You are here

Собеседование о приёме на работу: навыки для людей с синдромом Аспергера

теги: 

Хорошо известно, что "недостаточные социальные навыки" – одна из основных проблем в повседневной жизни людей с синдромом Аспергера. Однако эта трудность, пожалуй, наиболее очевидна и пагубна во время собеседования о приеме на работу. Поиск работы при синдроме Аспергера – это одна из самых трудных задач для аспи, и хотя некоторым удается в этом преуспеть, другие часто страдают от безработицы, даже несмотря на очень высокую квалификацию.


job

По словам одного аспи: "САМАЯ страшная вещь, которую мне только приходилось делать в жизни – это мое первое собеседование о приеме на работу". Конечно, то же самое могут сказать большинство людей, но для людей с синдромом Аспергера это еще тяжелее, потому что они (а) плохо воспринимают язык тела интервьюера, (б) им сложно "читать между строк" (например, осознать, на какие качества потенциального кандидата интервьюер действительно обращает внимание).

В этой статье мы рассмотрим несколько важных "советов для собеседования" для людей с синдромом Аспергера:

1. Потратьте как можно больше времени на подготовку:

  • Будьте готовы говорить о том, как хорошо вы работали с клиентами один на один на своей предыдущей работе. (Например, был ли случай, когда вы особенно хорошо обслужили клиента, или попробовали что-то новое в работе с клиентом и почему? Был ли случай, когда вы сделали больше, чем ожидалось, и как вы этого добились? Было ли время, когда вам пришлось взяться за новое, сложное и не очень приятное для вас дело, как вам удалось с этим справиться, и каков был результат? Когда последний раз вам пришлось иметь дело с трудным клиентом, что вы предприняли, и каков был результат?)
  • Выясните имена главных сотрудников компании, и как давно они там работают.
  • Подготовьте подробный список своего опыта работы, имеющего отношение к этой области, а также своих достижений.
  • Подготовьте подробный список своих личных качеств и наиболее сильных сторон (например, трудолюбие, пунктуальность, целеустремленность и так далее).
  • Узнайте максимум информации об организации и должности, на которую вы претендуете.
  • Соберите максимум информации о достижениях этой компании за последние годы.
  • Соберите максимум информации о "репутации" этой компании.
  • Проанализируйте ожидания от кандидата на эту должность и подготовьте готовые ответы по их поводу (желательно подготовить их в письменном виде).
  • Пользуйтесь Интернетом и другими источниками, чтобы изучить максимум информации о компании и ее истории.

2. Преуменьшайте свои слабые стороны:

Никогда не выдавайте длинный список того, что вы считаете своими слабостями, если вас спросят что-то вроде: "Что является вашим главным недостатком?" Если во время интервью вам задают подобный вопрос, то лучше всего ответить что-то вроде:

  • "Наверное, я слишком много думаю о других".
  • "Наверное, иногда я слишком вежливый и безотказный".
  • "Я склонна к излишнему перфекционизму".
  • "Иногда я ухожу с головой в работу и забываю обо всем".

3. Заранее отрепетируйте собеседование:

Отрепетируйте все собеседование от начала и до конца. Вам важно понять структуру и особенности собеседования, и что интервьюер ожидает от идеального кандидата на эту должность.

  • Проиграйте собеседование по ролям с доверенным другом или членом семьи – пусть один человек изображает интервьюера, а второй – кандидата на должность.
  • Попрактикуйтесь в поддержании контакта глазами.
  • Обратитесь к тренеру жизненных навыков или пройдите курсы подготовки к собеседованию в местном центре занятости – вам важно узнать как можно больше о процессе собеседования и о том, как себя вести во время него.

4. Одежда для интервью:

  • Для женщин: оденьтесь в деловом стиле, не забудьте принять душ перед собеседованием, ограничьтесь минимумом украшений. Также лучше наложить едва заметный макияж, и не надевать никакой слишком открытой одежды.
  • Для мужчин: не забудьте принять душ и побриться перед собеседованием, а также сделать стрижку за день или два до собеседования.
  • Если возможно, посмотрите на место работы заранее, и оденьтесь так, как принято одеваться среди сотрудников.
  • Не забудьте воспользоваться дезодорантом и убедитесь, что на вас чистая одежда.

5. Поддерживайте контакт глазами:

  • Смотрите на того человека, с которым вы разговариваете (аспи это тяжело, но все равно заставляйте себя это делать; смотрите хотя бы на лоб или кончик носа собеседника).
  • Подготовьте ответы на большинство (или все) стандартные вопросы интервью и выучите их наизусть. Повторяя ответы на вопросы, старайтесь поддерживать максимум контакта глазами.

6. Говорите по делу:

  • Пытайтесь не говорить слишком долго по одной и той же теме.
  • Старайтесь не повторяться.
  • Скажите ровно столько, сколько необходимо, а затем сделайте паузу и позвольте интервьюеру говорить или выслушайте его следующий вопрос.
  • Если интервьюер не говорит во время паузы, продолжайте говорить сами (но только, если вам еще есть что добавить по делу).

7. Обращайте внимание на мимику и язык тела:

Способность распознавать выражения лица или язык тела – это огромная проблема для аспи. Вам будет проще справиться с этой задачей, если:

  • Вы будете отвечать коротко и по делу.
  • Постараетесь поддерживать максимальный контакт глазами, как уже говорилось выше.
  • Заучите свои ответы как сценарий, прежде чем пойдете на собеседование.
  • Будете повторяться как можно реже.

8. Будьте расслаблены (или притворитесь расслабленным):

  • Постарайтесь максимально расслабиться.
  • Сделайте дыхательные упражнения на релаксацию перед собеседованием.
  • Поговорите с собой, стараясь подбодрить себя.
  • Попытайтесь воспринимать собеседование как просто еще один разговор.
  • Не пытайтесь добиться от себя совершенства во время собеседования, не давите на себя.
  • Перед началом собеседования улыбнитесь, протяните человеку руку и пожмите ее, скажите: "приятно познакомиться".
  • В конце собеседования скажите "спасибо" за то, что вам уделили время, и отметьте: "С нетерпением буду ждать следующей беседы".

Во время интервью можно использовать технику расслабления с помощью дыхания (ведь работодатель не удивится, что вы дышите). Когда заходите в комнату для собеседования, сделайте глубокий вдох. Если у вас выдастся перерыв в собеседовании, постарайтесь глубоко подышать. Говорите себе: "Я могу это сделать". Конечно, можете.

9. Сообщите о своем синдроме Аспергера:

В некоторых случаях честность – лучшая политика. Иногда лучше сообщить на собеседовании о своей инвалидности, чтобы к вам отнеслись с пониманием. Для этого вполне сойдет краткая записка от психолога или врача. В записке должно объясняться:

  • Что такое синдром Аспергера
  • Как именно он на вас влияет
  • Какая поддержка на рабочем месте может вам понадобиться
  • Список ваших сильных сторон и преимуществ

Если вы решите не сообщать о своем синдроме Аспергера, все равно может оказаться, что вы слишком отличаетесь от других, и это привлечет внимание вашего работодателя. Возможно, ваш синдром Аспергера слишком очевиден, и его трудно скрыть, и у вас все равно возникнут трудности с работодателем.

В большинстве случаев соискатели с синдромом Аспергера решают скрыть свое состояние от потенциальных работодателей. В этом случае, постарайтесь компенсировать проблемы, связанные с языком тела и мимикой, максимально профессиональным внешним видом – подход "притворяйтесь, пока это не станет правдой".

Представленный выше материал — перевод текста "Job Interview Skills for People with Aspergers".