You are here

Питание детей и подростков с аутизмом и синдромом Аспергера: переедание и недоедание

В этой статье Национального аутистического общества Великобритании рассказывается о типичных трудностях, которые связаны с питанием у людей с аутизмом и синдромом Аспергера – хроническом переедании и чрезмерно ограниченном рационе, а также предлагаются рекомендации по решению этих проблем.


food

Переедание у детей и подростков с аутизмом и синдромом Аспергера

В этом разделе объясняются наиболее типичные причины, по которым ребёнок с расстройством аутистического спектра (РАС) может переедать, а также предоставляются базовые стратегии, которые позволяют преодолеть эту проблему.

У некоторых людей с РАС есть серьезные проблемы с едой и трудности, связанные с планированием питания. Эти пищевые проблемы могут выражаться как в хроническом переедании, так и в хроническом недоедании. К сожалению, существует очень мало исследований и литературы, посвященных этой проблеме.

Примите во внимание, что ниже приведены самые общие описания, и мы всегда рекомендуем человеку или людям, которые ухаживают за ним, в случае пищевых проблем в первую очередь проконсультироваться с врачом-терапевтом или другим медицинским специалистом.

Если вас беспокоит пищевое поведение близкого человека, то первый шаг – это ведение пищевого дневника. Пищевой дневник может продемонстрировать возможные причины переедания. Если вы будете регулярно записывать пищевые привычки человека, то это предоставит вам полезную информацию о схеме питания человека. Такой дневник может включать следующие простые вопросы:

  • Когда он ел последний раз? – 11:05.
  • Что он ел? – Чипсы с солью и уксусом.
  • Где он это ел? – В гостиной.
  • Сколько он съел? – Две упаковки.
  • Кто ещё находился рядом? – Мама и брат.
  • Каковы были факторы окружающей среды? – На заднем фоне играло радио.

Возможные причины переедания

В первую очередь, важно выявить по пищевому дневнику, является ли проблемой сам объем съедаемой пищи. Кроме того, следующие причины могут влиять на пищевое поведение человека.

Физические проблемы

Иногда человек может переедать в результате отсутствия самоконтроля и неспособности понять, когда он наелся. Предполагается, что гипоталамус – одна из частей мозга, которая подает сигнал о переедании и регулирует объем потребляемой пищи – может неправильно функционировать у людей спектра аутизма.

Навязчивость

Одна из возможных характеристик РАС – это навязчивое поведение, когда один вид деятельности или интерес приобретает экстремальные формы по интенсивности, частоте и/или продолжительности. Для некоторых людей спектра еда и её потребление может стать навязчивостью или специальным интересом, что приводит к перееданию и избыточному весу. В этом случае вам нужно ознакомиться с информацией о навязчивом и повторяющемся поведении при аутизме и методах их регуляции.

Стратегия саморегуляции

У всех нас есть свои методы реагирования на стресс и трудные периоды в жизни. Трудности и отличия человека с РАС могут подрывать его уверенность в себе и вызывать огромный стресс. В результате низкой самооценки некоторые люди могут начать переедать и воспринимать еду как источник утешения.

Сенсорные проблемы

Люди спектра могут испытывать нарушения сенсорной интеграции, которые влияют на объем потребляемой пищи. Человек может постоянно стремиться к определенному виду еды, потому что она приносит ему сенсорное удовлетворение.

Стратегии для контроля переедания и веса

Все нижеприведенные идеи – это просто предположения, которые могут сработать для одного человека, но ничем не помогут другому. При применении любого подхода важно давать человеку максимально четкие инструкции, вести себя последовательно и совершенно спокойно.

Адаптация окружающей среды

  • Ограничьте доступ к еде и храните её в надежных, недоступных местах.
  • Повесьте замки на холодильники и буфеты.
  • "Наша Джанис очень крупная для своего возраста (10 лет), и она может есть продукты в огромных количествах. Её главное занятие дома, когда не отвлекает что-то другое – это совершать набеги на холодильник. Это приводит к пролитым напиткам и бардаку, не говоря уже о переедании. Мы пытались научить её не подходить к холодильнику, но это не работает, если нас нет рядом. По счастью, у нашего холодильника две дверцы (морозилка и сам холодильник), так что мы купили пластиковый замок и скрепили им двери. Она не поняла, как открыть дверь и оставила её в покое" (Schopler (1995). p.143).

  • Используйте визуальные напоминания о нарушении установленных границ. Например, знаки "вход воспрещен" на буфете и холодильнике.

Коммуникация

Предоставление информации в визуальном виде может помочь человеку понять и усвоить сведения в отношении еды и здорового питания. Это может помочь прояснить правила в отношении приема пищи.

