You are here

Социальные навыки и коммуникация

Выражения лиц людей с аутизмом иногда бывают неоднозначными

Выражения лица способствуют социальному взаимодействию: при помощи улыбки можно выказать интерес, недовольство, сочувствие. Согласно анализу 39 исследований люди с аутизмом испытывают затруднения с подходящей ситуации мимикой. Вместо этого они выглядят бесстрастными или их выражение лица трудно интерпретировать.

Новая работа, изучающая эту проблему, – крупнейшая из существующих. Такие исследования редки по сравнению с фокусирующимися на сложностях аутичных людей с пониманием выражений чужих лиц.

По словам ведущего исследователя Элины Бирмингем, доцента университета Саймона Фрейзера в Бёрнаби (Канада), придание лицу подходящего выражения, вероятно, так же важно для социального взаимодействия, как и чтение чужих лиц. "Взаимодействие лицом к лицу – это улица с двусторонним движением", – говорит она.

Социальная изоляция и социальное взаимодействие

У многих аутичных людей есть опыт социальной изоляции. Давайте взглянем на возможные причины этого и рассмотрим способы, с помощью которых вы, ваша семья, друзья и заботящиеся о вас люди можете изменить такое положение дел. Возможно, для вас сложны связанные с социальным взаимодействием ситуации. Другие люди, напротив, на уровне интуиции понимают, как общаться и взаимодействовать друг с другом, но испытывают трудности при попытках достичь взаимопонимания с аутичными людьми. Вам может показаться, что ваши социальные отличия — это то, из-за чего люди не понимают вас.

Ролик "Я иду в музей. Ребёнок с аутизмом в музее"

Ролик из образовательного цикла "Я иду в музей. Ребёнок с аутизмом в музее". Его герой — Райми, он подросток с РАС (расстройство аутистического спектра), который рассказывает нам о том, как сделать посещение музея более комфортным для него и других людей с аутизмом.

Зрительный контакт вызывает отвращение у части взрослых людей с аутизмом

Согласно одной из теорий люди с аутизмом воспринимают зрительный контакт во время социальных взаимодействий как неважную вещь: говоря другими словами, они безразличны к нему. Ещё они могут избегать зрительного контакта, поскольку он неудобен или вызывает отвращение.

Понимание метафор, иронии, сарказма и "модель психического" при РАС

Это исследование изучает взаимосвязь работы "модели психического" (логический ход мысли) и правильную интерпретацию метафор и иронии у людей с расстройствами аутистического спектра.
Исследователи предполагают, что языковые проблемы у детей с расстройствами аутистического спектра возникают из-за дефицитов при работе "модели психического", то есть представления о психическом состоянии других людей (особенно относительно знания/незнания), их убеждений, их намерения взаимодействовать. (Tager-Flusberg, 2000)

Перестаньте романтизировать нейротипичность

Когда я слышу людей, как аутичных, так и нет, говорящих об аутичных сложностях с общением, то они часто помимо всего прочего говорят о следующем:

  • "Вы и я просто знаем все эти правила интуитивно, но людям с аутизмом они кажутся загадочными и им приходится учить их в явном виде"
  • "Все эти правила, которые вы, нейротипики, схватываете естественным путём, очень и очень сложны для нас, находящихся «в спектре»"

Существует миф о том, что люди, не являющиеся аутичными, просто автоматически знают социальные правила, и что только аутичным людям надо прикладывать серьёзные усилия для их изучения. Это не так. Нейротипичным людям приходится учить все вещи подобного рода целенаправленно.

Исследование оценки выразительности и естественности лиц аутичных людей

Впервые использован метод оценки нейротипичными людьми выражений лиц аутичных людей, а не наоборот. Были сделаны фотографии различных лиц (как аутичных, так и нет), выражающих радость, гнев, печаль, страх, равнодушие, и показаны нейротипичным, которым не был озвучен нейротип людей на снимках. Эмоции вызывались при помощи погружения в воспоминания, что гарантировало их естественность. Этим работа выгодно отличается от предыдущих, где эмоции выражали актеры. Результаты подтвердили тезис "взаимодействие - улица с двухсторонним движением".

Проблема общения при аутизме: говорим ли мы на одном языке?

Хотя проблемы в общении и освоении вербального языка считаются основными характеристиками аутизма (действительно, они существуют у всех людей, страдающих аутизмом, независимо от того, общается человек вербально или невербально), вопрос о природе языковых и коммуникативных нарушений, а также их роли в проявлении синдрома остается спорными.

Мэтью Хатсон: "Ведёт ли аутизм к атеизму?"

Учёные, изучающие религию, сошлись во мнении, что вера в Бога (или богов) опирается на обыденные социальные познавательные способности. Это означает, что если вы аутичны и не способны к "психологизации", вы потенциально будете атеистом.

Марко Якобони: "Отражаясь в людях: Почему мы понимаем друг друга". Глава 6. "Разбитые зеркала"

Марко Якобони – профессор психиатрии и неврологии, директор Лаборатории транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) в исследовательском Центре по сканированию мозга Амансона-Лавласа медицинского факультета Калифорнийского университета (Лос-Анджелес). Он один из пионеров изучения недавно открытых «зеркальных нейронов» – особых клеток человеческого мозга, отвечающих за имитацию, эмпатию и понимание других людей.

Данная глава книги посвящена связи между аутизмом и нарушениями работы имитации и зеркальных нейронов.

Страницы

Subscribe to RSS - Социальные навыки и коммуникация