You are here

Социальные навыки и коммуникация

Тони Эттвуд: "Три варианта адаптации в социальном взаимодействии"

Один из главных критериев аутизма в DSM-5 — нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия. Если социальные и межличностные аспекты жизни представляют собой проблему, то как же человек с аутизмом приспосабливается к ним?

Клинический опыт показывает, что существуют три возможных варианта адаптации: интроверт, "активный" экстраверт и "маскирующийся" экстраверт.

Люк Джексон: "Дружба и общение"

Если вы, ребёнок с СА, хотите завести друзей и общаться, но не знаете как, тогда я посоветовал бы вам просто быть самим собой и попытаться вести себя дружелюбно, если это вообще возможно. Может быть, вы могли бы найти кого-то, кто кажется тоже немного одиночкой, и поговорить друг с другом. Не волнуйтесь слишком сильно и не смущайтесь, когда кто-то кидает на вас "странный" взгляд или "злой" (мне сказали, если кто-то делает противное лицо, он хочет показать, что ему не нравятся ваши поступки или даже просто ваше выражение лица (!); либо это знак того, что ты слишком много болтаешь). Это всё часть обучения.

Выражения лиц людей с аутизмом иногда бывают неоднозначными

Выражения лица способствуют социальному взаимодействию: при помощи улыбки можно выказать интерес, недовольство, сочувствие. Согласно анализу 39 исследований люди с аутизмом испытывают затруднения с подходящей ситуации мимикой. Вместо этого они выглядят бесстрастными или их выражение лица трудно интерпретировать.

Новая работа, изучающая эту проблему, — крупнейшая из существующих. Такие исследования редки по сравнению с фокусирующимися на сложностях аутичных людей с пониманием выражений чужих лиц.

По словам ведущего исследователя Элины Бирмингем, доцента университета Саймона Фрейзера в Бёрнаби (Канада), придание лицу подходящего выражения, вероятно, так же важно для социального взаимодействия, как и чтение чужих лиц. "Взаимодействие лицом к лицу — это улица с двусторонним движением", — говорит она.

Социальная изоляция и социальное взаимодействие

У многих аутичных людей есть опыт социальной изоляции. Давайте взглянем на возможные причины этого и рассмотрим способы, с помощью которых вы, ваша семья, друзья и заботящиеся о вас люди можете изменить такое положение дел. Возможно, для вас сложны связанные с социальным взаимодействием ситуации. Другие люди, напротив, на уровне интуиции понимают, как общаться и взаимодействовать друг с другом, но испытывают трудности при попытках достичь взаимопонимания с аутичными людьми. Вам может показаться, что ваши социальные отличия — это то, из-за чего люди не понимают вас.

Ролик "Я иду в музей. Ребёнок с аутизмом в музее"


mona-lisa

Ролик из образовательного цикла "Я иду в музей. Ребёнок с аутизмом в музее". Его герой — Райми, он подросток с РАС (расстройство аутистического спектра), который рассказывает нам о том, как сделать посещение музея более комфортным для него и других людей с аутизмом.

Зрительный контакт вызывает отвращение у части взрослых людей с аутизмом

Согласно одной из теорий люди с аутизмом воспринимают зрительный контакт во время социальных взаимодействий как неважную вещь: говоря другими словами, они безразличны к нему. Ещё они могут избегать зрительного контакта, поскольку он неудобен или вызывает отвращение.

Понимание метафор, иронии, сарказма и "модель психического" при РАС

Данное исследование изучает взаимосвязь работы "модели психического" (логический ход мысли) и правильную интерпретацию метафор и иронии у людей с расстройствами аутистического спектра.

Исследователи предполагают, что языковые проблемы у детей с расстройствами аутистического спектра возникают из-за дефицитов при работе "модели психического", то есть представления о психическом состоянии других людей (особенно относительно знания/незнания), их убеждений, их намерения взаимодействовать. (Tager-Flusberg, 2000)

Перестаньте романтизировать нейротипичность

Когда я слышу людей, как аутичных, так и нет, говорящих об аутичных сложностях с общением, то они часто помимо всего прочего говорят о следующем:

  • «Вы и я просто знаем все эти правила интуитивно, но людям с аутизмом они кажутся загадочными и им приходится учить их в явном виде».
  • «Все эти правила, которые вы, нейротипики, схватываете естественным путём, очень и очень сложны для нас, находящихся "в спектре"».

Существует миф о том, что люди, не являющиеся аутичными, просто автоматически знают социальные правила, и что только аутичным людям надо прикладывать серьёзные усилия для их изучения. Это не так. Нейротипичным людям приходится учить все вещи подобного рода целенаправленно.

Исследование оценки выразительности и естественности лиц аутичных людей

Впервые использован метод оценки нейротипичными людьми выражений лиц аутичных людей, а не наоборот. Были сделаны фотографии различных лиц (как аутичных, так и нет), выражающих радость, гнев, печаль, страх, равнодушие, и показаны нейротипичным, которым не был озвучен нейротип людей на снимках. Эмоции вызывались при помощи погружения в воспоминания, что гарантировало их естественность. Этим работа выгодно отличается от предыдущих, где эмоции выражали актеры. Результаты подтвердили тезис "взаимодействие — улица с двухсторонним движением".

Проблема общения при аутизме: говорим ли мы на одном языке?

Хотя проблемы в общении и освоении вербального языка считаются основными характеристиками аутизма (действительно, они существуют у всех людей, страдающих аутизмом, независимо от того, общается человек вербально или невербально), вопрос о природе языковых и коммуникативных нарушений, а также их роли в проявлении синдрома остается спорными.

Страницы

Subscribe to RSS - Социальные навыки и коммуникация