Например:

  • Пишите четкие ежедневные и/или еженедельные меню, ясно обозначайте в нем время следующего приема пищи.
  • Покажите пустую кастрюлю для облегчения понимания. Подтвердите вербально, что еды больше нет.
  • Установите правила в отношении ресторанов и магазинов продуктов. Например "Если ты перекусил, то не сможешь получить десерт".
  • Используйте визуальные подсказки, чтобы закрепить и улучшить понимание принципов здорового питания.
  • Составьте списки полезных и вредных продуктов. Нужно установить правило, что один раз в день нужно есть хотя бы что-то одно из "полезного списка".
  • Используйте визуальные эмоциональные инструменты – они предоставят человеку возможность выразить свои потребности.

Социальные истории

Социальные истории зарекомендовали себя эффективным методом предоставления фактической информации людям спектра. Социальная история может помочь человеку понять, зачем мы едим и какова функция продуктов. Их можно использовать, чтобы проиллюстрировать необходимость разнообразия в питании, полезные и вредные виды еды. Обучайте человека правилам здорового питания, предоставляя четкую информацию. Человеку может быть трудно связать концепцию здорового питания с тем, что он реально ест.

Например:

  • Еда предоставляет нам топливо/силу, чтобы мы могли делать то, что нам нравится. Здоровая еда дает нам энергию, а нездоровая еда вызывает у нас усталость.

Как справиться с навязчивостью

В зависимости от уровня и степени навязчивости, очень важно сосредоточиться на попытках уменьшить её, но не вызвать у человека дополнительного стресса и/или тревожности. Можно надеяться, что пищевой дневник предоставит вам ценную информацию об уровне навязчивости и подскажет наилучший способ справиться с ней. Ниже приведены основные факторы, которые вам стоит принять во внимание:

  • Вам могут понадобиться четкие и последовательные правила, чтобы установить время приема еды (19.00), объем съеденной еды (одна полная тарелка) и место (кухонный стол), где происходит принятие пищи.
  • Иногда можно перенаправить навязчивость на что-то позитивное, например, на приготовление еды и составление рецептов.

Есть много разных методов для управления навязчивостями при аутизме, поэтому вам стоит ознакомиться со специальной информацией, посвященной этой теме, а также обратиться за консультацией специалиста.

Контроль объема пищи

У каждого есть своя индивидуальная схема приема пищи. Используйте пищевой дневник, чтобы установить время дня, когда человек ест и объем съедаемой пищи. Некоторые едят мало и часто, а другие съедают большие порции в обычное время еды или часто перекусывают. Таким образом можно определить, как уменьшить объем потребляемой пищи.

Например:

  • Попробуйте уменьшить порции еды.
  • Используйте тарелку меньшего размера.
  • Попробуйте ввести распорядок еды. Например, можно перекусить в 11.00, 15.00 и 18.00 (два здоровых продукта и один нездоровый продукт за один раз), постепенно уменьшая объем еды.

Поощрение физических упражнений

Если у человека есть избыточный вес, то важно попытаться пробовать и поощрять занятия, которые связаны с движением и физическими упражнениями, чтобы помочь человеку уменьшить вес.

Например:

  • Батут, плавание, длительная ходьба, езда на велосипеде.

Психологическое консультирование

Если человек прибегает к еде, как к способу утешения, то важно обратиться за профессиональной помощью, которая поможет человеку разрешить проблемы, делающие его несчастным.

Консультирование может помочь человеку сформулировать и лучше понять собственные эмоции. Можно надеяться, что в результате у человека повысится самооценка и возрастет уверенность в себе.

Пожалуйста, заметьте, что при одном редком генетическом заболевании, синдроме Прадера-Уилли, люди не способны контролировать собственное питание. В случае необходимости стоит изучить дополнительную информацию об этом синдроме и проконсультироваться с врачом.

Специалисты, к которым можно обратиться за помощью

Переедание и избыточный вес могут привести к медицинским проблемам. Поэтому в случае сохранения этой проблемы, необходимо поговорить с вашим врачом. Врач может направить вас к одному или нескольким специалистам, в том числе:

  • Диетологу, он может предложить рекомендации по здоровом питанию и разработать программу для набора или потери веса.
  • В клинику лечения пищевых расстройств.
  • Клиническому психологу или психиатру, если проблема является психологической и её можно разрешить с помощью когнитивной и поведенческой психотерапии.
  • Педиатрам, которые специализируются на детской диетологии.
  • Оккупационному терапевту, который может предложить семье идеи по решению этой проблемы.
  • Стоматологу, так как пищевые проблемы могут быть связаны с плохой гигиеной рта и зубной болью.
  • Консультанту, который может проговаривать с человеком различные проблемы.

