Адаптация к своему отличию от других людей
Ребенок с расстройством развития, таким как синдром Аспергера, по определению отличается от остальных детей. С течением времени, родители и специалисты научились определять этот диагностический термин, который описывает очень необычный профиль способностей. Тем не менее, сам ребенок с синдромом Аспергера тоже замечает, что он или она отличается от других детей. Некоторые дети с синдромом Аспергера интернализируют свои эмоциональные реакции на отличие от других, в то время как другие дети экстернализируют свои эмоциональные реакции.
Интернализация мыслей и чувств
Депрессия
Дети с синдромом Аспергера не могут понять интуитивно, как играть или взаимодействовать со своими сверстниками. В результате, они могут стать мишенью издевок, насмешек и остракизма, что разрушает их самооценку. Социальная компетентность и способность к дружбе очень ценятся среди типичных детей, и отсутствие успеха в этих навыках может привести к тому, что некоторые дети с синдромом Аспергера интернализируют свои мысли и чувства в форме постоянной самокритики и растущей социальной самоизоляции. Иногда уже в возрасте шести лет у таких детей наблюдается реактивная депрессия, которая наступает в результате осознания своей непохожести на других.
Воображение
Более конструктивной интернализацией мыслей и чувств может стать бегство в мир воображения. Ребенок культивирует очень яркий и сложный воображаемый мир, иногда у него появляются и воображаемые друзья. В этом мире фантазий ребенка ждет социальный и академический успех, которого у него нет в реальной жизни. В некоторых случаях такое развитое воображение может вызвать сильный интерес к чтению и написанию художественных произведений.
Бегство в мир воображения может быть психологически конструктивной адаптацией. Однако существует риск, что в подростковом возрасте поглощенность собственными фантазиями может привести к отказу от другой деятельности, а также к тому, что другие люди будут неправильно интерпретировать намерения и настроение подростка.
Экстернализация мыслей и чувств
Злость и высокомерие
Альтернативный способ справиться с негативными мыслями и чувствами по поводу своей непохожести на других людей – это их экстернализация. "Это не моя вина, это твоя вина". У ребенка может появиться сверхкомпенсация низкой компетентности в социальных ситуациях с помощью полного отрицания проблем и высокомерия, а также злости по отношению к окружающим людям.
В этом случае любые предложения дополнительных программ или психотерапии яростно отвергаются. Ребенок становится высокомерным, что приводит к поведенческим проблемам. К сожалению, одним из возможных последствий высокомерия, отрицания и незрелости эмпатии, связанной с синдромом Аспергера, может стать физическая агрессия в отместку за социальное унижение.
Имитация
Более психологически конструктивный способ экстернализации мыслей и чувств – это наблюдение и имитация поведения социально успешных сверстников. Ребенок учится, как "играть роль" в социальных ситуациях, в буквальном смысле становясь другим ребенком.
Некоторые дети с синдромом Аспергера обладают способностью к на редкость точным наблюдениям, они могут прекрасно копировать жесты, тон голоса и чужие манеры. Это может стать конструктивным способом добиться социального включения, если, конечно, такой ребенок найдет достойный пример для подражания. К сожалению, некоторые подростки с синдромом Аспергера начинают копировать самых популярных ровесников, которые также оказываются "плохими ребятами".
Нужно ли объяснять ребенку его диагноз?
Ответ на этот вопрос однозначен – "да". Клинический опыт показывает, что чрезвычайно важно объяснить ребенку с синдромом Аспергера его диагноз. Это поможет предотвратить развитие неподходящих компенсаторных механизмов, о которых говорилось выше. Кроме того, это мотивирует ребенка принимать активное участие в программах лечения.
Упражнение на особенности
Упражнение на особенности, которое я разработал – это составление вместе с ребенком списка его "Качеств" и "Трудностей". Оно используется для разъяснения диагноза ребенку и членам его семьи. Специалист собирает вместе членов семьи, включая самого человека, у которого недавно был диагностирован синдром Аспергера.
В первую очередь, на стену вешаются два больших листа бумаги. Вместо них можно использовать две больших белых доски. Понадобятся разноцветные маркеры. Каждый лист бумаги делится на две колонки: "Качества" и "Трудности".
Я всегда предлагаю сначала провести это упражнение с другим членом семьи – прошу его или ее назвать свои личные качества и трудности. Это может включать практические навыки, знания, характер, способы выражения и управления эмоциями. После того, как специалист записал мнение члена семьи, все другие члены семьи делают свои добавления. Специалист должен следить, чтобы упражнение оставалось позитивным и приятным занятием, и чтобы было указано больше качеств, чем трудностей. Ребенок с синдромом Аспергера обычно наблюдает и участвует в этом упражнении – это позволяет ему понять, чего ожидать, когда придет его или ее очередь.
Затем семья составляет список "Качеств" и "Трудностей" ребенка при его активном участии. Специалист комментирует каждое качество или трудность, которые обозначаются для данного ребенка с синдромом Аспергера. После этого специалист объясняет, что ученые привыкли во всем искать определенные закономерности. Когда они находят устойчивую закономерность, они дают ей название. Обычно после этого упоминается Ганс Аспергер, который, 60 лет назад, наблюдал в своей клинике в Вене множество детей, у которых были общие особенности. Он опубликовал научную статью об этом, и теперь эти особенности называются синдромом Аспергера.
