Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому человеку, вербально или невербально. Общение происходит, когда двое людей, например, взрослый и ребёнок, отвечают друг другу – это двухсторонняя коммуникация.
У большинства детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) есть проблемы с общением с другими людьми. Это происходит потому, что для успешного общения ребёнок должен ответить другим людям, когда к нему обращаются, а также самостоятельно инициировать общение. Хотя многие дети с РАС способны на это, если они что-то хотят, они, как правило, не пользуются общением, чтобы показать что-то другому человеку или установить с ним социальный контакт.
Очень важно запомнить, что коммуникация и общение не обязательно включают язык и речь. У большинства детей с РАС есть задержка речи, либо они избегают пользоваться речью для общения. Поэтому очень важно использовать другие методы коммуникации ещё до появления речи, а использование языка последует за ними.
Понимание коммуникации ребёнка с РАС
Очень часто родителям или другим людям в окружении ребёнка с РАС начинает казаться, что они вообще не способны на коммуникацию и общение с ребёнком, и они не понимают, что делать. Может казаться, что ребёнок вообще не слышит, что ему говорят, он не отвечает на свое имя и/или равнодушен к любым попыткам коммуникации. Однако можно использовать повседневные возможности и игры, чтобы поощрять коммуникацию и общение у ребёнка с РАС.
В первую очередь, необходимо наблюдать за коммуникацией ребёнка, чтобы определить его сильные и слабые коммуникативные стороны. Например, если ребёнок вообще не использует речь или какие-либо звуки для общения, то рекомендуется начать использовать в общении с ребёнком жесты, а не только одну речь. Ребёнок с РАС может применять различные методы коммуникации помимо речи: плач и крики; использование руки взрослого, чтобы взять желанный предмет; взгляд на желанный предмет; протягивание руки; указание на картинку и эхолалию.
Эхолалия – это повторение слов, сказанных другим человеком, и она является распространенной особенностью детей с РАС. Первоначально, когда ребёнок начинает использовать эхолалию, он просто повторяет чужие слова, не понимая их и не имея коммуникационного намерения. Тем не менее, появление эхолалии – это очень хороший знак. Это говорит о том, что коммуникация ребёнка развивается, и со временем ребёнок сможет использовать повторение слов и фраз для сообщения чего-то значимого. Например, ребёнок может запомнить слова, которые говорятся ему, когда родители спрашивают, хочет ли он пить. Позднее он может использовать эти слова в другой ситуации, чтобы задать свой собственный вопрос.
Для успешной коммуникации с ребёнком с РАС важно не только понять, какова его личная коммуникация, важно понять, зачем он прибегает к коммуникации. Если вы поймете цели коммуникации ребёнка, то вы сможете помочь ребёнку найти новые методы и причины для коммуникации.
Существует две основных причины для коммуникации:
Непреднамеренная коммуникация: когда ребёнок говорит или делает что-то, не предполагая, что это как-то повлияет на других людей. Этот вид коммуникации может служить самоуспокоению ребёнка, способствовать концентрации внимания или быть реакцией на грустный/веселый опыт.
Преднамеренная коммуникация: когда ребёнок говорит или делает что-то с целью сообщить послание другому человеку. Этот вид коммуникации может выражать протест против чужих требований или просьбу. Преднамеренная коммуникация проще дается ребёнку, как только он понимает, что его действия влияют на других людей. Для ребёнка с РАС переход от непреднамеренной к преднамеренной коммуникации – это огромный прорыв вперед.
Сассман (1999) считает, что полезно рассматривать детей с РАС в целом континууме преднамеренной коммуникации, где на одном конце континуума находятся дети, которые в основном прибегают к коммуникации, чтобы получить то, что они хотят, "в то время как на другом конце находятся дети, которые прибегают к коммуникации по многим причинам, например, чтобы задавать вопросы, комментировать что-то или просто общаться".
