На сайте ScienceDaily опубликован текст о результатах исследований в области аутизма, проведенных группой ученых CETEDUM в Монреальском Университете. В статье содержатся выводы об особенностях работы головного мозга аутистов и связанных с ними способностей визуального восприятия.
Исследователи под руководством д-ра Laurent Mottron в Университете Montreal's Centre for Excellence in Pervasive Development Disorders (CETEDUM) определили, что у людей с аутизмом сосредоточено больше ресурсов в областях мозга, связанных с визуальным обнаружением и идентификацией. И, наоборот, меньше активности в областях мозга, используемых для планирования и контроля мыслей и действий. Это могло бы объяснить их выдающуюся производительность в визуальных задачах.
Команда опубликовала свои выводы в Human Brain Mapping 4 апреля 2011 года.
Стремясь понять, почему люди, страдающие аутизмом, имеют высокие способности в плане обработки визуальной информации, исследователи сопоставили собранные за 15 лет данные, содержащие способы, которыми аутичный мозг работает при интерпретации лиц, объектов и написанных слов. Данные поступили из 26 независимых исследований сканирования мозга, в которых приняли участие в общей сложности 357 аутистов и 370 неаутистов.
"С помощью этого мета-анализа, мы смогли заметить, что аутисты демонстрируют большую активность в височной и затылочной областях мозга и меньшую активности в лобной коре, чем неаутисты. Определенные части височной и затылочной областей, как правило, участвуют в восприятии и распознавания образов и объектов. Лобные области, о которых говорится, содействуют более высоким познавательным функциям, таким как принятие решения, познавательный контроль, планирование и исполнение", - объяснил ведущий автор Fabienne Samson, который также связан с CETEDUM.
"Это усиленное участие визуальных областей мозга в обработке при аутизме согласуется с достоверно зарегистрированными расширенными зрительно-пространственными способностями в этой группе населения", - говорит Samson. Текущие данные свидетельствуют об общей функциональной перестройке мозга в пользу процессов восприятия - процессов, посредством которых информация записывается в мозг. Это позволяет аутичным людям успешно выполнять, хотя и по-своему, когнитивные задачи высокого уровня, которые обычно требуют активного участия лобных областей мозга у обычных (типичных) людей. Это задачи, которые требуют рассуждения - например, участника исследования спрашивали, является ли утверждение истинным или ложным, или просили классифицировать ряд объектов по группам.
"Мы синтезировали результаты нейровизуализации исследований с использованием визуальных стимулов со всего мира. Результаты достаточно устойчивы, чтобы считаться достоверными, несмотря на различия между проектами исследований, образцами и задачами", – сказал Mottron. – "Более активное вовлечение зрительной системы безотносительно задачи представляет первое физиологическое подтверждение, что расширенный процесс восприятия - базовая функция нервной организации в этой группе населения. У нас теперь есть очень громкое заявление о функционировании аутизма, которое может быть основанием для познавательных отчетов об аутичном восприятии, обучении, памяти и логическом мышлении". Это открытие показывает, что аутичный мозг успешно приспосабливается за счет перераспределения областей мозга к визуальному восприятию, и предлагает много новых направлений исследований относительно пластичности мозга, связанной с развитием и визуальным опытом в области аутизма.
На снимке показано пространственное распределение областей, демонстрирующее большую активность у аутистов, чем у неаутистов при работе трех центров головного мозга, отвечающих за распознавание: "лица" в красном, "объекты" в зеленом и "слова" в синем.
(Credit: Credit: Human Brain Mapping, Wiley-Blackwell Inc.)
Представленный выше материал — перевод текста "Autism: Exceptional Visual Abilities Explained".