Специалист обычно говорит ребенку: "Поздравляю, у тебя синдром Аспергера". После этого он объясняет ребенку, что это не делает его сумасшедшим, плохим или неполноценным, это просто значит, что он иначе думает. После этого продолжается дискуссия, во время которой специалист объясняет, как некоторые из перечисленных способностей или качеств данного ребенка связаны с синдромом Аспергера. Например, его способность впечатлять других людей своими знаниями о Титанике, умение рисовать с фотографическим реализмом, внимание к деталям и одаренность в математике. Это нужно, чтобы сначала представить преимущества синдрома Аспергера.
Следующая стадия – это обсуждение трудностей и стратегий, которые понадобятся для улучшения отдельных навыков дома и в школе. Здесь можно рассказать про преимущества руководства и консультирования по социальным навыкам, когнитивно-бихевиоральной психотерапии или лекарственных препаратов, которые применяются для улучшения контроля над эмоциями, а также помощи в поиске друзей.
Специалист еще раз перечисляет качества и трудности ребенка, которые непосредственно связаны с синдромом Аспергера. Он упоминает людей, которые добились больших успехов в науке, информационных технологиях, политике и искусстве, и у которых были типичные признаки синдрома Аспергера – например, Эйнштейна, Томаса Джефферсона и Моцарта.
Я завершаю это упражнение, делясь своими личными мыслями по поводу синдрома Аспергера. Это люди, у которых другие приоритеты, восприятие мира и образ мышления. Их мозг устроен немного иначе, но он не является дефективным. Для такого человека на первом месте стоят стремление к знаниям, совершенству, правде и пониманию физического мира, а чувства и межличностные отношения для него не так важны. Это может привести к развитию очень ценных талантов, но также это связано с большой уязвимостью в социальном мире.
Как заводить друзей: мотивация и поощрение
Пять стадий дружбы
После наблюдения за социальным развитием более тысячи детей и взрослых с синдромом Аспергера, я выделил пять стадий в мотивации и опыте дружбы и отношений.
- Интерес к физическому миру.
- Желание играть с друзьями.
- Появление друзей.
- Поиск партнера.
- Поддержание партнерских отношений.
Интерес к физическому миру
В раннем возрасте дети с синдромом Аспергера могут не проявлять никакого интереса к своим сверстникам. Обычно их гораздо больше интересует физический мир, а не социальный мир. Ребенок с синдромом Аспергера скорее пойдет на школьную игровую площадку, чтобы получше изучить школьную систему дренажа или поискать каких-нибудь насекомых. Социальные занятия со сверстниками кажутся такому ребенку скучными, подчиненными непостижимым социальным правилам. Ребенок вполне доволен, находясь в полном одиночестве.
Желание играть с друзьями
В младших классах дети с синдромом Аспергера обычно осознают, что другим детям весело общаться друг с другом, они хотят присоединиться к социальным занятиям. Тем не менее, несмотря на свои интеллектуальные способности, их уровень социальной зрелости обычно как минимум на два года отстает от их сверстников, и у них могут быть особые трудности с играми, которые требуют взаимных действий и сотрудничества.
Ребенок с синдромом Аспергера может мечтать о социальных контактах, социальных успехах и друзьях. Именно в этот момент ребенок, как правило, осознает свою непохожесть на ровесников, и ему могут понадобиться стратегии адаптации, о которых говорилось выше.
Появление друзей
В средних классах у ребенка могут появиться настоящие друзья. Дружеские отношения с типичными детьми могут быть непрочными, что частично связано с тенденцией детей с синдромом Аспергера быть слишком доминантными и придерживаться слишком жестких взглядов на дружбу. Некоторые типичные дети, которые отличаются добротой, пониманием и "материнскими инстинктами" могут стать их настоящими друзьями. Иногда это дружба с похожими, социально изолированными детьми, которые разделяют схожие интересы.
Поиск партнера
В конце подросткового возраста молодые люди с синдромом Аспергера могут стремиться к большему, чем платоническая дружба с тем, кто разделяет их взгляды, и выражают стремление найти партнера. Их могут смущать новые аспекты подростковой дружбы, особенно те, что связаны с близостью и сексуальностью. Подростки с синдромом Аспергера начинают остро ощущать свои отличия от сверстников и потребность в партнере, а не только в друге. Партнер, о котором они мечтают – это человек, который их понимает, предоставляет им эмоциональную поддержку и руководство в социальном мире, кто-то, кто сможет играть "материнскую" роль в отношениях с ними.
Поддержание партнерских отношений
Впоследствии, вероятно, по мере эмоционального и социального созревания, взрослый человек с синдромом Аспергера может найти спутника жизни. Тем не менее, обоим партнерам может понадобиться семейное консультирование, чтобы помочь им в адаптации к этим нестандартным отношениям. Теперь у нас есть и книги, и программы консультирования для пар, в которых у одного из партнеров есть синдром Аспергера.
Мы только начинаем разрабатывать психотерапевтические программы для поощрения навыков дружбы. Родители могут обеспечивать определенную поддержку дома, но школы должны осознать, что им может понадобиться специальный учебный план по социальным навыкам для ребенка с синдромом Аспергера, в котором делается акцент на навыках дружбы, а также необходимое обучение преподавателей и ресурсы.
Можно предложить следующие виды терапии на различных стадиях развития дружбы
Возраст от 3 до 6 лет
Взрослый, который играет роль друга
Маленькие дети с синдромом Аспергера предпочитают взаимодействовать и играть скорее со взрослыми, чем с ровесниками. Очень важно, чтобы взрослые, особенно родители, наблюдали за естественной игрой ровесников ребенка, отмечая их игры, предпочитаемые игрушки, правила и язык. Они могут практиковать аналогичные игры с ребенком, когда взрослый "играет роль" ее или его друга-сверстника.
