Получение диагноза аутизма может усложниться в 2013 году, когда вступят в действие пересмотренные диагностические определения. Согласно исследованию, проведённому специалистами Йельского центра исследования детства и опубликованному в апрельском выпуске Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, предполагаемые изменения могут затронуть определённую долю лиц, претендующих на диагноз расстройства спектра аутизма.
Предполагаемые изменения в диагностических определениях будут опубликованы в пятом издании "Руководства по диагностике и статистике психических расстройств" (DSM-V) Американской психиатрической ассоциации (АПА).
"Учитывая потенциальное воздействие этих выводов на доступ к службам, полученные нами результаты дают важную информацию для обсуждений группе, завершающей работу над диагностическими критериями DSM-V", — сказал директор Йельского центра исследования детства д-р Фред Волькмар, который провёл исследование совместно с коллегами Брайаном Рейчоу и Джеймсом Макпартландом.
Волькмар и его команда выполнили анализ симптомов, наблюдаемых у 933 людей, оцененных на аутизм в ходе полевых испытаний DSM-IV. Они обнаружили, что около 25% тех, кому был диагностирован классический аутизм, и 75% тех, кому диагностированы синдром Аспергера или первазивное расстройство развития неуточнённое, не будут удовлетворять новым критериям аутизма. Исследование также показывает, что высокофункциональные индивиды, будут, возможно, с меньшей вероятностью соответствовать новым критериям, чем лица с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Волькмар осторожно замечает, что эти результаты отражают анализ единичного набора данных и что более подробную информацию дадут грядущие полевые испытания под надзором АПА. Он подчеркнул, что критически важно оценить влияние предполагаемых критериев как на клинические установки, так и на условия исследований. "Использование такого рода диагностических обозначений, особенно в Соединённых Штатах, может иметь существенные последствия для служб", — сказал он. — "Серьёзные изменения в диагностике также ставят вопросы о сопоставлении результатов различных исследовательских работ".
В классификационной системе DSM-V предполагается ряд отличий от DSM-IV. Во-первых, планируется убрать прежде раздельные диагнозы аутическое расстройство (аутизм), расстройство Аспергера, дезинтегративное расстройство детского возраста и первазивное расстройство развития неуточнённое и взамен создать единую диагностическую категорию — "расстройство аутического спектра". Во-вторых, триаду нарушений при аутизме (нарушение социального взаимодействия, нарушения речи/коммуникации и ограниченное и повторяющееся поведение) предлагается свести к двум критериям:
- Нарушение социальной коммуникации.
- Ограниченное и повторяющееся поведение.
Во второй из критериев будет включён новый симптом: избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды. Также группа разработчиков предполагает добавить новую категорию — "расстройство социальной коммуникации", что позволит диагностировать нарушения социальной коммуникации в отсутствие повторяющегося поведения.
Предполагаемые критерии DSM-V
A 05 Расстройство аутического спектра
Пересмотрено 26 января 2011 г.
Должны удовлетворяться критерии A, B, C и D:
- Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в разных контекстах, которые не описываются общей задержкой развития и проявляются во всех 3 пунктах из следующих 3:
- Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; в диапазоне от аномалий в социальном сближении и неудач с нормальным поддержанием диалога — через снижение разделения интересов, эмоций, а также воздействия и реагирования — до полного отсутствия инициирования социальных взаимодействий.
- Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом в социальном взаимодействии; в диапазоне от плохой интегрированности вербальной и невербальной коммуникации — через аномалии глазного контакта и языка тела или дефициты в понимании и использовании невербальной коммуникации — до полного отсутствия мимики или жестов.
- Дефициты в установлении и поддержании взаимоотношений, соответствующих уровню развития (кроме как с лицами, осуществляющими уход); в диапазоне от трудностей с подстройкой поведения к различным социальным контекстам — через трудности с участием в играх, задействующих воображение, и с заведением друзей — до видимого отсутствия интереса к людям.
- Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности, что проявляется по меньшей мере в 2 из следующих 4:
- Стереотипные или повторяющиеся речь, моторные движения или использование объектов (как, например, простые моторные стереотипии, эхолалия, повторяющееся использование объектов или идиосинкратические фразы).
- Чрезмерная приверженность к распорядку, ритуализованным формам вербального или невербального поведения, либо чрезмерное сопротивление изменениям (как, например, моторные ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде, повторяющиеся вопросы или крайний стресс при небольших изменениях).
- Сильно ограниченные, фиксированные интересы, которые аномальны по интенсивности или направленности (как, например, сильная заинтересованность или занятия необычными объектами, чрезмерно ограниченные или устойчивые интересы).
- Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (как, например, видимое безразличие к боли/теплу/холоду, негативная реакция на определённые звуки или текстуры, излишнее обнюхивание или трогание предметов, зачарованность источниками света или вращающимися объектами).
- Симптомы должны присутствовать в раннем детстве (однако могут не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности).
- Симптомы совместно ограничивают и нарушают повседневное функционирование.
A 04 Расстройство социальной коммуникации
Обновлено 1 мая 2012 г.
- Устойчивые затруднения с прагматическим или социальным использованием вербальной и невербальной коммуникации в естественных контекстах, которые затрагивают развитие социальной взаимности и социальных взаимосвязей, что не может быть объяснено низкими способностями в области словесной структуры и грамматики или общими когнитивными способностями.
- Устойчивые затруднения с овладением и использованием разговорного языка, письменной речи и других форм языка (например, языка жестов) для повествования, разъяснений и разговорной речи. Симптомы могут влиять на понимание, продуцирование и осведомлённость на уровне дискурса, по отдельности или в любой комбинации, которая может удерживаться в подростковом и зрелом возрасте, хотя симптомы, области и формы могут с возрастом сдвигаться.
- Исключено расстройство аутического спектра. Расстройство аутического спектра по определению включает в себя прагматические проблемы с коммуникацией, однако также включает как часть спектра аутизма ограниченную, повторяющуюся структуру поведения, интересов или деятельности. Следовательно, при диагностировании социально-коммуникативного расстройства расстройство аутического спектра нужно исключить. Социально-коммуникативное расстройство может встречаться в качестве основного нарушения или сосуществовать с другими расстройствами, отличными от расстройства аутического спектра (например, расстройством речи, расстройством обучения, интеллектуальными расстройствами).
- Симптомы должны присутствовать в раннем детстве (однако могут не проявиться в полной мере, пока речевые, языковые или коммуникативные требования не превысят ограниченные возможности).
- Низкие социально-коммуникативные способности приводят к функциональным ограничениям в эффективной коммуникации, участии в социальной жизни, академических достижениях или профессиональной деятельности — по отдельности или в любой комбинации.
Источники:
- Autism by the numbers: Yale researchers examine impact of new diagnostic criteria;
- Answers to Frequently Asked Questions about DSM-5;
- Проект DSM-V: расстройства нейроразвития.