорее. Подобное когда-нибудь случалось с тобой? Незнакомец заставлял тебя чувствовать себя по-настоящему некомфортно?»

«Как мы ведём себя с незнакомцами?»
Нужно быть вежливым, но осторожным.

«Чем незнакомцы отличаются от других людей?»
Некоторые из них хорошие, а некоторые – нет. Мы не знаем.
Некоторые незнакомцы могут предложить прокатиться на их машине.
Некоторые незнакомцы могут захотеть купить тебе вещи.

«Как можно прикасаться к людям из четвёртого круга?»
Обычно не предполагается никаких прикосновений. Когда тебя знакомит с незнакомцем человек, которого ты знаешь и которому доверяешь, можешь пожать незнакомцу руку (но только если захочешь).
Не нужно вести себя грубо с незнакомцами, за исключением случаев, когда они заставляют чувствовать себя некомфортно.

«Хорошо, а теперь давай поместим оставшиеся фотографии в четвёртый круг».

Для детей с высокой потребностью в поддержке

Для некоторых детей может потребоваться разбить эти шаги на гораздо более мелкие. Каждый мелкий шаг нужно повторять до тех пор, пока информация не будет усвоена. Например, вам, возможно, придётся потратить больше времени на идентификацию людей из каждого круга, прежде чем вы сможете поговорить о различных видах прикосновения. Вы также можете пропустить вопрос «Как нам себя вести?»

Вот один из способов раздробить шаги:

[Примечание. При подготовке вам потребуется сделать несколько дополнительных снимков. Сфотографируйте членов первого круга вашего ребёнка, пожимающих руки, обнимающих, целующих в щёку, держащихся за руки и кладущих руку на плечо. Сфотографируйте членов второго круга, пожимающих руки, «дающих пять» и стукающихся кулаками. Сфотографируйте членов третьего круга ребёнка, пожимающих руки и машущих. Не используйте эти изображения до шагов 3 и 4 (см. ниже).]

  1. Используя исходный набор фотографий семьи, помогите ребёнку идентифицировать членов семьи. Поместите фотографии членов семьи в первый круг. Не нужно как-либо называть этот круг.
  2. Разложите фотографии членов семьи среди остальных фотографий, чтобы посмотреть, сможет ли ваш ребёнок выбрать членов семьи. Поместите фотографии членов семьи в первый круг.
  3. Используя новый набор фотографий семьи, помогите ребёнку идентифицировать членов семьи, пожимающих руки, обнимающихся, целующих в щёку, держащихся за руки и кладущих руку на плечо. Обязательно поговорите обо всех этих моделях поведения. Поместите данные фотографии в первый круг.
  4. Разместите фотографии членов семьи (как старые, так и новые) среди всех остальных фотографий. Посмотрите, сможет ли ваш ребёнок выбрать все фотографии членов семьи. Поместите эти фотографии в первый круг.
  5. После того как ваш ребёнок сумеет идентифицировать все фотографии членов семьи, повторите шаги 1–4 с фотографиями близких друзей. Затем повторите шаги 1–4 для членов остальных кругов (по одному кругу за один проход). Обязательно кладите фотографии в нужные круги. Когда вы будете обсуждать четвёртый круг (незнакомцы), убедитесь, что ваш ребёнок понимает: трогать незнакомцев не следует вовсе.

Для детей, умеющих читать

Если ваш ребёнок умеет читать, можно использовать маленькие карточки вместо фотографий. Заведите одну карточку на человека. Каждую карточку можно потом приклеить в соответствующий круг. Для людей, которые будут размещены в кругах 1 и 2, напишите на карточках их имена. Для людей, которые будут помещены в круг 3, напишите имя и/или профессию – в зависимости от того, как ваш ребёнок упоминает человека. Для незнакомцев, которые будут размещены в круге 4, сделайте описание на карточке (например: женщина, выгуливающая собаку; мужчина, сидящий в машине).

Если ваш ребёнок умеет читать, вы также можете использовать и фотографии, и карточки одновременно. Подумайте, как вашему ребёнку лучше всего запоминать изучаемые понятия, и если фотографии помогают запоминать, то вам в любом случае нужно их использовать.

Когда ваш ребёнок прикасается к кому-то другому

Как только ребёнок поймёт, что он сам решает, кто к нему прикасается, вы можете использовать подход «Круги и отношения», чтобы продемонстрировать ребёнку, почему ему нельзя трогать других людей без их разрешения.

Допустим, вы видите, как ваш ребёнок прикасается ко взрослому или к другому ребёнку, который не хочет, чтобы его трогали. Объясните своему ребёнку, что каждый находится в центре своего собственного круга. Нарисуйте небольшой набор кругов и поместите данного человека (того, к которому прикоснулся ваш ребёнок) в центр этих кругов. Выясните, к какому из кругов принадлежит ваш ребёнок, и поместите изображение своего ребёнка (или его имя на карточке) в этот круг. Затем обсудите типы прикосновений, которые подходят для людей данного круга. Напомните ребёнку, что даже если он находится в круге, где допустимо касаться друг друга, оба человека должны хотеть прикосновения. «Точно так же, как ты имеешь право решать, кто прикасается к тебе, _______ имеет право решать, кто прикасается к нему».

Дополнительная информация для подростков

mecircle«Порой люди интересуются, в каком круге находится их девушка или парень. Они принадлежат кругу «Я». Это потому, что ты можешь захотеть прикасаться к девушке или парню так, как не прикасаешься к людям из других кругов».
 
«Какие чувства мы можем испытывать к своему парню или своей девушке?»
Интерес, любовь, доверие, наслаждение обществом друг друга, физическое влечение, сексуальное желание, «бабочки в животе».

«Как можно вести себя с парнем или девушкой?»
Мы делимся с ними своими мыслями.
Мы делимся с ними своими чувствами.
Мы им доверяем.
Мы хотим быть вместе с ними.
Мы общаемся с ними, когда расстроены.
Мы хотим прикасаться к ним так, как не стали бы прикасаться к людям из других кругов.

«Как можно прикасаться к парню или девушке?»
Сидеть близко друг к другу, держаться за руки, целовать, обнимать; также возможны сексуальные прикосновения различных видов.

«Но помни: все прикосновения должны быть по обоюдному согласию. Это означает, что оба человека не возражают и оба хотят прикосновения – оба говорят ДА».

Если у вас есть фотография девушки или парня вашего ребёнка, поместите её в круг «Я».

[Примечание переводчика: считаю, нужно быть осторожными в идентификации парня или девушки вашего подростка с его кругом «Я». Чрезмерная идентификация себя со своим возлюбленным может привести к тому, что подросток воспримет расставание как потерю части себя, и ему будет крайне тяжело пережить разрыв (а сменить уже закрепившуюся установку «мои парень/девушка – часть меня» аутичному человеку нелегко). Полагаю, что фото парня/девушки лучше размещать на границе круга «Я» и первого круга.]

Адаптировано (частично) из «Sexual Education for Adults with Developmental Disabilities», Planned Parenthood of Northern New England and Green Mountain Self-Advocates, 2007.

Представленный выше материал – перевод текста «Teaching Sexual Abuse Prevention: Circles and Relationships»>.

Subscribe to Comments for "Обучение предотвращению сексуального насилия: круги и отношения"