Это включает "детскую речь", когда взрослый подражает речи ребенка, а не взрослого человека. Очень важно, чтобы взрослый при этом отыгрывал роль хорошего друга, подавая ребенку пример. Кроме того, надо отыграть ролевые игры таких явлений как недружественные поступки, разногласия и подтрунивание. Можно воспроизводить адекватные и неадекватные реакции, чтобы познакомить ребенка со всем спектром реакций в таких ситуациях.
Как только ребенок отрепетировал игру со взрослым, который готов подстраиваться под темп ребенка и давать нужный объем инструкций, он или она может попрактиковаться в игре с другим ребенком. Это может быть старший брат или сестра, который будет вести себя как друг, позволяя ребенку отработать навыки до контакта с группой ровесников.
В дошкольном возрасте хороший друг – это тот, кто умеет делиться, играть по очереди и помогать. Очень важно чтобы, когда взрослый будет играть с ребенком, эти занятия включали равный уровень способностей и вклада в игру. Все игры должны быть основаны на сотрудничестве, лучше избегать соревновательных игр. Игра по очереди должна быть ключевой характеристикой игры. Например, вы можете по очереди складывать головоломку-паззл. Для поощрения сотрудничества взрослый может притворяться, что испытывает затруднения, и просить ребенка о помощи, подчеркивая, что хорошие друзья всегда помогают друг другу.
Социальные видео
Используйте видеокамеру, чтобы снять короткие и интересные видео о повседневном социальном опыте ребенка. Например, можно снять, как ребенок играет со своими ровесниками в песочнице или участвует в социальных играх, таких как салки или прятки. Можно использовать паузу или повтор, чтобы обратить внимание ребенка на конкретные социальные подсказки и реакции в той или иной ситуации. Многие маленькие дети с синдромом Аспергера очень любят смотреть видео и телевизор. Это упражнение можно использовать, чтобы улучшить их навыки дружбы.
Возраст от 6 до 9 лет
На этой стадии типичные дети начинают понимать, что для некоторых игр им нужен друг, и что этот друг должен любить эти игры. Они начинают лучше понимать мысли и чувства своих сверстников и то, как их действия и комментарии могут причинить боль физически и эмоционально. Большинство детей готовы в какой-то степени отказываться от своих намерений, чтобы принять и включить предпочтения и цели своих друзей во время игры. В играх становится меньше доминирования/подчинения. На этой стадии дружба возникает в результате взаимной помощи. В возрасте около 8 лет у типичных детей появляется концепция лучшего друга, которого они не просто выбирают для социальной игры в первую очередь, но и который помогает им в решении практических проблем. Она знает, как починить компьютер, а когда я расстроена, она меня всегда утешает.
Социальные истории
Учитель и эксперт по обучению детей с расстройствами аутистического спектра, Кэрол Грей, разработала стратегию "Социальных историй" (ТМ), которые очень эффективны для понимания реакций и поведения в конкретных социальных ситуациях. В них не просто объясняется, что нужно делать, но и, что гораздо важнее, почему существуют определенные социальные коды и ожидания.
Детям с синдромом Аспергера нужно конкретное практическое руководство для общения со своими ровесниками на игровой площадке и в классе. Социальная история составлена как совместное упражнение для ребенка и взрослого. История соответствует навыкам чтения ребенка. В социальной истории описывается ситуация, навык или концепция в терминах социальных подсказок, точек зрения и типичных реакций. Цель в том, чтобы предоставить ребенку достоверную социальную и эмоциональную информацию в поддерживающей и информативной манере, которая будет хорошо понятна ребенку с синдромом Аспергера.
Первая Социальная история и как минимум 50% последующих Социальных историй должны описывать, подтверждать и обобщать уже существующие навыки и знания, то, что хорошо получается у ребенка. Это необходимо, чтобы ребенок не начал ассоциировать Социальные истории с неудачами.
Кроме того, можно написать Социальные истории так, чтобы они стали хроникой достижений ребенка в применении нового социального знания и стратегий. Подготовка Социальных историй также позволяет взрослым посмотреть на обыденные ситуации с точки зрения ребенка, осознать, почему его социальное поведение может казаться неоправданно смущенным, тревожным, агрессивным или неуправляемым.
Социальные истории используют позитивный язык и конструктивный подход. Они скорее говорят, что можно сделать, а не что делать нельзя. Текст включает описательные предложения, которые содержат фактическую информацию или утверждения, но одна из причин успеха Социальных историй в том, что они используют перспективные предложения. Эти предложения написаны, чтобы разъяснить, как другой человек воспринимает физический и психический мир. Перспективные предложения описывают мысли, эмоции, убеждения, мнения, мотивацию и знания. Они непосредственно направлены на развитие теории разума.
Кэрол Грей рекомендует включать предложения о сотрудничестве, чтобы определить, кто может помочь в этой ситуации, что является очень важным элементом управления эмоциями; а также директивные предложения, которые предлагают реакцию или альтернативные реакции в конкретной ситуации. Утвердительные предложения объясняют общепринятую мораль, мнение или правило – причину, по которой был принят тот или иной тип поведения, и почему здесь будет ожидаться следование ему. Контрольные предложения пишутся ребенком, чтобы определить личные стратегии и запомнить, что нужно делать. Социальной истории также нужен заголовок, который должен отражать ключевые характеристики истории или ее критерии.