Четыре разные стадии коммуникации
Стадия коммуникации, которой достиг ребёнок, зависит от трех вещей:
- Его способности взаимодействовать с другим человеком.
- Как и когда он прибегает к коммуникации.
- Его понимание коммуникации.
Первая стадия – стадия самодостаточности
На этой стадии коммуникации кажется, что ребёнку вообще не интересны люди вокруг него, он старается играть один. Его коммуникация может быть преимущественно непреднамеренной. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев РАС диагностируется у детей именно на этой стадии.
Вторая стадия – стадия просьб
На этой стадии ребёнок начинает осознавать, что его действия оказывают влияние на других людей. С большой вероятностью он будет прибегать к коммуникации, чтобы сообщить взрослому, что он хочет и что ему нравится. Для этого он может подталкивать или подводить взрослого к желанным предметам, местам или играм.
Третья стадия – стадия ранней коммуникации
На этой стадии взаимодействие ребёнка с окружающими продолжается дольше и становится более преднамеренным. У ребёнка появляется эхо чужих слов, которым он пользуется для сообщения о своих потребностях. Постепенно ребёнок начинает указывать на предметы, чтобы показать взрослому, что он хочет, а также начинает переводить взгляд. Это показывает, что ребёнок начинает вовлекаться в двухстороннюю коммуникацию.
Четвертая стадия – партнерская стадия
Когда ребёнок переходит на эту стадию, его коммуникация становится более эффективной. Ребёнок начинает пользоваться речью и становится способен поддержать простейший разговор. Хотя ребёнок может казаться уверенным и компетентным, прибегая к коммуникации в знакомой обстановке (например, дома), у него могут возникнуть коммуникационные проблемы на незнакомой территории (например, в новом детском саду или школе). Именно в подобных ситуациях ребёнок может прибегать к заученным чужим фразам и может показаться, что он игнорирует своего партнера по коммуникации, перебивая его и нарушая правила очереди в разговоре.
Как взрослые могут повлиять на коммуникацию ребёнка с РАС
Примите на себя роль не только помощника, но и учителя
Когда ребёнок неспособен сообщить о своих потребностях, у взрослых может возникнуть искушение делать всё за него. Например, принести его ботинки и завязать шнурки. Тем не менее, если вы будете так поступать, вы сократите количество возможностей, когда ребёнок может сделать что-то самостоятельно. Если ребёнок до сих пор находится на стадии самодостаточности, то особенно трудно определить, что может, а что не может сделать ребёнок. В подобной ситуации лучше всегда спрашивать ребёнка, нужна ли ему помощь, затем подождать, потом спросить второй раз, и только потом начать помогать ребёнку.
Вместо того, чтобы позволять ребёнку заниматься чем-то одному, поощряйте его делать это вместе с другими людьми
Может возникнуть искушение поверить, что ребёнок просто проявляет свою независимость, когда он не показывает никакого интереса к общению со взрослым. Тем не менее, крайне важно, чтобы ребёнок научился общаться, и поэтому нельзя предоставлять его себе самому.
Основной прием состоит в следующем – настойчиво старайтесь присоединяться к любому занятию, которым увлечен ребёнок, например, если он играет с веревкой или достает игрушки из коробки и складывает их обратно. Даже если ребёнок реагирует на такие попытки присоединения злостью и агрессией, продолжайте пытаться. Злость – это тоже разновидность общения, и это лучше, чем полное отсутствие коммуникации. По мере продолжения общения ребёнок может со временем осознать, что взаимодействие с другим человеком может быть связано с весельем.
Не торопитесь, делайте паузы, давайте ребёнку возможность вступить в коммуникацию
Забота о ребёнке с РАС – это тяжелая работа, которая требует много времени. Часто у взрослого возникает желание поторопить ребёнка, который выполняет повседневные задачи, например, ест завтрак или одевается. Однако ребёнку с РАС полезно предоставлять несколько лишних минут на выполнение таких задач – ему нужно дополнительное время, чтобы осознать, что происходит вокруг него, и подумать о том, что он может сказать во время подобных занятий.
