You are here

Разработка веб-сайтов, подходящих людям с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) куда более распространены, чем люди обычно думают. В Великобритании есть около полумиллиона людей с РАС — т.е. это приблизительно 1 человек из 100. Все люди с РАС могут выиграть от доступности соответствующих сервисов — включая доступность сетевых сервисов. Данная страница написана для веб-разработчиков, которые хотят увериться, что их сайт подходит людям с РАС.


notebook

Насколько известно Национальному Сообществу Аутизма (National Autistic Society (NAS)), никаких специальных исследований нужд пользователей сайтов с расстройствами аутистического спектра (РАС) не было. На этой странице очерчиваются некоторые базовые принципы разработки веб-сайтов для людей с РАС, основанные на консультациях с экспертами в охвате нашей организации, в том числе и с людьми из аутического спектра.

  • Как аутизм, так и синдром Аспергера являются частью широкого спектра состояний. Так же как и в нейротипической (НТ) популяции (т.е. состоящей из тех, у кого нет РАС), не у всех людей с РАС есть проблемы с обучением или инвалидность. Спектр аутизма много шире, чем диапазон НТ, так что потребности и предпочтения аутического сообщества отличаются от потребностей и предпочтений сообщества нейротипиков. Невозможно будет удовлетворить нужды каждого пользователя с РАС, выходящего в онлайн, однако в данном документе предлагаются решения, цель которых сделать сайты более приемлемыми для большинства пользователей с аутизмом.
  • Распространённые состояния, такие как дислексия и нарушения зрения, всегда следует учитывать при разработке каких-либо сайтов.

Используйте подход СПЭНС

За многие годы службы NAS — школьные и для взрослых — выработали конструкцию для понимания и реагирования на нужды детей и взрослых с РАС. Акроним для этой конструкции — СПЭНС (англ. SPELL) (структура, позитивность, эмпатия, низкое волнение, связи). Эта конструкция полезна для постановки основных вопросов, таких как вопросы о наилучших способах снижения ограничивающих возможности эффектов аутизма и о заложении фундамента для общения. Она также формирует базу всего обучения персонала, специализирующегося на аутизме, и предоставляет этический базис для вмешательства.

Структура

Мы непрерывно работаем над тем, чтобы предоставить на нашем сайте логичную навигационную структуру и как можно более упростить нахождение информации. Мы также даём быстрые ссылки внизу каждой страницы, которые могут открываться и закрываться, в зависимости от потребностей пользователя; тем самым даётся обзор первого и второго уровня навигации. У нас также есть полная карта сайта, которая помогает пользователям понять, как сайт устроен. Она также полезна людям с нарушениями зрения, которые могут предпочитать осуществлять навигацию через карту.

Позитивность

Мы надеемся, насколько возможно, дать позитивное отображение аутизма и синдрома Аспергера.

Эмпатия

Мы стремимся обеспечить эмпатический подход к предоставлению информации. Нам нужно угодить очень широкому спектру состояний и крайне разнообразной аудитории — от родителей, чей ребёнок только что получил диагноз и чей родной язык не является английским (см. In other languages ("На других языках")) до очень высоко функционирующих лиц, которые рассматривают своё РАС как положительный актив. (См. Is there a 'cure'? («Существует ли "лечение"?»), где Аутический фронт освобождения и аналогичные группы высказывают своё мнение о "лечении" аутизма).

Низкое волнение

Мы попытались предоставить насколько возможно очищенный сайт, не загромождённый перемещающимся текстом, анимированными изображениями или Flash. Для того, чтобы избежать перегрузки у людей с аутизмом и синдромом Аспергера, мы предоставили чёткий путь к соответствующей информации с главной страницы, а также возможность просмотра с использованием функций персонализации в верхней части каждой страницы, что уменьшает количество посторонней информации.

Связи

У нас есть принцип создавать так много связей между относящимися (или потенциально относящимися) к вопросу внутренними страницами и внешними сайтами, как это возможно. Это гарантирует, что люди найдут столько информации, имеющей отношение к их ситуации, сколько им нужно. Однако людей с РАС может иногда перегружать большое число ссылок, поэтому мы стараемся следовать хорошо документированному принципу: не более семи, как максимум девять, навигационных ссылок в каждом разделе (где этого можно достичь).

Правовые требования: Закон против дискриминации людей с ограниченными возможностями (Disability Discrimination Act (DDA)) 1995/1998 гг.

Все сайты должны следовать рекомендациям Руководства по обеспечению доступности веб-контента (Web Accessibility Guidelines) для уровня AA, чтобы таким образом соответствовать Закону против дискриминации лиц с ограниченными возможностями, который вступил в силу в октябре 1999 года.