Кэрол Грей разработала более чем конкретную формулу Социальных историй. Хотя Социальная история предлагает объяснение и сценарий того, что нужно делать, ребенку также понадобятся возможности, чтобы отрепетировать и попрактиковаться в своих новых социальных знаниях в реальной жизни. Учителя и родители могут отрепетировать различные аспекты социальной ситуации, привлекая для этого детей, понимающих трудности ребенка с синдромом Аспергера – устроить "генеральную репетицию".
Возраст от 9 до 13 лет
На третьей стадии дружбы, друг выбирается по особым качествам – способностям и характеру. Друг – это тот, кто искренне заботится о тебе, разделяет схожие с твоими взгляды, идеи и ценности. Существует сильная потребность понравиться ровесникам, разделять с ними опыт и мысли. Подобное самораскрытие гарантирует признание того, что тебе можно доверять, обращаться за советом не только в связи с практическими проблемами, но и по межличностным вопросам. Появляется потребность в эмоциональной близости, все большая разборчивость в выборе друзей и продолжительность дружеских альянсов. На этой стадии происходит сильное разделение по половому признаку, а давление со стороны сверстников играет все большую роль. Принятие и ценности группы сверстников становятся важнее, чем мнение родителей. Друзья оказывают друг другу поддержку в управлении эмоциями. Если ребенку грустно, то близкие друзья предоставляют необходимое утешение и оптимизм, если ребенок злится, они могут успокоить его и не дадут попасть в неприятности.
Социальная инженерия
По мере того как группа ровесников становится все более важной для поддержки самооценки, учителя и родители должны будут прибегнуть к определенной "социальной инженерии" при подборе группы детей. Родители могут выделить потенциального друга и устроить семейную вылазку или занятие дома, включив в него этого ребенка, при этом предоставляя внимательное наблюдение и руководство, чтобы оба ребенка получали удовольствие. Возможно, им придется поощрять ровесников относиться с пониманием к ребенку с синдромом Аспергера.
Поощрение приятелей
Отдельных детей, у которых складывается естественное взаимопонимание с ребенком с синдромом Аспергера, можно инструктировать и поощрять, чтобы они опекали его в классе, на игровой площадке и в социальных ситуациях. Ребенок может ценить социальный совет сверстника выше, чем советы родителей или учителей. Также важно поощрять друзей или ровесников помогать ребенку с синдромом Аспергера регулировать его эмоции. Ровесники могут приходить на выручку и помогать ребенку успокоиться, если он слишком перевозбудился или расстроился. Друзьям нужно успокаивать ребенка, страдающего от тревожности, или подбадривать его, когда он грустит.
Детям с синдромом Аспергера нужны советы и поощрение, чтобы они научились предоставлять аналогичную эмоциональную поддержку в ответ. Их нужно специально учить распознавать признаки стресса или перевозбуждения у своих друзей, а также советовать, как можно реагировать в таких ситуациях. В этой возрастной группе можно использовать Социальные истории на тему дружбы, комплиментов, эмоциональной поддержки и того, как быть хорошим слушателем.
Навыки работы в команде
На этой стадии дополнительные программы направлены на развитие стратегий работы в команде, а не навыков дружбы. Младшим подросткам с синдромом Аспергера можно рекомендовать программу обучения навыкам работы в команде, если они понимают, что дополнительные программы помогут им заводить друзей.
Уроки актерского мастерства
Другая стратегия помощи подростку, который страдает от отсутствия друзей – это уроки сценической речи и актерского мастерства. Это адекватная и эффективная стратегия, особенно для детей младшего подросткового возраста. Дети с синдромом Аспергера могут выучивать и отрабатывать сценарии разговоров, самораскрытие, язык тела, мимику, тон голоса для каждой отдельной ситуации, а также играть в ролевые игры с социально успешными людьми.
Возраст от 13 до 18 лет
Предыдущие стадии развития дружбы требовали лишь нескольких близких друзей. Однако на этой стадии широта и глубина дружбы резко возрастает. Для разных потребностей существуют разные друзья, например, для утешения, юмора, решения практических проблем. Друг – это тот, кто "принимает меня таким, какой я есть" или "разделяет мои взгляды на мир". Друг обеспечивает чувство личной идентичности и соответствует особенностям личности подростка.
Руководства по самопомощи
Существуют различные руководства. Теперь есть несколько книг, например, "Фрики, гики и синдром Аспергера" Люка Джексона, которые были написаны подростками с синдромом Аспергера, а также руководства по самопомощи для других людей с синдромом Аспергера. Группы поддержки для родителей также регулярно устраивают встречи для подростков с синдромом Аспергера, чтобы они смогли обсудить такие темы как дружба, сексуальность и учеба в школе. Обычно такие встречи координирует команда родителей, которые могут консультироваться со специалистами или приглашать их на встречу для модерации дискуссии и внесения предложений.
Интернет
Интернет стал современным эквивалентом танцзалов в том смысле, что это основная возможность для знакомства и встреч молодых людей. Интернет предоставляет огромное преимущество людям с синдромом Аспергера, поскольку они часто очень красноречивы и могут легко выражать самые потаенные мысли и чувства, если набирают текст на компьютере, а не говорят вслух. Тем не менее, родители должны очень осторожно следить за дружбой подростков в Интернете – дети с синдромом Аспергера подвержены повышенному риску насилия и эксплуатации со стороны человека, который притворяется их другом.
Терапевтические предложения для всех стадий дружбы
Положительная обратная связь
Детям с синдромом Аспергера нужно получать как можно больше положительной обратной связи. Если дети решают математическую задачу, они знают, что могут подтвердить правильность результата на калькуляторе. Если они собирают головоломку-паззл, то они знают, что достигли успеха, если все части подошли друг к другу и образовали картинку. Но как понять, что ты "правильно" общаешься? Чрезвычайно важно, чтобы взрослые и ровесники признавали и комментировали, когда ребенок с синдромом Аспергера верно повел себя в социальной ситуации. Если этого не делать, то его единственной обратной связью останется критика, если он допустил социальную ошибку.