Во время игр с ребёнком принимайте на себя роль партнера, а не лидера
По мере того, как ребёнок становится всё более компетентным в коммуникации, ему нужно всё меньше руководства. Если задавать ребёнку слишком много вопросов или предложений, то ему станет сложно инициировать собственный разговор. Важно следовать за ребёнком и реагировать на то, что он сам делает.
Предоставляйте ребёнку положительную обратную связь
Очень важно награждать ребёнка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию. Если вы будете это делать, то вы повысите вероятность, что ребёнок попробует это снова. Вы можете использовать простые описательные фразы, которые комментируют достижения ребёнка. Таким образом ребёнок сможет установить связь между собственными действиями и вашими конкретными словами.
Предоставьте ребёнку с РАС причину для коммуникации
Если ребёнок с РАС без труда получает всё, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Поэтому во многих случаях необходимо, чтобы взрослый искусственно создавал ситуации, в которых коммуникация будет необходима для ребёнка, чтобы получить желаемое, и это будет способствовать общению.
Поощрение просьб
Для этого можно располагать любимые игрушки/еду/видео в таких местах, где ребёнок сможет видеть их, но не сможет до них достать, например, на высокую полку. В качестве альтернативы можно поместить любимый предмет ребёнка в контейнер, который ребёнку трудно открыть, например, в банку из-под варенья или упаковку из-под мороженого. Это будет поощрять ребёнка обращаться за помощью и приведет к общению между взрослым и ребёнком.
Дайте ребёнку игрушку, с которой трудно играть самостоятельно
Сложно устроенные игрушки или игры, которые нужно нажимать, чтобы они заработали, могут представлять сложность для маленького ребёнка, но также они могут его заинтересовать. Как только ребёнку дали игрушку/игру, предоставьте ему время, чтобы определить, как ею пользоваться. Когда ребёнок начнет испытывать раздражение, потому что у него не получается сделать так, чтобы игрушка заработала, взрослый подходит и помогает ему. Подобные игрушки включают чертика в коробке, волчки и музыкальные шкатулки.
Играйте с ребёнком в игрушки "повышенного интереса"
К игрушкам повышенного интереса относятся воздушные шарики и мыльные пузыри, поскольку их легко можно адаптировать к участию нескольких людей. Простые игры, такие как надувание шарика, а затем его отпускание, чтобы он улетел в воздух, могут очень понравиться ребёнку. Надуйте шарик наполовину и ждите реакции ребёнка, прежде чем надувать его до конца – это простой способ поощрить общение между взрослым и ребёнком. Аналогичного эффекта можно достичь с помощью мыльных пузырей – выдуйте несколько пузырей в сторону ребёнка, и как только вам удастся привлечь его внимание, закройте контейнер с жидкостью и ждите реакции ребёнка, прежде чем выдувать новые пузыри.
Давайте предметы постепенно
Если ребёнок сразу получает всё, что он хочет, то у него нет причин, чтобы просить взрослого о чем-то ещё. Если вы будете ограничивать количество еды/игрушек, которые вы даете ребёнку, то у него появится возможность выражать свои желания и потребности. Например, если ребёнок хочет печенье, разломайте печенье на маленькие кусочки и дайте ему только один кусочек, а затем давайте ему ещё, как только он сообщит о данном желании.
Пусть ребёнок сам решает, когда прекращать то или иное занятие
Если ребёнок участвует в каком-то занятии со взрослым, продолжайте это занятие, пока ребёнок сам не покажет, что его надо прекратить. Следите за гримасами недовольства или за тем, когда ребёнок оттолкнет от себя предметы для занятия. В этом случае ребёнок был вынужден сообщить о том, что он готов прекратить занятие. Если ребёнок не пользуется речью для того, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальную коммуникацию словами, например, "ну вот и всё" и "хватит". Подобное сопровождение будет поощрять речевое развитие ребёнка.
