You are here

Поход по магазинам вместе с ребёнком: стратегии помощи

Поход в магазин может быть очень стрессовым опытом как для аутичного ребёнка, так и для остальных членов семьи. В этой статье предлагаются различные стратегии, которые способны уменьшить связанные с магазинами трудности и облегчить стресс ребёнка.


shop

Возможные стрессогенные факторы в магазине

Детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) трудно обрабатывать различные ощущения, с которыми все люди ежедневно сталкиваются в своем окружении. Причина этого в том, что такие дети могут быть гипочувствительными (недостаточно чувствительными) к сенсорным стимулам в окружающей среде, либо гиперчувствительными (слишком чувствительными). Это, в свою очередь, приводит к различным проблемам в поведении.

Некоторые исследователи, например, Гейл Гиллингхэм, выдвигали предположение, что такие типичные виды поведения при аутизме как "махание руками", "вращение на месте" и тому подобное могут производить эндорфины, успокаивающие ребёнка. В то же время такое поведение как истерики или битье головой о стены или о пол вызывает "перегрузку системы", что приводит к "отключению" от внешних стимулов (Gillingham 1995). Подобные виды поведения также могут говорить о том, что ребёнок пытается сбежать из ситуации, которая вызывает у него сильный стресс, или пытается попросить взрослых о помощи. Ниже приводятся некоторые типичные причины, из-за которых у вашего ребёнка могут возникать трудности с посещением магазинов. Однако этот список ни в коей мере нельзя назвать исчерпывающим.

Звуки

Детям с РАС часто трудно отфильтровывать звуки на заднем плане, которые другие люди даже не замечают. Люк Джексон, например, пишет, что ему всегда было трудно разделить важные и фоновые звуки, а Темпл Грандин описывает свой слух как постоянно включенный на полную мощность (Jackson 2002 и Grandin 1995). Для иллюстрации зайдите как-нибудь в супермаркет и попытайтесь сосредоточиться на всех без исключения звуках вокруг, и вы осознаете, сколько там отдельных шумов – разговоры людей, звуки кассовых аппаратов, тележек, плач детей. А теперь представьте, что вы слышите все эти звуки на одной и той же громкости одновременно. Ни один человек не сможет долго выносить нечто подобное, и возможно, что именно это испытывает ваш ребёнок с РАС. Добавьте к этому тот факт, что многие звуки, например, объявления по громкой связи супермаркета, одновременно очень громкие и непредсказуемые.

Запахи

Дети с РАС могут испытывать перевозбуждение от тончайших запахов, которые вы даже не замечаете, например, запах духов или, в случае магазинов, запах рыбы, мяса или туалетных принадлежностей. Возможно, вы заметили, что ваш ребёнок расстраивается только в некоторых отделах или магазинах, и в этом случае причиной может быть именно определенный запах. Другим детям трудно различать запахи, и поэтому разнообразные запахи в магазине могут вызвать у них перегрузку. В следующий раз, когда зайдете в большой галантерейный магазин, попробуйте обращать внимание на каждый отдельный парфюмерный запах. Возможно, именно это испытывает ваш ребёнок при посещении магазина.

Зрительные стимулы

Дети с РАС также могут испытывать визуальные проблемы. Флуоресцентный, мигающий или отражающийся свет может вызывать у ребёнка боль в глазах или, напротив, завораживать его, вызывая общее замешательство (Attwood 1998). В магазине присутствует одновременно очень много предметов, на которых можно сосредоточить внимание, а расположение полок или прилавков представляют собой очень изменчивые схемы. Ребёнку с РАС может быть трудно сосредоточиться только на одном или двух предметах, он может испытать перевозбуждение от слишком сложной окружающей среды, то есть, у него начинается "визуальная перегрузка".   