Книги о дружбе
Существуют рассказы, романы и руководства, написанные для типичных детей разного возраста, которые описывают и анализируют разные аспекты дружбы. Родители могут читать такие книги ребенку с синдромом Аспергера, либо они могут выбирать их как задание для классного чтения и обсуждения на уроке.
Искусство разговора
Логопеды могут проводить индивидуальные или групповые занятия по развитию прагматических аспектов языка. На всех стадиях дружбы ребенку понадобится помощь в прагматической речи – "искусстве разговора".
Программы профилактики травли и насмешек
В школе может понадобится программа профилактики травли, которую можно модифицировать для ребенка с синдромом Аспергера. Мы можем надеяться на то, что социальное включение будет позитивным опытом, однако ребенка с синдромом Аспергера неизбежно будут дразнить, травить и преднамеренно исключать. Теперь у нас есть несколько программ, которые помогают снизить частоту различных видов травли и насмешек, и которые были разработаны специально для детей с синдромом Аспергера.
Управление эмоциями
Когнитивно-бихевиоральная терапия
Научные исследования, клинический опыт и автобиографии подтверждают, что дети с синдромом Аспергера испытывают серьезные трудности в понимании и выражении эмоций, а также подвержены высокому риску тревожных расстройств, депрессии или проблем с управлением гневом. Несмотря на это мы только сейчас начинаем понимать, как можно модифицировать эффективное психологическое лечение, такое как когнитивно-бихевиоральную терапию (КБТ), для детей с синдромом Аспергера.
КБТ развивалась и совершенствовалась несколько десятилетий. Очень тщательный научный анализ многократно подтверждал, что эта психотерапия эффективна для изменения мыслей и реакций человека в отношении таких чувств как тревожность, злость и грусть.
КБТ фокусируется на наиболее актуальных проблемах детей с синдромом Аспергера, которые, как известно, имеют недостаточно развитое и искаженное восприятие собственных мыслей и чувств. Например, им трудно определить, сделали ли они нечто преднамеренно или случайно, кроме того, они склонны дословно интерпретировать то, что говорят или делают другие люди.
Программы когнитивно-бихевиоральной психотерапии для детей с синдромом Аспергера разделены на две стадии. Первая стадия – это аффективное обучение, когда ребенок изучает эмоции. На этой стадии происходит работа над связью между мыслями, чувствами и поведением. Ребенок учится определять эмоции и анализировать различные ситуации.
Следующая стадия – это когнитивная реструктуризация, и она включает режим занятий, на которых ребенок может отработать новые когнитивные навыки.
Ящик с инструментами для эмоций
Данный автор (Тони Эттвуд) разработал концепцию Ящика с инструментами для эмоций, успешной стратегии для "когнитивной реструктуризации" – основного упражнения, которое позволяет восстановить определенное чувство.
С самого раннего возраста дети знают, что ящик с инструментами содержит самые разные инструменты, чтобы починить машину или какой-нибудь бытовой прибор. Психотерапевт работает с ребенком, чтобы выявить различные виды "инструментов", которыми можно починить проблемы, связанные с негативными эмоциями, особенно тревожностью, грустью и гневом. Диапазон инструментов можно разделить на те, которые:
- быстро и конструктивно освобождают эмоциональную энергию
- медленно снижают эмоциональную энергию
- улучшают мыслительные процессы
Физические инструменты
Молоток символизирует инструменты или действия, которые физически освобождают эмоциональную энергию. Рисунок молотка размещается на большом листе бумаге, после чего ребенок предлагает безопасные и адекватные виды физической активности для освобождения эмоциональной энергии. Для маленького ребенка это может быть: пробежаться, попрыгать на батуте или покачаться на качелях. Дети более старшего возраста могут использовать занятия спортом или танцы, чтобы "спустить пар", то есть выпустить эмоциональную энергию.
Инструменты для расслабления
Инструменты для расслабления должны успокаивать человека и снижать его сердцебиение. Эту категорию инструментов символизирует малярная кисть, и занятия из этой категории включают рисование, чтение и прослушивание музыки. Для детей с синдромом Аспергера расслабление часто подразумевает полное одиночество. Им может быть необходимо уйти в тихое и безопасное убежище – для них это эффективный метод эмоционального ремонта.
Маленькие дети расслабляются с помощью различных видов раскачивания и повторяющихся движений. Такие движения могут включать манипуляции с каким-то маленьким предметом, например, резиновым мячиком. Это поведение аналогично ситуации, когда взрослый человек начинает невольно что-то перебирать пальцами в состоянии сильного волнения.
Социальные инструменты
Эта группа инструментов использует других людей для управления своими чувствами. Цель социального инструмента в том, чтобы найти и быть рядом с человеком (или животным), который поможет изменить настроение. Такая социальная активность должна быть приятной и полностью лишенной стресса, который иногда связан с социальными ситуациями, особенно если речь идет об общении с более чем одним человеком. При синдроме Аспергера важно не забывать пословицу: "Двое – это компания, а трое – это толпа".