Увеличивайте объем общения, следуя за ребёнком
Очень важно скорее следовать за ребёнком, а не руководить им. Это позволит ребёнку проявлять коммуникацию, когда он делает что-то вместе с другим человеком, и увеличит их объем общения. Если ребенок играет лидирующую роль в своих занятиях, то он будет уделять деятельности больше внимания, это научит его сосредотачиваться на чем-то одном и делать самостоятельный выбор.
Если вы следуете за ребёнком, то наилучшая позиция – это взрослый лицом к лицу с ребенком, таким образом, взрослый сможет легко наблюдать за тем, что заинтересовало ребёнка. Это также поможет приучить ребёнка к контакту глазами – с ним у ребёнка с РАС обычно возникают трудности. Также важно находиться на одном зрительном уровне с ребёнком – это позволит ему наблюдать за различными мимическими выражениями на вашем лице, которые используются во время коммуникации. Ребёнку с РАС часто сложно уловить невербальное коммуникативное поведение во время разговора, а потому важно как можно раньше привлекать его внимание к невербальным знакам. Можно надеяться, что со временем ребёнок привыкнет к тому, что взрослый играет с ним на одном уровне, и он начнет рассчитывать на присутствие взрослого, даже будет звать его поиграть.
Для развития двухсторонней коммуникации полезно имитировать действия ребёнка и повторять за ним его слова. Например, если ребёнок бьет ложкой по столу, а взрослый начинает делать то же самое, то ребёнок с большой вероятностью обратит внимание на взрослого. Эту же идею можно использовать в отношении звуков, которые издает ребёнок, или сенсорного поведения ребёнка, например, тряски руками или вращения на месте. Как только ребёнок установит, что взрослый имитирует его действия, то он может начать имитировать взрослого в ответ. Это создает возможность добавить в общение что-то новое, что будет повторять ребёнок.
Если ребёнку с РАС неинтересно играть ни с одной предложенной игрушкой или он предпочитает раскладывать игрушки в линию, а не играть с ними, то в этой ситуации всё равно есть возможности для коммуникации и общения. Например, если ребёнок раскладывает свои машинки в одну линию, то взрослый может присоединиться к ребёнку и подавать ему следующую машинку. Таким образом, у взрослого появляется своя роль в игре, а ребёнку приходится включать его в свою деятельность. Если ребёнку интересно только бросать игрушки на пол, то взрослый может собирать игрушки в корзину, а потом отдавать их обратно ребёнку, чтобы тот их снова разбросал. Таким образом, устанавливается схема общения и коммуникации с ребёнком.
Как взрослые могут помочь ребёнку с РАС лучше понимать то, что ему говорят
Ребёнку с РАС нелегко дается обработка информации. Это происходит потому, что ему трудно понять окружающий его мир. Даже когда ребёнок с РАС понимает ситуацию, он всё равно может не понимать слова, которые сопровождают ситуацию. Иногда взрослым только кажется, что ребёнок понял их слова, так как он выполняет данную ему инструкцию. Тем не менее, ребёнок просто мог знать, что нужно делать в определенной ситуации, независимо от словесных инструкций, только потому, что он выполнял эти действия множество раз в прошлом.
Есть несколько методов, которые помогают ребёнку лучше понимать, что говорят ему другие люди.
Говорите как можно меньше и как можно медленнее
Взрослые должны ограничить количество слов, которые они используют для коммуникации с ребёнком, но слов должно быть достаточно, чтобы сообщить ему всю необходимую информацию. В каждой специфической ситуации выделяйте ключевые слова и делайте на них акцент.
Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов, например, показывайте на предмет, который обозначает ключевое слово. Сассман (1999) использует следующую подсказку, чтобы взрослые не забывали, как облегчить ребёнку с РАС понимание речи:
"Меньше слов, больше акцентов, говорите медленно и показывайте!"