Прикосновения

Некоторые дети с РАС могут быть очень чувствительны к прикосновениям. Донна Уильямс описывает боль от простого прикосновения как "острую, как от укола булавкой" и "шокирующую", как от удара током (Williams, D. 1996 p202). Это может вызывать трудности у детей, если им нужно примерять новую одежду или обувь. Определенные ткани могут казаться вам мягкими и удобными, но вашему ребёнку может быть невыносимо прикасаться к ним. Если ваш ребёнок настаивает на ношении вещи, которая кажется вам совершенно неподходящей, например, тяжелое зимнее пальто летом, то, возможно, он получает позитивную сенсорную обратную связь от ткани или от тяжести одежды.

Недостаток понимания

Если раньше вы не объясняли или не демонстрировали ребёнку, зачем нужно ходить в магазины, то он может и не понимать этого. Возможно, он не понимает, что всём приходится ходить в магазин. Это может привести к недовольству и стрессу, которые проявляются как проблемное поведение. Некоторые дети не понимают, что походы в магазины имеют некую конечную цель, им могут понадобиться визуальные подсказки, чтобы напоминать им об этом.

Также дети могут не понимать, почему мы делаем в магазинах определенные действия. Например, зачем мы примеряем разную одежду или обувь в одних магазинах, но не в других? Другим детям может быть сложно понять, почему им раньше запрещали снимать одежду, если они не дома, а теперь им надо делать именно это в кабинке для переодевания. Некоторые дети не понимают, почему их заставляют надевать одежду или обувь, когда они знают, что это чужие вещи, которые им не принадлежат.

Вторжение в личное пространство

В очень переполненных супермаркетах и крупных магазинах реёнок с РАС может испытывать замешательство и страх просто потому, что вокруг него так много людей.

Стратегии по преодолению этих трудностей

Дневник

Когда вы пытаетесь понять любое поведение вашего ребёнка, то очень полезная стратегия – завести дневник этого поведения. Это поможет выявить факторы, провоцирующие подобное поведение, и определить некоторые возможные решения. Например, если поведение проявляется только в некоторых отделах магазина, ведите дневник, чтобы определить, какие факторы окружающей среды могут провоцировать подобное поведение именно в этом месте, например, определенный запах. Также отмечайте время дня и день недели, когда вы пошли в магазин. Может быть, одни дни/время дня лучше, чем другие? Может быть, вместо того, чтобы идти в людное утро субботы, лучше выбрать начало буднего дня? Если у вас тяжелее всего проходит покупка одежды или обуви, возможно, стоит завести сенсорный дневник, чтобы выявить, какие конкретные цвета, ткани или тип обуви не переносит ребёнок.

Подготовка

Есть несколько способов, которые позволяют подготовить ребёнка к походу в магазин и уменьшить его замешательство или раздражение. Можно сделать это, показав ребёнку фотографию магазина, в который вы идете, до того, как отправляться туда, или прикрепить символ магазина к его визуальному расписанию дня. Некоторым детям трудно понять, почему им надо ходить в магазин. Можно найти детскую книгу, в которой объясняется необходимость данного мероприятия, или вы можете найти или составить Социальную Историю о походе в магазин. Социальные истории могут не только объяснить, почему происходит то или иное событие, но и что нужно ожидать, когда вы будете на месте. Ниже приводится пример Социальной Истории, в которой объясняется, почему мы ходим в супермаркет. Он основан на истории о продуктовом магазине из книги Кэрол Грей "Мои социальные истории":

"Иногда мы идем в супермаркет. Со мной идет мама или папа. Мы идем в супермаркет, чтобы купить еду. Моя мама или папа знают, какая еда нам нужна. Прежде чем уйти из супермаркета, мы должны встать в очередь в кассу. Касса – это очень важно. На кассе мы отдаем деньги кассиру. Деньги – это плата за еду".

Может быть полезно написать социальную историю для каждого отдельного этапа похода в магазин, который вашему ребёнку трудно понять, например, для примерки новой одежды. Такая история может объяснять, почему это нормально одевать новую одежду в примерочной магазина, но не в других местах.

Некоторые дети определяют поход в конкретный магазин по конкретному пути в него. Очень важно, чтобы вы или всегда ходили в магазин одним и тем же путем, или каждый раз шли новым путем, чтобы ребёнок не испытывал растерянности при отклонении от привычного маршрута.

