You are here

исполнительная дисфункция

Опросник по патологическому избеганию требований (EDA-Q)

Опросник по патологическому избеганию требований (EDA-Q) был разработан с целью измерения поведения, о котором сообщалось в клинических случаях крайнего/"патологического" избегания требований (PDA). Этот опросник позволил проводить согласованное измерение этих черт для исследовательских целей. EDA-Q не должен рассматриваться как диагностический тест. В случае описываемого родителями поведения детей и подростков баллы 50 и выше для детей от 5 до 11 лет и баллы 45 и выше для детей возраста от 12 лет указывали на повышенный риск того, что родители сообщали о том, что у ребёнка был клинически выявлен набор проблем, напоминающий PDA. Однако более низкие баллы не обязательно исключают PDA из возможных факторов, особенно когда его проявления оказываются более стёртыми (например, когда агрессия является менее значимым фактором или когда избегающие черты оказываются менее "неприкрытыми"). PDA является континуумом (означая, что он влияет на разных людей разными способами и в разном окружении), и баллы опросника EDA-Q должны рассматриваться как количественная оценка, а не в рамках формальных пороговых значений.

Синдром Аспергера и исполнительная функция

Люди с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом (ВФА) часто сталкиваются с проблемами, связанными с их способностью интерпретировать определённые социальные сигналы и реализовывать свои навыки. У них возникают трудности при обработке большого количества информации и при общении. Один из основных терминов, связанный с этими проблемами, — "исполнительное функционирование". Исполнительная функция относится к набору когнитивных процессов, координирующихся в лобной доле мозга. Она включает в себя способность сдерживать неприемлемые речь или поведение, соотносить прошлый опыт с текущими действиями, управлять временем и вниманием, планировать и организовывать, запоминать детали, переключать фокус.

Исполнительная функция при аутизме (РАС)

Исполнительная функция позволяет планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакции в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам. Проблемы с исполнительной функцией и ригидностью способны очень сильно снижать производительность труда аутичных людей.

Франческа Хаппе и Педро Витал: "Какие аспекты аутизма предрасполагают к талантам?"

Phil. Trans. R. Soc. B (2009) 364, 1369–1375
doi:10.1098/rstb.2008.0332

В этой статье мы рассматриваем вопрос, почему поразительные специфические навыки гораздо чаще встречаются при состояниях из аутического спектра (САС), чем в других группах? Проводится краткий обзор современных когнитивных описаний САС в их связи со специфическими навыками. Вклад в оригинальность при САС могут вносить затруднения с "моделью психического", поскольку лица, которые не "прочитывают сознания других" автоматически, могут быть лучше способны мыслить независимо от преобладающей моды и популярных теорий. Однако оригинальность сама по себе не означает таланта. В качестве механизма, "высвобождающего" специфические навыки при САС, предлагается исполнительная дисфункция, однако другие группы с исполнительными трудностями не показывают повышенной частоты талантов. Наиболее перспективным как характеристика, предрасполагающая к развитию талантов, или "стартовый механизм", представляется смещение в сторону детально-ориентированной обработки информации ("слабое согласование", "усиленное функционирование восприятия"). В поддержку этой идеи мы резюмируем данные от близнецового популяционного исследования, в котором родители сообщали о талантах своих 8-леток и их САС-подобных чертах. По всей выборке САС-подобные черты и специфически "ограниченные и повторяющиеся интересы и поведение", связанные с фокусировкой на деталях, были более выражены у детей, о которых сообщалось, что у них имеются таланты, опережающие детей более старшего возраста. Мы предполагаем, что детально-ориентированный когнитивный стиль предрасполагает к талантам в областях савантизма при расстройствах аутического спектра и за их пределами.

Франческа Хаппе: "Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?"

Аутизм: когнитивный дефицит или когнитивный стиль?

Франческа Хаппе

Trends in Cognitive Sciences — Vol. 3, No. 6, June 1999

Аутизм — расстройство развития, характеризующееся нарушением социального и коммуникативного развития, а также ограниченными интересами и деятельностью. В этой статье приводятся аргументы за то, что мы можем узнать больше о таких расстройствах развития, как аутизм, через демонстрации успешно решаемых задач, а не неудач. Даже при обзоре и объяснении того, что представляет трудности для людей с аутизмом, демонстрация компетентности в контрастирующих заданиях имеет решающее значение для определения природы конкретного дефицита. Описание дефицитов при аутизме не может, однако, объяснить наблюдаемые при этом расстройстве ценные качества: например, савантические навыки в математике, музыке и рисовании, а также островки способностей в визуально-пространственных тестах и механической памяти. В альтернативном описании, обзор которого дан здесь, предполагается, что аутизм характеризуется когнитивным стилем, смещённым в сторону локальной, а не глобальной обработки информации, — обозначаемым термином "слабость центрального согласования". Обсуждаются указания на то, что слабое согласование может также характеризовать родственников людей с аутизмом и составлять часть расширенного фенотипа этого преимущественно генетического расстройства. Данный обзор завершается обсуждением некоторых остающихся нерешёнными вопросов, касающихся конкретных когнитивных механизмов согласования и нейронного базиса индивидуальных различий в этом аспекте обработки информации.

Тони Эттвуд: "Когнитивные особенности при синдроме Аспергера"

В статье описываются несколько характерных когнитивных особенностей людей с синдромом Аспергера и то, как они влияют на обучение в школе. К таким особенностям относятся различные проблемы с вниманием, нарушения исполнительной функции, повышенные или сниженные способности к чтению и математике, низкая центральная когерентность и визуальное мышление.

Subscribe to RSS - исполнительная дисфункция