Чрезмерно ограниченная диета у детей и подростков с аутизмом и синдромом Аспергера

Некоторые люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) имеют проблемы, связанные с питанием и приемом пищи

"У меня огромная проблема с едой. Я люблю есть только постные и простые блюда. Мои любимые блюда – это сухие хлопья без молока, хлеб, блины, макароны и спагетти, картошка и молоко. Поскольку я ел такую еду в самом начале жизни, она меня успокаивает и утешает. Я не хочу пробовать ничего нового".

"У меня сверхчувствительность к определенной текстуре еды, и мне нужно сначала всё потрогать пальцами, чтобы понять, могу ли я положить это себе в рот. Я ненавижу такие продукты как лапша с овощами или хлеб для сэндвичей. Я никогда ничего такого даже в рот не положу. Я знаю, что в этом случае меня сразу вырвет".

Примите во внимание, что ниже приведены самые общие описания, и мы всегда рекомендуем человеку или людям, которые ухаживают за ним, в первую очередь проконсультироваться с врачом-терапевтом или другим медицинским специалистом, если у него есть пищевые проблемы.

Если вас беспокоит пищевое поведение близкого человека, то первый шаг – это ведение пищевого дневника. Пищевой дневник может продемонстрировать возможные причины переедания. Если вы будете регулярно записывать пищевые привычки человека, то это предоставит вам полезную информацию о его схеме питания. Такой дневник может включать следующие простые вопросы:

  • Когда он ел последний раз? – 11:05.
  • Что он ел? – Чипсы с солью и уксусом.
  • Где он это ел? – В гостиной.
  • Сколько он съел? – Две упаковки.
  • Кто ещё находился рядом? – Мама и брат.
  • Каковы были факторы окружающей среды? – На заднем фоне играло радио.

Физические проблемы/здоровье

Потеря или изменения аппетита – это распространенный индикатор плохого самочувствия.

  • Может быть, человек плохо себя чувствует?

Некоторые люди с РАС страдают от проблем пищеварительной системы, так что они могут испытывать дискомфорт во время или после еды, например, из-за газообразования или запора.

  • Человек не ассоциирует еду с болью?

Чтобы человек смог прожевать и усвоить определенные виды еды, необходим высокий уровень моторного развития нижней челюсти.

  • У человека есть проблемы с самой функцией пережевывания пищи?
  • У человека есть проблемы с жеванием, глотанием или работой челюсти?

Некоторые препараты могут влиять на аппетит, например, это относится к Риталину. Кроме того, после приема антибиотиков возможен чрезмерный рост грибков, который может повредить слизистую кишечника. Отек слизистой кишечника может привести к тому, что человек не чувствует голода.

  • Человек принимает какие-либо препараты?

Коммуникация

Проблемы с коммуникацией

Возможно, что человеку просто не нравится та еда, которая предлагается ему каждый день. Совершенно естественно, если человек выражает предпочтение или неприязнь к определенным продуктам. Поэтому очень важно определить, не испытывает ли человек коммуникационных проблем, из-за которых он просто не может сообщить, что ему нравится, а что нет.

  • Может ли отказ от определенной еды быть просто выражением пищевых предпочтений?

Недостаточное понимание

Проблемы с пониманием и восприятием языка, особенно если это просьбы или вопросы, могут вызывать замешательство у аутичного человека. Возможно, нужно проанализировать, как вы спрашиваете человека о еде и его предпочтениях, чтобы предотвратить замешательство в дальнейшем.

  • Как именно вы произносите фразу? Вы обычно говорите "Хочешь рыбных палочек/жареной картошки/фасоли?" Сегодня вы сказали: "Ты хочешь фасоли/жареной картошки/рыбных палочек"?

Неприязнь к переменам

Рутина

Типичная особенность людей с РАС – это их потребность в рутине, ригидности и однообразии. Их поведение часто является прямым следствием этой характеристики. Пищевое поведение человека может отражать потребность в рутине. Речь идет не просто о еде в одно и то же время, зачастую аутичному человеку нужно сидеть на одном и том же месте во время еды. Эта потребность в рутине может распространяться и на еду, которую они едят.

Внешний вид

Внимание к деталям также является характеристикой людей спектра, что может приводить к проблемам с питанием. Некоторые аутичные люди могут отказаться есть из-за того, на какой тарелке была подана пища. Иногда даже небольших изменений в расположении еды на тарелке достаточно, чтобы человек воспринял блюдо как новое.