Если ребёнок только недавно начал пользоваться речью для коммуникации, то взрослый должен использовать одиночные слова для коммуникации с ребёнком. Например, просто обозначать любимые игрушки и еду ребёнка. Если вы пользуетесь этим видом коммуникации, очень важно тут же давать ребёнку то, что вы обозначили. Если внимание ребёнка переключилось на что-то другое, то слово потеряет для него свой смысл.
Необходимо делать паузы между произнесенными словами и предложениями. Это предоставит ребёнку с РАС время, чтобы осознать, что именно ему сказали. Взрослый должен использовать паузы, чтобы у ребёнка было время обработать произнесенную информацию, а также обдумать свой ответ.
Использование жестов, сопровождающих речь, также поощряет ребёнка понять, что ему говорится. Например, предлагая ребёнку попить, взрослый должен сделать жест, притворяясь, что он держит стакан и пьет. То же самое можно сделать, если вы говорите о еде. Для этой же цели можно использовать преувеличенные выражения лица, а также жесты – кивок головой при слове "да", мотание головой при слове "нет", махание рукой при словах "привет" и "пока". Когда вы говорите с ребёнком о других людях, например, "бабушка остается здесь", то лучше одновременно показывать на фотографию человека, о котором вы говорите с ребёнком.
Другие визуальные методы также могут увеличить понимание, включая расписания в картинках, рисунки, карточки-подсказки и последовательность действий в картинках.
Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК)
Вспомогательная и альтернативная коммуникация (ВАК) – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребёнка. Существует огромное количество устройств ВАК для детей, которые не могут говорить, поскольку сами эти дети очень отличаются друг от друга. Поэтому очень важно, чтобы решение о выборе ВАК для конкретного ребёнка было результатом командной работы, когда ВАК оценивается совместно с родителем ребёнка до принятия какого-либо решения. Критерии при выборе устройства ВАК включают когнитивные и моторные навыки ребёнка, его стиль обучения, коммуникационные потребности и способность к чтению.
Применение устройств ВАК может быть чрезвычайно эффективным для детей с РАС. Если ребёнок с РАС никогда не говорил, то он может прибегать к агрессивному и проблемному поведению, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение устройства ВАК предоставит такому ребёнку способ для социальной коммуникации с другими людьми. Если было решено, что данному ребёнку подходит устройство ВАК, то ответственность всех людей в его окружении – моделировать систему общения.
Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребёнку с РАС, включая:
- Система PECS - коммуникационная система обмена картинками (Frost and Bondy, 1994)
- Жестовый язык
- Интерактивные коммуникационные доски
- Коммуникационные карточки-подсказки
- Книги разговоров
- Коммуникационные устройства с синтезатором речи
Жестовый язык
Существует несколько систем жестового языка, например, американский жестовый язык, британский жестовый язык, Макатон (TM), жестовая речь Пагет Гормана (ТМ) и точный жестовый английский. С ребёнком с РАС жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации.
Тотальная Коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребёнку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.
Интерактивные коммуникационные доски
Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребёнка и улучшать его функциональную коммуникацию.
Карточки-подсказки
Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребёнку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребёнку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса.
Книги разговоров
Книга разговоров может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Темы различных разговоров организуются в небольшую книгу, бумажник или нечто подобное и используются во время реального разговора с взрослым. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребёнка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест и людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми. Книги разговоров помогают ребёнку организовать разговор. Они визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогают придерживаться общей темы разговора.
Коммуникационные устройства с синтезаторами речи
Устройства с синтезаторами речи могут дать "голос" невербальным детям с РАС. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребёнка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребёнка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того, чтобы пользоваться таким устройством, ребёнок должен понимать причину и следствие. Одно из популярных устройств для этих целей – это BIGmack (TM).
Если комбинировать ВАК, социальную поддержку, организационную поддержку и инструкции с визуальными подсказками, то можно значительно улучшить социальную коммуникацию и общение среди детей с аутизмом.
Представленный выше материал — перевод текста "Communication and interaction".