Закон гласит, что: "Незаконна дискриминация лиц с ограниченными возможностями поставщиком услуг... путём отказа от предоставления или намеренного непредоставления лицам с ограниченными возможностями любых услуг, которые он предоставляет или готов предоставить членам общества".

Примеры услуг включают "доступ к информационным сервисам и их использование". Хотя напрямую веб-сайты не упоминаются, существует обязанность удостовериться, что "разумные настройки" произведены, если ваши публичные услуги недосягаемы или неоправданно сложны для использования лицами с ограниченными возможностями.

К сожалению, в Законе 1995 года не определяется понятие "разумные", однако некоторые дальнейшие указания исходит от Комиссии по равенству и правам человека (Equality and Human Rights Commission (EHRC), формально Комиссия по правам лиц с ограниченными возможностями), которая опубликовала Свод практических правил по правам на доступ, товары, оборудование, услуги и помещения в 2002 году. Этот свод не является юридически обязательным, но вполне может оказать влияние в суде. В нём спрашивается:

  1. Были ли предприняты конкретные шаги по эффективному решению данной проблемы?
  2. Возможно ли практически предпринять эти шаги?
  3. Насколько подрывающими будут эти коррективы?
  4. Является ли цена разумной, учитывая доступность финансовых и других ресурсов для поставщика услуг и доступность финансовой или иной помощи?

Базовые принципы для наилучшей практики

Следующие базовые принципы представлены в докладах и руководствах EHRC, Королевского национального института для слепых (Royal National Institute for the Blind (RNIB)) и Web Accessibility Initiative (WAI) с добавлением комментариев от экспертов Национального Сообщества Аутизма (в том числе персонала из аутического спектра).

Текст и использование цвета

  • Используйте наиболее чёткий и простой язык, какой подходит к содержанию сайта.
  • Убедитесь, что цвета текста и фона имеют достаточный контраст. Это реальная проблема для некоторых людей с РАС (и некоторых людей с дислексией). Многие пользователи считают, что, например, чёрный текст на белом слишком визуально стимулирует и кажется движущимся по экрану. Часто поступали просьбы о понижении контраста.
  • Избегайте движения на страницах, если оно не медленное и не может быть заморожено. Движения особенно трудны для людей с РАС, которым не нравится чрезмерная визуальная стимуляция, а также для людей с дислексией.
  • Используйте простой шрифт без засечек (например, Verdana или Arial), так как они проще для чтения с экрана. Однако, по контрасту с обычными принципами доступности, некоторые люди из аутического спектра предпочитают шрифты с засечками (например, Times New Roman), поэтому лучше сделать доступными и их.
  • Убедитесь, что размер текста можно изменить.
  • Для передачи важности заголовков используйте их размеры (<h1>, <h2> и т.д.), но не цвета — этими вспомогательными приёмами можно полностью передать смысл контента; стили заголовков можно задать с помощью ваших CSS.
  • По возможности избегайте блоков курсивного текста, поскольку некоторым людям сложно его читать.
  • Избегайте слишком крупного или слишком мелкого текста как эквивалента текста в 12 пунктов, рекомендованного RNIB.
  • Не выделяйте заглавным шрифтом целые предложения.

Навигация и ссылки

  • Уменьшите число ссылок и убедитесь, что стоящие того и необходимые ссылки чётко обозначены как таковые. (Например, не делайте слишком много ссылок с главной страницы.)
  • Избегайте фрагментации сайта: механизмы навигации должны быть согласованы (в частности, по внешнему виду и поведению), сравнительная важность различных разделов (по сайту в целом и внутри страниц) должна быть очевидна, а для обозначения структуры страниц следует использовать язык разметки.
  • Отделяйте ссылки друг от друга при помощи текста или графики, так чтобы можно было различить, что куда ведёт.
  • Убедитесь, что ссылки содержат достаточно текста, чтобы говорить сами за себя.

Технические вопросы

  • Избегайте создания всплывающих окон и открытия новых окон без ведома пользователя.
  • Убедитесь, что страницы функционируют, когда скрипты и апплеты не поддерживаются (подробнее о выпадающих меню см. на сайте RNIB).
  • Давайте альтернативный текст (теги <alt>) у всех информативных изображений, изображений-карт и хот-спотов; когда для оформления применяются графические маркеры, просто используйте в теге <alt> звёздочку (*).
  • Когда для представления данных используются таблицы, обозначайте заголовки строк и столбцов таблиц; давайте сводки таблиц, используя атрибут "summary".
  • Используйте относительные размеры и позиционирование (величины в %), а не абсолютные единицы измерения (пиксели).