Инструменты для мышления
Ребенок может выбрать новый инструмент, например, гаечный ключ, для символизации инструментов, меняющих мысли, повышающих знания или опровергающих заблуждения. Ребенка следует поощрять использовать его интеллектуальные возможности, чтобы контролировать свои чувства благодаря разнообразным техникам. Можно применять разговоры с собой, например, повторение таких фраз как "Я могу контролировать свои чувства" или "Я могу сохранять спокойствие" в стрессовых ситуациях. Слова могут успокаивать и поддерживать уверенность в себе и самооценку.
Инструменты специальных интересов
Дети с синдромом Аспергера могут испытывать очень интенсивное удовольствие, если они занимаются своим специальным интересом. Уровень радости от специального интереса может во много раз превышать удовольствие от любых других занятий. Ребенка можно поощрять целенаправленно заниматься своим специальным интересом для восстановления эмоционального равновесия – очень сильное удовольствие в противовес стрессу.
Когда ребенок занимается специальным интересом, то кажется, что он полностью поглощен им и вообще не думает ни о чем другом, но при этом специальный интерес также вытесняет все негативные мысли, включая тревожность и злость. Когда ребенок с синдромом Аспергера испытывает острый стресс, то самый эффективный рецепт быстрого эмоционального восстановления – это полное одиночество и тотальное погружение в специальный интерес.
Лекарственные препараты
Иногда детям с синдромом Аспергера выписывают лекарственные препараты для управления эмоциями. Если у ребенка наблюдаются однозначные признаки диагностируемого тревожного расстройства или клинической депрессии (которая часто выражается в виде приступов сильной ярости, раздражительности или апатии), то можно рекомендовать назначение препаратов. Однако очень важно гарантировать, что препараты – это не единственный инструмент в Ящике с инструментами для эмоций.
Обучение: способности и стили
Профиль способностей к обучению
У детей с синдромом Аспергера очень необычный и неровный профиль способностей к обучению, а их стиль обучения может ставить учителей в тупик. Некоторые дети с синдромом Аспергера могут быть очень одаренными в чтении, математике и способностях к механике. Хотя в среднем уровень интеллекта ребенка или общий IQ может быть в рамках нормы или даже выше среднего, некоторые отдельные тесты профиля могут быть на грани умеренной умственной отсталости.
Исследования показывают, что среди детей с синдромом Аспергера есть тенденция иметь более высокий IQ по вербальным, а не по визуальным рассуждениям. С другой стороны, некоторые исследования показали, что у некоторых детей с диагностическими признаками синдрома Аспергера наблюдается прямо противоположная картина – выше визуальный, а не вербальный IQ. Общий консенсус среди ученых и клинических психологов состоит в том, что анализ профиля по обучению или когнитивным навыкам не может подтвердить или опровергнуть этот диагноз, но он необходим, чтобы определить уникальный профиль и стиль обучения ребенка.
Стиль обучения
Вербализаторы и визуализаторы
Если у ребенка относительно высокий вербальный IQ, то его или ее стиль обучения можно назвать "вербализатором". Такой ребенок может преуспеть в тех предметах, где можно читать печатные тексты вместо участия в работе класса.
Если ребенок "визуализатор", то его обучению будут способствовать наглядные демонстрации без слов, фильмы, диаграммы. Лозунг для преподавания визуализатору: "Картина говорит больше, чем тысяча слов". Такие дети часто бывают прирожденными инженерами. Однако проблема в том, что у такого ребенка может быть в голове "картина" по решению проблемы, но ему не хватает тысячи слов – он не может объяснить свое решение. Главная трудность таких детей – как перевести свои мысли в речь.
Дополнительные программы и занятия для детей из обеих групп будут более успешными, если учебный план или концепции будут объясняться на экране компьютера, а не в социальном и лингвистическом контексте класса.
Страх сделать ошибку
У детей с синдромом Аспергера часто наблюдается патологический страх сделать ошибку или потерпеть неудачу. Ребенок может отказываться от любого занятия, если есть хоть малейшая угроза не справиться с ним в совершенстве. Этот страх может перевешивать любые плюсы повышенного внимания к деталям у такого ребенка. Можно использовать Социальные истории, чтобы объяснить ребенку, что мы учимся благодаря нашим ошибкам, а не успехам, и что если ребенок допустит его ошибку, то это не означает его глупость. Надо подчеркнуть, что дети с синдромом Аспергера часто больше всего боятся показаться глупыми.
Поощрение мотивации
Полезный мотивационный инструмент – это взывание к интеллектуальному тщеславию ребенка. Вместо личных восторгов лучше использовать лишенные эмоций комментарии о том, что их работа доказывает их ум. Обычная мотивация в виде похвалы учителя может быть не так эффективна с такими детьми. Такой подход помогает решить очень распространенную проблему – трудности с мотивацией ребенка с синдромом Аспергера.
Адаптации на экзаменах и тестах
Ребенку с синдромом Аспергера может понадобиться дополнительное время, присутствие взрослого, а также возможность печатать свои контрольные работы и сочинения, а не писать их от руки. В противном случае ребенок с синдромом Аспергера может иметь заниженные оценки, потому что ему трудно работать быстро, он отличается повышенным педантизмом, сильно отвлекается на отдельные детали, и у него серьезные проблемы с письмом от руки.
Учитель или родитель могут играть роль "исполнительного секретаря", предоставляя ребенку руководство и послабления в связи с его проблемами с исполнительными навыками. Если у ребенка не будет подобной помощи, то у него могут развиться проблемы с навыками исполнительной функции, в первую очередь с навыками организации и планирования, что негативно отразится на его успеваемости в школе и выполнении домашней работы.