Вашему ребёнку могут помочь "репетиции" похода в магазин, которые вы можете проводить дома, чтобы подготовить его.  Многие магазины продают игрушки, которые могут вам в этом помочь. Существуют и компьютерные программы по развитию общих жизненных навыков, и в них можно встретить описания того, что можно ожидать в магазине.

Возможно, стоит обеспечить ребёнка четкими правилами поведения в магазине, дать ему положительные инструкции, вроде "В супермаркете я могу делать Х".  С некоторыми детьми можно разработать правила вместе и подписать контракт о поведении в магазине. Для других детей будет эффективнее ввести правила авторитарным образом. Возможно, продавец или консультант магазина сможет поговорить с вашим ребёнком. С другой стороны, существуют книги для подростков, в которых перечислены основные правила поведения. Для детей старшего возраста поход в магазин можно сделать частью обучения социальным навыкам, например, обучения ценности денег и тому, как следует расплачиваться за покупки.

Обучение ребёнка техникам релаксации также может быть полезно для облегчения стресса. Существуют книги, посвященные тому, как научить ребёнка с РАС расслаблению.

Визуальная поддержка

Многие дети с РАС лучше воспринимают информацию на слух, если она сопровождается визуальной поддержкой, которая помогает им понять разные этапы похода в магазин или напоминает им, в чем состоит конечная цель события, или когда
поход в магазин будет закончен. Есть несколько видов визуальных подсказок, которые можно использовать в этом случае:

Доска "Сейчас и Потом"

Вы можете взять с собой в магазин доску "Сейчас и Потом" (где есть изображение магазина в качестве "сейчас" и фотография того, что вы будете делать потом), чтобы ребёнок лучше понимал, в какой момент поход в магазин будет закончен.

Расписание

Вы можете обнаружить, что визуальное расписание, включающее разные этапы похода в магазин, помогает вашему ребёнку понять, что именно происходит. Некоторые дети предпочитают, чтобы им показывали каждый малейший шаг, остальным достаточно изображения одного или двух шагов.

Списки

Маленький список покупок с визуальным сопровождением может помочь вашему ребёнку не отвлекаться от цели вашего визита в магазин. Попробуйте заранее подумать о том, в каких отделах лежат какие предметы, а если вы собираетесь в пару магазинов, в каком магазине вы будете покупать конкретный предмет. Это поможет ребёнку принимать активное участие в выполнении каждой задачи.

Шкалы стресса

Визуальная поддержка также может помочь ребёнку сообщить взрослым, что он начинает испытывать раздражение или стресс. Это может быть вспомогательная карточка, которую ребёнок держит в кармане и может показать взрослому, если ситуация становится для него невыносимой. Шкала стресса для детей может изображаться как "светофор", где зеленый цвет означает "Со мной всё хорошо", а красный "Мне нужна помощь". Таким образом, ребёнок может показать взрослому, как он себя чувствует, а взрослый сможет определить, насколько хорошо ребёнок справляется с ситуацией.

Оборудование

Если вашему ребёнку трудно воспринимать свет или шум, то можно использовать шапку-наушники, плеер или беруши, чтобы помочь ребёнку блокировать внешние звуки, или вы можете предоставить ребёнку источник определенных звуков, на которых он сможет сосредоточиться вместо посторонних шумов. Тони Эттвуд предполагает, что мычание или напевание себе под нос тоже помогает ребёнку сосредоточиться только на одном звуке (Attwood 1998). Темные очки могут помочь ребёнку меньше реагировать на свет, они уменьшают яркость и мигание. Бейсбольные кепки тоже могут быть полезны, поскольку они блокируют часть света и одновременно уменьшают уровень слышимого звука.

Очень часто окружающие люди увеличивают уровень стресса и у вас, и у ребёнка, когда неправильно интерпретируют его поведение. Если взять с собой какую-нибудь печатную информацию, например, буклеты или карточки про аутизм и синдром Аспергера, чтобы раздать окружающим людям, то это поможет уменьшить непонимание с их стороны и, как можно надеяться, сделает опыт менее стрессовым для вас.

