Синдром Аспергера — часть аутического спектра. Это пожизненное нейробиологическое расстройство, влияющее в первую очередь на социальные и коммуникативные способности.
У синдрома Аспергера имеется 5 основных черт:
Социальные нарушения
Дети с С.А.:
- имеют трудности с распознаванием социальных сигналов и этикета
- испытывают тревогу в социальных ситуациях или в группе
- хотят иметь друзей, однако им недостаёт навыков для поддержания дружбы
- имеют затруднения с "переключением передач" (сменой деятельности)
- имеют трудности с ведением переговоров со сверстниками
- уязвимы к травле и насмешкам
- имеют проблемы с различением между "дружеским" и "оскорбительным" поддразниванием
Коммуникативные нарушения
(1) Дети с синдромом Аспергера используют языковые формулировки буквально.
Дети с С.А.:
- затрудняются с восприятием идиом
- затрудняются с восприятием "скрытых смыслов" — они не могут читать между строк
- имеют сложности с помещением фактов в контекст
- имеют обширный словарный запас, маскирующий их затруднения с пониманием
(2) Дети с синдромом Аспергера испытывают трудности с прагматической речью (подходящим использованием речи в социальных ситуациях).
Дети с С.А.:
- плохо ведут и поддерживают разговор — он/она произносит монолог
- имеют трудности со считыванием таких невербальных сигналов как выражения лиц и язык тела
(3) Дети с синдромом Аспергера могут:
- говорить очень быстро
- перенимать в разговорной речи иностранный акцент
- говорить с необычными интонациями или необычным тоном голоса
Повторяющиеся образцы поведения
Дети с С.А. демонстрируют ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность.
Дети с С.А.:
- могут демонстрировать действия, служащие самостимуляции, такие как раскачивание, взмахи руками, покусывание пальцев или кружение;
- обычно уделяют интенсивное, всепоглощающее внимание таким темам как, например, динозавры, инопланетяне, поезда, батарейки или строки. Навязчивый интерес к этим темам может длиться всего 2 или 3 недели, а может превратиться в страстное увлечение на всю жизнь;
- имеют неодолимую потребность в структуре и распорядке и испытывают тревогу, когда распорядок нарушается. Распространённые сферы отсутствия гибкости в отношении распорядка — еда, время отхода ко сну, одежда и просмотр телепередач;
- жёстко следуют правилам и часто лучше "поддерживают порядок" в следовании им у других, чем у себя.
Сложности с переходными этапами / переменами
Дети с С.А. с большим трудом справляются с переходными этапами и изменениями.
Сенсорная чувствительность
Дети с С.А. сенсорно чувствительны, что может относиться к любому из чувств или ко всем им:
- Слух (звуки)
- Зрительное восприятие (попадающее в поле зрения)
- Обоняние (запахи)
- Тактильное восприятие (осязание)
- Вкусовое восприятие (вкус)
Примеры стимулов, к которым могут быть чувствительны дети с С.А.:
- ЗВУКИ: похлопывания/аплодисменты; стук дождя по крыше; громкие/внезапные звуки (хлопок воздушного шарика, срабатывание пожарной сигнализации); звуки газонокосилки, пылесоса; тиканье часов.
- ЗРЕНИЕ: свет флуоресцентных ламп; солнечный свет; мигающие огни; вентиляторы; даже подрагивание занавески на сквозняке.
- ЗАПАХИ: клея; краски; удобрений; духов; дезодоранта; зубной пасты; стирального порошка.
- ОСЯЗАНИЕ: когда люди до них дотрагиваются, преднамеренно или случайно; тактильные ощущения от одежды или каких-либо субстанций на коже.
- ВКУС: вкус и текстура пищи — зачастую они будут придерживаться знакомой им пищи.
Дети с синдромом Аспергера могут иметь проблемы с плохой координацией и моторной неуклюжестью; это может сказываться на их способности к письму от руки и навыках, требующих крупной и мелкой моторики.
Дети с синдромом Аспергера также сталкиваются с трудностями с навыками самоорганизации и управлением временем. Этот навык известен как "исполнительные функции".
Представленный выше материал — перевод текста "What is Asperger's Syndrome?".