Односторонний разум
Ребенок может предпочитать следовать собственным идиосинкратическим идеям, а не копировать других детей или следовать совету учителя. Он также может демонстрировать большую ригидность мышления – "односторонний разум". У ребенка могут возникать трудности с переключением на новый метод, если предыдущая стратегия или решение потерпели неудачу. Кроме того, ребенок плохо переносит, если его мысли что-то прерывает, и ему трудно вернуться к прежним размышлениям. Учителям нужно объяснять, что некоторые проблемы можно решить с помощью самых разных методов, и что самый умный поступок – это попробовать что-то новое или попросить о помощи.
Специальные интересы
Специальные интересы могут появиться у детей с синдромом Аспергера в самом раннем возрасте, еще в два или три года, часто они происходят из одержимости частями различных предметов. Интерес может заключаться в раскручивании колес машинки или манипуляциях с электрическими выключателями.
Следующая, а для некоторых детей первая стадия специального интереса – это одержимость отдельной категорией предметов и стремление накопить как можно больше образцов из этой категории. Иногда такие коллекции похожи на коллекционирование у других детей, например, это могут быть необычные камушки. В других случаях коллекция может быть очень эксцентричной, например, крышки от канализационных люков.
Воображаемая игра ребенка также может быть несколько эксцентричной – ребенок может притворяться своим специальным интересом. У одного ребенка специальным интересом были туалеты, и когда он приходил на детскую площадку, он притворялся, что он закрытый туалет. Другого ребенка пригласили на школьный "маскарад" (другие дети пришли на него в костюмах киногероев или животных), и он оделся стиральной машиной – его специальный интерес.
Следующая стадия – это сбор информации о какой-то теме или концепции. Наиболее распространенные темы – это транспорт, животные и электроника. Некоторые интересы могут быть характерны и для их типичных ровесников, например, книги о "Паровозике Томасе", динозавры, замки и компьютерные игры. Другие интересы могут быть очень необычными, например, пылесосы и системы сигнализации. Причина такой оригинальности в том, что у типичных детей интересы связаны с популярностью у ровесников, они служат "валютой" в общении с друзьями, а для детей с синдромом Аспергера это не так.
Рано или поздно предмет специального интереса меняется, однако время диктуется самим ребенком, на него не влияют родители или учителя. Сложность и количество специальных интересов варьируется в зависимости от уровня развития ребенка и его интеллектуальных способностей. С течением времени наблюдается переход к множественным и более абстрактным или сложным интересам, например, отдельные исторические периоды или страны/культуры.
Специальные интересы девочек
Клинический опыт предполагает, что мальчики и девочки с синдромом Аспергера различаются в типах своих интересов. У девочек может развиться интенсивный интерес к куклам, животным или художественной литературе. Опять же, предмет интереса может быть типичен для данного возраста и пола, но его отличает особая и необычная интенсивность.
Интерес к куклам может вылиться в гигантские коллекции кукол, но девочка играет с куклами одна и не любит играть с другими девочками. Игра с куклами может включать детальное воспроизведение сцен из телевизионных передач и обыденной жизни ребенка. Интерес к животным может быть таким сильным, что ребенок начинает вести себя как свое любимое животное, например, если интересом являются лошади, хочет спать в конюшне. Интерес к литературе может включать коллекционирование книг любимого автора и перечитывание их по много раз, часто это интерес к классической литературе, например, пьесам Шекспира, произведениям Чарльза Диккенса или Марка Твена. Такой интерес никак не связан с желанием добиться успеха на уроках литературы, он объясняется искренним интересом к великим авторам и их работам.
Подростковые интересы
В подростковом возрасте интересы могут эволюционировать и включать электронику и компьютеры, литературу в стиле фэнтези, научную фантастику, иногда это увлечение одним человеком. Все эти темы соответствуют увлечениям других подростков, но, опять же, разница в интенсивности и сосредоточенности.
Такой подросток может обладать врожденной способностью к понимаю компьютерных языков, графике и продвинутому программированию. Интерес к фэнтези и научной фантастике может быть таким интенсивным, что человек развивает собственные ролевые игры и создает примечательно детальные рисунки в соответствии со своим специальным интересом. Также возможна сильная увлеченность конкретным персонажем – мифическим, историческим или реальным. Если интересом стал человек из реальной жизни, это может напоминать "первую любовь" подростка, но сильный уровень интенсивности может привести к обвинениям в преследовании и домогательствах.
Почему у ребенка развивается специальный интерес?
Специальные интересы могут возникать благодаря ассоциации или реакции на опыт страха или удовольствия. Тем не менее, мы только начинаем понимать, что может послужить толчком к возникновению того или иного специального интереса. Некоторые родители описывали, что то, что изначально вызывало сильный страх или было связано с ним, впоследствии становилось специальным интересом. Страх пользоваться унитазом перерастал в одержимость сантехникой, повышенная слуховая чувствительность к звуку пылесоса перерастала в интерес к пылесосам и тому, как они устроены, а страх грома превращался в интерес к погоде. Для ребенка это хитроумный и практичный способ снизить свой страх путем познания того, что вызывает у него тревожность.
Потрясающе еще и то, что некоторые интересы вызываются ситуациями, связанными с сильным удовольствием. Интерес как бы прочно связывается с памятью о приятном опыте, например, посещении тематического парка или научного музея. Впоследствии мысли о таком интересе становятся "антидотом" для негативных мыслей или опыта. Когда мы проводим оценку источников удовольствия в жизни ребенка, то дети с синдромом Аспергера часто оценивают время, посвященное специальному интересу, выше, чем любое другое удовольствие в своей жизни. Другие развлечения и приятные занятия редко приносят такую же огромную радость.