Некоторым детям с РАС трудно понять опасные ситуации. Если для них тяжело находится в магазине, то они могут просто сбежать из него. Другие могут не понимать потенциальные угрозы, такие как оживленная стоянка для машин. В результате, некоторые родители используют специальное оборудование, которое предупредит их, что ребёнок сбежал, а также дают ребёнку карточки с его именем и их контактами на случай, если он потеряется. Некоторые родители ищут такие магазины, где можно парковать машину как можно ближе к двери.

Таймеры

У некоторых детей спектра есть общие трудности с обработкой сенсорной информации. Если ваш ребёнок ещё маленький, то, возможно, стоит очень постепенно укреплять его толерантность к новой окружающей обстановке. Берите ребёнка в магазин только на очень короткое время и делайте не больше одной покупки, чтобы он находился в магазине не дольше пары минут. Это поможет ребёнку постепенно научиться, как справляться с такой ситуацией. Начните с маленького магазинчика неподалеку от дома, а потом постепенно переходите к большому супермаркету. Помимо этого, полезно иметь при себе таймер с обратным отсчетом, чтобы ребёнок видел, как долго ему ещё придется находиться в неприятной обстановке – это поможет уменьшить его уровень стресса.

Предметы для отвлечения внимания

Можно взять с собой в магазин игрушку или другой предмет, доставляющий комфорт, который сможет отвлечь ребёнка от стресса. Некоторым детям достаточно всегда иметь при себе маленький знакомый предмет, который они могут теребить в своем кармане. Другим детям может помочь, если переключить их внимание на специальный интерес, после чего они смогут игнорировать всё, что происходит в магазине. Например, если ребёнок увлечен паровозами, то можно дать ему задание сосчитать все изображения паровозов в магазине.

Покупка обуви

Покупка обуви может быть особенно тяжелой для детей, поскольку им трудно переносить определенные виды обуви, или же они не понимают, зачем нужно идти покупать обувь. Некоторые стратегии, упомянутые выше, могут помочь вам преодолеть подобные проблемы. Кроме того, на некоторых сайтах вы можете найти инструкции по определению размера обуви ребёнка дома – так вы сможете покупать обувь без присутствия ребёнка.

Крупные сетевые магазины

Некоторые магазины, особенно крупные сетевые магазины, имеют адаптации для людей с инвалидностью, в том числе примерочные большего размера, услуги личных консультантов по покупкам, а также заказы покупок по телефону или Интернету. Если вы знаете, что будете часто посещать какой-то определенный магазин, то, возможно, стоит заранее связаться с ним, чтобы узнать, какие условия и помощь они могут предоставить вам и вашей семье.

Вознаграждения для ребёнка

Каждый раз, когда вы успешно сходили в магазин, рекомендуется награждать вашего ребёнка, чтобы закрепить желательное поведение. Это можно сделать несколькими способами: подарить ребёнку наклейку, разрешить пересмотреть любимое видео или предложить небольшое лакомство. Главный принцип – ребёнок должен получить награду как можно скорее после события, чтобы у него возникла ассоциация между походом в магазин и наградой.

После похода за покупками

Также очень важно помнить, что после столь огромной стимуляции вашему ребёнку потребуется какое-то время, чтобы успокоиться. Возможно, ему нужно будет "выпустить пар" в машине или дома после магазина. Если вы считаете, что это верно для вашего ребёнка, то очень важно позволить ему должным образом "выпустить пар", прежде чем просить его сделать что-либо ещё или пойти куда-либо ещё. В противном случае, вы снова увеличите его уровень стресса. Поскольку ребёнок постепенно привыкает к такой обстановке, то возможно стоит очень постепенно увеличивать его толерантность – сначала ходить в два магазина, потом в три. Тем не менее, некоторым детям всё равно будет нужен длительный тайм-аут после посещения магазина, чтобы снизить их уровень стресса.

Представленный выше материал — перевод текста "Shopping: strategies to help".