  • Менялось ли расположение еды на тарелке?
  • Изменилась ли степень готовности пищи (переварено, недожарено)?
  • Было ли что-то добавлено к пище?

Знакомая упаковка

Как уже говорилось выше, некоторые люди с РАС очень пристально относятся к деталям, предпочитают однообразие и не переносят никаких перемен. Это означает, что родителям или другим людям, предоставляющим уход, нужно обращать внимание на любые изменения в упаковке продуктов.

  • Изменилась ли упаковка? Может быть, логотип теперь другого цвета? Была ли коробка повреждена?
  • Вы купили продукт другого бренда?

Сенсорные трудности

Сенсорные трудности/отличия людей с РАС в отношении еды могут напрямую влиять на то, нравится им есть или нет. В частности, вкус, текстура, запахи могут восприниматься как крайне интенсивные или вообще не чувствоваться, что обычно связано с дисфункцией сенсорной интеграции.

  • Вызывает ли еда с подобной текстурой дискомфорт? Может ли быть так, что этот вкус слишком сильно стимулирует его?

Текстура

  • Он предпочитает определенный тип еды? Например, только что-то хрустящее или что-то полужидкое.

Вкус

  • У него есть чрезмерная/недостаточная чувствительность к определенным вкусам? Он предпочитает постную или острую пищу? Чаще всего встречается первый вариант.

Запах

  • Запах еды не слишком интенсивный?

Сенсорные проблемы могут быть связаны не с самой едой, а с окружением человека во время еды.

Шум

  • Где именно он ест? Может быть, он сидит на жестком стуле или рядом работает шумный электроприбор?

Социальный опыт

Традиционно время еды – это период, когда вся семья садится за стол и обсуждает последние новости и события сегодняшнего дня. Хотя за последние годы эта традиция изменилась, еда продолжает оставаться социальным событием и требует определенных навыков социального взаимодействия. Распространенная проблема для людей спектра – это вполне понятная негативная ассоциация между едой и тревожностью по поводу социального взаимодействия во время еды.

  • Какой уровень социального взаимодействия требуется во время еды?

Идеи о том, как поощрить человека попробовать новые продукты и разнообразить диету

Важно отметить, что это лишь предложения, которые могут сработать для одного человека, но ничем не помогут другому. При применении любого метода очень важно, чтобы инструкции человеку оставались четкими, последовательными и сообщались спокойным тоном.

  • Также очень важно не привлекать повышенного внимания к отказу от еды.

Таблицы продуктов

Визуальные методы поддержки позволяют человеку усвоить информацию о продуктах, которые он ест, что также может придать ему уверенности и уменьшить тревожность. Это также может мотивировать его пробовать новые продукты.

Например:

  • Составляйте визуальные меню на день/неделю, чтобы в конце обязательно была фраза "На этой неделе/сегодня я попробую… (название продукта или блюда)".
  • Составьте списки полезных и вредных продуктов и позвольте ребёнку выбрать по одному продукту из каждого списка.

Расписание

Для некоторых людей очень важно четкое время принятия пищи. Если эта особенность создает проблемы, то постарайтесь контролировать ситуацию и разрешите себе проявить гибкость, одновременно стараясь сохранить структуру для аутичного человека.

Например:

  • Скажите, что обед будет в 12.15-12.30, или что сначала мы будем раскрашивать картинки, а потом будет ужин.

Маскировка новой еды

Если у человека возникают проблемы с сенсорными аспектами еды, то попытайтесь установить любимый запах или текстуру еды у ребёнка, чтобы замаскировать с их помощью новые блюда.

Например:

  • Используйте пищевые красители или делайте пюре из продуктов.

"Рами, возраст 2 года, длительное время отказывался есть любую твердую пищу. Мы смогли успешно ввести твердую пищу в рацион, давая ему сливочное печенье, которое быстро таяло во рту. Он всё меньше боялся и начал самостоятельно откусывать. Через две недели он начал откусывать и другую еду" (Schopler, 1995 p.139).

Маленькие шаги – постепенный контакт

Если разбить знакомство с новыми продуктами на простые шаги, то это может успокоить человека и позволит ему почувствовать свой контроль над ситуацией.

Например:

  • Положите новый продукт на стол.
  • Затем положите новый продукт на тарелку.
  • Затем попробуйте убедить ребёнка его потрогать.
  • Затем попробуйте убедить ребёнка подержать его во рту.
  • Затем попробуйте убедить его полизать новый продукт.
  • Следующий шаг состоит в том, чтобы положить продукт в рот, но не глотать.
  • Затем можно попросить ребёнка проглотить его.