Другая характеристика специального интереса в том, что ребенок кажется полностью погруженным в него. Это может быть защитной реакцией от негативных мыслей – своеобразным видом блокировки нежелательных мыслей и образов.
Снижение и практическое применение специального интереса
В то время как главная мотивация ребенка с синдромом Аспергера – увеличивать доступ к своему специальному интересу, даже за счет других занятий, мотивация родителей – уменьшить продолжительность доступа к интересу, чтобы ребенок мог заниматься более разнообразной деятельностью. Это особенно важно, если специальный интерес приводит к исключению любого общения с членами семьи дома и сверстниками в школе, либо мешает выполнению домашних заданий. Какие стратегии позволяют уменьшить время, которое тратится на интерес? И может ли этот интерес послужить конструктивным целям?
Контролируемый доступ
Программа контролируемого доступа к интересу позволяет выделить специальное "качественное" время на интерес в форме социальной активности. Родитель или учитель планирует регулярные промежутки времени, во время которых он беседует с ребенком о его интересе или изучает его вместе с ним. В эти периоды очень важно гарантировать, что ничто не будет отвлекать их от интереса, и что обе стороны будут получать удовольствие.
По опыту автора этой статьи, подобные сессии – это уникальная возможность улучшить ваше собственное образование и получить массу интереснейшей информации по таким вопросам как "Книга рекордов Гиннеса", "Титаник" и метеорологические системы. Впоследствии эти познания позволили ему завоевать определенный авторитет и уважение среди встреченных им детей с синдромом Аспергера. Беседа может стать более взаимной, если взрослый объяснит, что интересует его, и они проведут время, изучая интересы друг друга.
Поддержка мотивации
Дети с синдромом Аспергера обладают значительной мотивацией и могут полностью сосредоточиться, если занимаются специальным интересом. Стратегия лечения в том, чтобы включить специальный интерес в их учебу в школе или использовать доступ к интересу в качестве поощрения. Например, если ребенок младшего возраста интересуется "Паровозиком Томасом", то существует огромное количество способов включить поезда в чтение, занятия по математике, письмо и рисование. Если младший школьник интересуется географией и, особенно, флагами, то он может считать флаги, а не те предметы, которые обычно считают его ровесники.
Интерес можно использовать и просто как награду. Например, если ребенок решит десять примеров за десять минут, то он заработает десять минут за компьютером. Доступ к интересу – это очень действенная и привлекательная награда.
Эта стратегия требует, чтобы учитель проявлял гибкость, когда дает задания, объясняет материал и вознаграждает за успехи. Тем не менее, такой подход может принести невероятную пользу ребенку, который расширяет свои знания, демонстрирует интеллектуальные способности, получает призы и грамоты за достижения в учебе.
Некоторые родители пытались применять отказ в доступе к интересу в качестве наказания за невыполненные задания или плохое поведение. Хотя эта стратегия может стать эффективным компонентом управления поведением дома, она является рискованной и может спровоцировать агрессивное поведение.
Значение дружбы
"Кто такой хороший друг?" Для многих детей ответ таков: "Мы любим одно и то же". Общие интересы могут стать основой дружбы. Я знаю ребенка с синдромом Аспергера, у которого есть примечательный интерес и обширные познания о муравьях. Его одноклассники терпели его энтузиазм и бесконечные монологи о муравьях, но он не был популярен в качестве приятеля. Он обучился некоторым навыкам дружбы, например, как ждать, делиться, делать комплименты и проявлять сочувствие. Когда он начал применять эти навыки, они были плодом его интеллектуальных усилий, и окружающие воспринимали их как вымученные и фальшивые. Ему не хватало настоящих друзей.
Однажды рядом с ним случайно оказался другой ребенок с синдромом Аспергера. У него тоже был интерес к муравьям. Пораженные родители и учителя устроили им новую встречу. Они начали вместе ходить в экспедиции по поиску муравьев, предприняли совместное исследование муравьев и регулярно обменивались своими последними открытиями о муравьях. При этом их общение отличалось полной естественностью и хорошими социальными навыками. Они терпеливо ждали друг друга, внимательно друг друга слушали, проявляли сочувствие и делали друг другу комплименты и в целом вели себя так, как они отродясь не вели себя с другими сверстниками.
Родители могут подумать об определенной социальной инженерии – поиске подходящих кандидатов для дружбы, которые разделяют специальный интерес ребенка. Для этого местная группа поддержки родителей может создать базу имен и адресов членов группы и указывать там специальные интересы сына или дочери, чтобы в случае совпадения попытаться устроить потенциально успешную дружбу.
Могут ли признаки стать менее явными?
Да, могут. Мозг ребенка с синдромом Аспергера устроен иначе. У них нет интуитивной способности понимать своих ровесников и управлять своими чувствами, у них иные приоритеты и восприятие мира, чем у других детей. Тем не менее, с течением времени (и при наличии понимания, поддержки и руководства) ребенок сможет научиться строить отношения с другими людьми и достигать академических успехов. Теоретически, человек с синдромом Аспергера может овладеть любой профессией – от социального работника до инженера.
Мы должны помнить, что есть два способа овладеть межличностными навыками: интуиция и инструкция. Ребенок с синдромом Аспергера может научиться, что говорить и делать, чтобы достичь успешной карьеры и личных отношений. Вполне возможно сложить социальную головоломку, если использовать интеллект и руководство.
Представленный выше материал — перевод текста из книги Тони Эттвуда "Полное руководство по синдрому Аспергера для родителей и профессионалов" (Tony Attwood "Asperger’s Syndrome: A Guide for Parents and Professionals").