Идеальный РАС-дружественный сайт должен, по возможности:

  • Обладать ясным и лаконичным дизайном
    Предпочтителен какой-то светлый фон (многие люди не любят белый и находят его излишне режущим глаза) вокруг графических и текстовых элементов страницы. Мы относим это к пункту "низкое волнение", поскольку у людей спектра часто усилено сенсорное восприятие. Исследования показали, что многие люди с РАС — "обучающиеся визуально", так что им легче воспринимать информацию в визуальном формате. Подходящее зрительное подкрепление текстового материала может, следовательно, быть значительным подспорьем для людей с РАС. Задача дизайнера состоит в сохранении страниц чистыми и не загромождёнными.
  • Использовать чёткие и однозначные формулировки
    Нет нужды "переупрощать" ваш исходный текст, просто следуйте руководящим принципам общества "За понятный английский" и Комиссии простого языка. Избегайте использования метафор, таких как "точить зубы" или "льёт как из ведра", так как люди с РАС могут воспринимать их буквально. Дополнение текста символами, звуковыми файлами/скринридерами и видеоклипами может помочь в расширении числа людей, которые смогут получить доступ к информации. Пожалуйста, прочтите этот короткий документ [файл.doc] с реальным примером проблем пользователя с буквальной интерпретацией одной из наших форм: это прекрасная иллюстрация к аутизм-дружественной ясности.
  • Иметь ограниченное число ссылок в каждой области
    Некоторые люди спектра могут очень легко "перегружаться" информацией. Здесь должно оказаться достаточно просто следовать руководящим принципам, основанным на результатах исследований интерфейса компьютер-человек: у вас, по возможности, должно быть максимум семь и определённо не более девяти ссылок в одном навигационном разделе. Сделайте так, чтобы было очевидно, что это ссылки — не заставляйте пользователя гадать, что может, а что не может являться ссылкой.
  • Иметь не более трёх кликов до пункта назначения с информацией
    Трудность с этим правилом в том, что если вы будете следовать предыдущему правилу и у вас крупный сайт, пользователям придётся сделать больше кликов, чтобы добраться до информации, которую они ищут. Используйте дискретные, логичные и многочисленные взаимные ссылки на другие относящиеся к вопросу статьи, чтобы помочь вашим пользователям отыскать нужную им информацию.
  • Обеспечивать различные методы поиска информации
    Некоторые люди используют навигацию сайта, некоторые предпочитают карту сайта, некоторые пользуются поисковой формой. Держите также в уме предыдущий пункт.
  • Предусматривать элементы персонализации
    Один из аспектов спектра аутизма состоит в том, что человек может быть не в состоянии взглянуть за пределы собственных потребностей и сопереживать нуждам других. Любое средство навигации, которое сможет быстрее привести пользователя к материалам, имеющим отношение именно к нему/ней, значительно улучшит его впечатление от сайта, уменьшая возможность его разочарования и настраивая его более благожелательно к вашему сервису.
  • Следовать существующим практическим руководствам
    Подробности см. ниже.

Пользовательское тестирование и РАС: некоторые идеи и советы

Эти руководящие принципы были составлены Nomensa, экспертами в области веб-дизайна и юзабилити, когда мы сотрудничали с ними при разработке и пользовательском тестировании этого сайта.

    • Заранее отсылайте участникам копии любых документов. Чётко определите цель исследования. Объясните, какие события может ожидать участник и когда: управляйте ожиданиями участников очень внимательно. Обратитесь к этой информации ещё раз в день тестирования.

  • Обеспечьте участникам единый пункт для контакта; в идеале это тот, кто будет присутствовать весь день.
  • Убедитесь, что окружающая среда при исследовании является подходящей, в частности, избегайте всего, что может оказаться сенсорным раздражителем. О сенсорных проблемах см. ресурсы ниже.
  • Избегайте неоднозначных формулировок, а также оборотов речи, у которых может иметься более одного смысла.
  • Используйте изображения и визуальные подсказки для поддержки текста стимулами и ссылками.
  • Опирайтесь в обсуждениях на опыт и текущие обстоятельства, а не на абстрактные понятия: родовые понятия могут быть очень сложны для некоторых людей с РАС, так что они могут быстро перегрузиться.
  • Вопросы лучше представлять в форме выбора определённых вариантов или в формулировках, требующих односложных ответов: некоторые люди с аутизмом могут найти, что так проще.

Полезные ресурсы

Если вы проводите исследование особых пользовательских нужд людей с РАС в интернет-среде, мы очень бы хотели вас услышать. Пожалуйста, свяжитесь с нами через webmanager@nas.org.uk.

 


Представленный выше материал — перевод текста "Designing websites suitable for people with autism spectrum disorders" с сайта National Autistic Society.