Информация о EDA-Q
Опросник по патологическому избеганию требований (EDA-Q) был разработан с целью измерения поведения, о котором сообщалось в клинических случаях крайнего/"патологического" избегания требований (PDA). Этот опросник позволил проводить согласованное измерение данных черт для исследовательских целей. EDA-Q не должен рассматриваться как диагностический тест.
Родители описывали поведение детей и подростков; баллы 50 и выше для детей от 5 до 11 лет и баллы 45 и выше для детей возраста от 12 лет указывали на повышенный риск сообщений о том, что у ребёнка был клинически выявлен набор проблем, напоминающий PDA. Однако более низкие баллы не обязательно исключают PDA из возможных факторов, особенно когда его проявления оказываются более стёртыми (например, когда агрессия является менее значимым фактором или когда избегающие черты оказываются более "прикрытыми"). PDA является континуумом (то есть влияет на различных людей разными способами и в разном окружении), и баллы опросника EDA-Q должны рассматриваться как количественная оценка, а не в рамках формальных пороговых значений.
Описание разработки шкалы и её предварительной валидации можно найти здесь:
http://discovery.ucl.ac.uk/1422617/1/O%27Nions_EDAQ_accepted.pdf.
Если у вас есть вопросы по шкале, пожалуйста, свяжитесь с Liz O'Nions.
Шкала патологического избегания требований (EDA-Q)
Для заполнения родителем и/или учителем. Нужно отметить один вариант для каждого вопроса.
|
|
Неверно |
Иногда верно |
В основном верно |
Совершенно верно |
1 |
Навязчиво сопротивляется обычным требованиям и запросам, избегает их. |
|
|
|
|
2 |
Жалуется на болезнь или недомогание, когда избегает требований или запросов. |
|
|
|
|
3 |
Руководствуется потребностью верховодить. |
|
|
|
|
4 |
Воспринимает повседневные требования (например, хождение в школу или посещение стоматолога) как нестерпимо стрессовые. |
|
|
|
|
5 |
Указывает другим детям, как они должны себя вести, но не чувствует, что эти же правила применимы к нему самому/ней самой. |
|
|
|
|
6 |
Подражает взрослым манерам и стилю (например, использует фразы, позаимствованные у учителя или родителя, чтобы отчитывать других детей). |
|
|
|
|
7 |
Испытывает сложности с подчинением требованиям, если они не представлены деликатно. |
|
|
|
|
8 |
Берёт роли персонажей (из телевизора или реальной жизни) и "играет их". |
|
|
|
|
9 |
Редко испытывает стыд или смущение (например, может устроить прилюдную истерику и не стыдиться этого). |
|
|
|
|
10 |
Придумывает фантастические миры или игры и разыгрывает их. |
|
|
|
|
11 |
Хорошо умеет манипулировать другими и заставлять их делать то, что ему или ей хочется. |
|
|
|
|
12 |
Не проявляет понимания различий между собой и авторитетными фигурами (например, родителями, учителями, полицией). |
|
|
|
|
13 |
Если он/она понуждается к какой-то деятельности, то может случиться "срыв" (например, крики, истерика, драка). |
|
|
|
|
14 |
Нравится, когда говорят, что он или она хорошо поработали. |
|
|
|
|
15 |
Настроение меняется стремительно (например, моментально переключается из нежного в злобное). |
|
|
|
|
16 |
Знает, что делать или говорить, чтобы расстроить конкретных людей. |
|
|
|
|
17 |
Обвиняет или атакует конкретного человека. |
|
|
|
|
18 |
Отрицает проступки, в которых он или она замешан(а), даже если поймали "с поличным". |
|
|
|
|
19 |
Отвлекается по каким-то внутренним причинам. |
|
|
|
|
20 |
Прикладывает усилия для поддержания своей репутации среди сверстников. |
|
|
|
|
21 |
Ведёт себя возмутительно или шокирующе, чтобы избежать какой-то деятельности. |
|
|
|
|
22 |
Выдаёт приступы крайне эмоционального реагирования на незначительные события (например, плач или хохот, вспышку ярости). |
|
|
|
|
23 |
Социальное взаимодействие вынуждено протекать на его или её условиях. |
|
|
|
|
24 |
Предпочитает взаимодействовать с другими во взятой им роли, или общаться через реквизит/игрушки. |
|
|
|
|
25 |
Пытается выторговать лучшие условия у взрослых. |
|
|
|
|
26 |
Во младенчестве он/она был(а) пассивным(ой), и его(её) было сложно вовлечь во что-либо. |
|
|
|
|
Подсчёт баллов EDA-Q
Вопросы 1–26 (за исключением вопросов 14 и 20):
- Неверно = 0
- Иногда верно = 1
- В основном верно = 2
- Совершенно верно = 3
Вопросы 14 и 20:
- Неверно = 3
- Иногда верно = 2
- В основном верно = 1
- Совершенно верно = 0
Как интерпретировать сумму баллов
Пожалуйста, помните о том, что EDA-Q не является диагностическим инструментом. Он был разработан для исследовательских целей, чтобы количественно оценить сходство с профилем патологического избегания требований, описанным Newson, Le Maréchal & David (2003).
Возраст 5–11 лет: общий балл 50 или выше указывает на высокий риск проявления черт патологического избегания требований на основе отчёта родителей.
Возраст 12–17 лет: общий балл 45 или выше выявляет попадающих в группу высокого риска проявления черт патологического избегания требований на основе родительского отчёта.
Однако более низкие баллы не обязательно исключают PDA из возможных факторов, особенно когда его проявления оказываются более стёртыми (например, когда агрессия является менее значимым фактором или когда избегающие черты оказываются более "прикрытыми"). PDA является континуумом (то есть влияет на различных людей разными способами и в разном окружении), и баллы опросника EDA-Q должны рассматриваться как количественная оценка, а не в рамках формальных пороговых значений.
Для более детальной информации:
O'Nions, E., Christie, P., Gould, J., Viding, E. & Happé, F. (2013)
Development of the ’Extreme Demand Avoidance Questionnaire’ (EDA-Q): Preliminary observations on a trait measure for Pathological Demand Avoidance
Journal of Child Psychology and Psychiatry
Представленный выше материал — перевод текста "Extreme demand avoidance questionnaire".