Вознаграждение

Награды за положительное поведение могут научить человека гордиться своими попытками пробовать новые продукты.

Например:

  • Предложите человеку новый продукт и его самую любимую еду. За каждую попытку съесть новое блюдо человек получает немного любимой еды.
  • Составьте таблицу поведения. Если ребёнок съел желательный объем еды, например, три картофелины за один раз, то он получает отметку в таблице.

Альбом еды

Альбомы еды иногда используются специалистами в качестве дневников достижений. В тетради помещаются журнальные фотографии и/или рисунки продуктов, которые любит или не любит человек. Любимые продукты помещаются на первой странице, а нелюбимые на последней. Постепенно изображения перемещаются в соответствии с попытками и упражнениями человека. Это хороший способ, который позволяет человеку наглядно видеть свой прогресс в привыкании к новой еде в своем рационе.

Побуждайте подавать/готовить еду с различной текстурой

Постепенное увеличение контактов человека с едой может создать положительные ассоциации в отношении тех или иных продуктов.

Например:

  • Готовить сэндвичи/фруктовые кебабы/пирог/начинку для пиццы.

Окружающая обстановка

Проведите оценку окружающей обстановки, в которой происходит принятие пищи, и обеспечьте изменения, которые уменьшат сенсорный дискомфорт человека.

Например:

  • Он может предпочитать тихую комнату, а не шумную столовую.
  • Стул, на котором он сидит, может быть слишком жестким – добавьте подушку.
  • Выключите все звуки на заднем фоне – радио, стиральную машину и так далее.

Игры

Иногда принятие пищи становится очень стрессовым опытом, но если предлагать новую еду во время приятного и расслабляющего занятия, то человек скорее будет готов её попробовать.

Например:

  • Игры, связанные с едой – используйте письменные инструкции и визуальные подсказки, например, вы можете разложить еду по квадратам и предложить съесть только оранжевые сегменты.

Подражание

Некоторые дети лучше едят в компании взрослых или ровесников. Постарайтесь превратить еду в позитивный опыт. Человек скорее попробует новые блюда, если он видит, что другие люди тоже их пробуют.

Социальные истории

Социальные истории зарекомендовали себя как эффективный метод предоставлении фактической информации людям спектра. Социальная история может помочь человеку понять, почему мы едим, и какова функция еды.

Например:

  • Еда предоставляет нам топливо/силу, которая позволяет нам делать то, что нам нравится.

Переключение внимания

Некоторым людям помогает, если включить в качестве фона их любимую музыку/сказку. Это позволяет уменьшить давление, оказываемое на ребёнка, расслабить его и отвлечь внимание от трудностей с едой.

Использование специального интереса

Попробуйте мотивировать ребёнка попробовать новую еду с помощью специального интереса.

Например:

  • Съесть всю еду с тарелки, на которой нарисован паровоз, или съесть наггетсы в форме животных.

Моторное развитие

Поощряйте занятия, которые способствуют оральным моторным навыкам.

Например:

  • Питье через соломинку.
  • Свистки.
  • Выдувание мыльных пузырей.
  • Применение зубной щетки.

Социальное взаимодействие

Для некоторых именно необходимость социального взаимодействия с людьми является причиной избегания еды. Чтобы уменьшить беспокойство и/или тревожность человека, необходимо предоставить ему максимум информации о той или иной социальной ситуации.

Например:

  • С кем он будет сидеть за столом, кто будет сидеть рядом с ним?
  • О чем, скорее всего, пойдет речь во время разговора за столом?
  • Готовые идеи для беседы за столом.

Специалисты, которые могут помочь

Слишком бедная и ограниченная диета может привести к медицинским проблемам. Поэтому если проблемы остаются, необходимо проконсультироваться с терапевтом, который может направить ребёнка к следующим специалистам:

  • Диетолог – может предложить рекомендации по здоровому питанию и разработать программу по набору или снижению веса.
  • Клиника по лечению пищевых расстройств.
  • Клинический психолог или психиатр – если проблема является психологической и может быть разрешена с помощью когнитивной и поведенческой психотерапии.
  • Педиатр, который специализируется на детской диетологии.
  • Оккупационный терапевт - может предложить семье методы решения данной проблемы.
  • Стоматолог – проблемы с питанием могут быть результатом плохой гигиены полости рта или зубной боли.
  • Логопед и специалист по развитию речи – обладает практическими знаниями о развитии работы рта и функций челюсти и может дать совет о решении проблем с питанием.

Представленный выше материал — перевод текста "Dietary management for children and adolescents with ASDs: over-eating".