Исполнительная функция позволяет планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакции в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам. Проблемы с исполнительной функцией и ригидностью способны очень сильно снижать производительность труда аутичных людей.
Проблемы при расстройствах аутистического спектра
Связанные с общением
Постановка себя на место другого человека.
Понимание невербальной коммуникации.
Использование невербальной коммуникации.
Наиболее известны, влияют в основном на общение в рабочем коллективе.
Не связанные с общением
Сенсорные перегрузки.
Исполнительная дисфункция.
Ригидность.
Стимминг (моторные стереотипии).
Менее известны, влияют на стиль мышления, выполнения задач, стрессоустойчивость.
Исполнительная функция
Исполнительная функция включает следующее:
Навыки организации и планирования.
Рабочая память.
Торможение и контроль импульсов.
Оценка своего состояния.
Управление временем и приоритетами.
Понимание сложных или абстрактных концепций.
Использование новых стратегий.
Ключевые умения:
Конкретизация задачи, разбиение на подзадачи.
Расстановка приоритетов.
Управление временем.
Гибкость: переключение между задачами, эффективная реакция на неожиданность и неопределённость.
Как проявляется исполнительная дисфункция?
Взгляд "снаружи"
"Подвисание" в случае необходимости частого переключения между задачами.
Неадекватное выставление приоритетов.
"Безделье" или концентрация на одной задаче в ущерб другим.
Работа в ущерб быту или быт в ущерб работе и т.п.
Взгляд "изнутри"
Сложность в переключении между задачами.
Трудности как с началом деятельности, так и с её прерыванием.
Сложности в разбиении задачи на подзадачи.
Трудности с оценкой времени выполнения задачи.
Сложности в расстановке приоритетов: ощущение большого количества задач как стихии, к которой непонятно как подступиться.
Экстремальные примеры
Визуальные подсказки.
Аманда Беггс "How to Boil Water the EASY Way" ("ЛЁГКИЙ способ вскипятить воду"; за 1 день!)
Факторы, влияющие на исполнительную функцию
ВНИМАНИЕ! Некоторые профессии требовательны к исполнительной функции сами по себе и не могут быть сделаны инклюзивными! Выбирайте профессию правильно!
Ухудшают
Нечёткая постановка задания.
Частое переключение между разнородными задачами.
Непредсказуемость.
Сенсорные стимулы.
Тревожность.
Улучшают
Чёткая и ясная постановка задания.
"Однозадачность".
Отсутствие внезапных изменений.
Тихая среда.
Эмоциональное спокойствие.
Борьба с исполнительной дисфункцией
Адаптированная среда
Чётко и однозначно поставленные немногочисленные задачи (возможно, объёмные и сложные).
Контроль выполнения промежуточных этапов большой задачи.
Максимальное избегание непредсказуемости.
Минимальное использование социальных умолчаний и неформального диалога для формулировки задачи.
Сенсорно дружественная среда.
Компенсаторные стратегии
Контроль тревожности и сенсорного благополучия.
Использование бумажных или электронных средств планирования.
Избегание накопления большого количества "мелких" разнородных задач.
Группировка однородных задач по времени (избегать частых переключений между разнородной деятельностью).
Запрос уточнений, разъяснений и сроков для нечётко поставленных задач.
Средства планирования
ВНИМАНИЕ! Средства планирования не должны быть избыточно сложны! Иначе такое планирование потребует планирования!
Списки задач (TO-DO lists)
Календари
Электронные планировщики
Прочие средства
• Разбиение на подзадачи
• Планирование последовательности действий
• Контроль сделанного
• Расстановка приоритетов
• Информация о событиях и крайних сроках
• Контроль времени
• Есть для телефонов и для компьютеров
• Сочетают методики списков и календаря
• Диаграмма связей (mind map)
• Системы контроля версий документов
• Облачные хранилища
• Файловые менеджеры
См. также: Дэвид Аллен "Getting Things Done" (методология планирования).
Хороший и плохой план
Хорошее планирование
Избегание частого переключения между задачами.
Группировка задач в проекты.
Расстановка приоритетов.
Чёткая структура.
Достаточный уровень детализации (не избыточный и не недостаточный).
Не должно рушиться от небольших неожиданностей.
Наличие свободного времени.
Типичные ошибки
Частое переключение между задачами (снижает производительность).
Недостаточная детализация: ведёт к откладыванию до последнего.
Избыточная детализация: снижает устойчивость к неожиданностям.
Застревание и перфекционизм.
Переоценка своих сил.
Источники проблем в постановке задач
Иные "веса" у задач
"Пустяковые" вещи для обычного человека могут быть очень трудными для аутичного,
Например:
Телефонный разговор.
Даже незначительное поручение, связанное с общением "не по сценарию".
Недооценка ригидности
Ведёт к снижению производительности и росту тревожности.
Примеры:
Попытка отвлечь от основной задачи какими-то "мелочами", особенно срочными и/или внезапными.
Привлечение к нескольким разнородным проектам.
Выдвижение на руководящую должность, где многозадачность и непредсказуемость.
Полезная информация
Книги
[1] Barbara Bissonnette “Helping Adults with Asperger’s Syndrome Get & Stay Hired”, JKP, 2015
[2] Tony Attwood “The Complete Guide to Asperger’s Syndrome”, JKP, 2015
Перевод некоторых фрагментов – на https://aspergers.ru
Рекомендации и информация от специалистов
[1] Что такое "патологическое избегание требований?"
[2] Барбара Биссонет: "Как улучшить краткосрочную память при наличии у вас синдрома Аспергера"
[3] Барбара Биссонет: "Руководство работодателя по синдрому Аспергера"
[4] Менеджмент сотрудников с аутизмом и синдромом Аспергера: рекомендации руководителю
(см сайт https://aspergers.ru)