Успешный переход от структурированного мира школы или колледжа к успешному трудоустройству требует много труда. Одной из крупнейших проблем, которые имелись у меня при попытках попробовать что-то новое, был страх. Ученику из аутического спектра нужно получить опыт работы, пока он ещё в школе, задолго до того, как он окончит среднюю школу или колледж. Переход от школы к трудоустройству должен быть постепенным, а не внезапным. Я видела одного студента, который успешно закончил колледж и имел нулевые навыки работы. Это неправильно. Обучение навыкам работы должно начинаться до выпуска ученика. Мать всегда подталкивала меня попробовать что-то новое. Не подталкивай она меня, я бы не развивалась. Ниже я обрисую тот опыт работы, который я приобрела, когда ещё была в школе.
13 лет — Летом я два дня в неделю работала у швеи, занимавшейся шитьём на дому. Моя работа заключалась в том, чтобы держать подолы платьев и убирать одежду. Эту работу нашла для меня мать, и она действительно хорошо у меня получалась. Мне также нравилось зарабатывать деньги.
15 лет — Моя мать устроила мне работу на лето на ранчо моей тёти. Я боялась ехать, однако мать дала мне на выбор два варианта. Они состояли в том, чтобы вернуться домой в течение двух недель или остаться на всё лето. В итоге я осталась на лето. Планирование поездки, которая включала перелёт из Нью-Йорка в Аризону, началось за три месяца до отъезда. То, что мне дали возможность планировать заранее, было существенным. Неожиданности вызывали панику.
14–18 лет — Конюшня — В старших классах я работала, чистя стойла и кормя восемь лошадей. Эту работу я нашла себе сама. Даром что я была ученицей-растяпой, которая не училась; я упорно трудилась, ухаживая за лошадьми. Я получила ценные навыки работы.
С 16 до 18 лет — Столярные работы — В моей школе-интернате я выполнила множество столярных проектов, таких как исправление нашего уродливого домика у лыжного подъёмника. Я сделала у него шпунтовую обшивку с белой отделкой. Одним из важнейших рабочих навыков, вынесенных мной из множества моих проектов, было выполнение поставленной задачи. Украшение домика у лыжного подъёмника изображениями коров и быков не было бы уместным. Я должна была украсить его так, чтобы другие люди это оценили.
18 лет — Я всё ещё была плохой ученицей, которая не училась. Я не видела никакого смысла в учёбе, пока мой учитель по естественным предметам не дал мне причину учиться. Он привил мне интерес к науке, и у меня появилась заинтересованность стать учёным. Мой учитель уверил меня, что если я хочу стать учёным, мне необходимо учиться. Почти внезапно я решила учиться и стала получать хорошие оценки в колледже.
Годы в колледже — В годы, проведённых в колледже, когда я получала степень бакалавра, я продолжала посещать ранчо, а также у меня были две другие летние стажировки. В одно лето я работала с мышами в исследовательской лаборатории, а на следующее лето я работала с аутичными детьми. Мать помогла устроиться на обе эти работы.
Степень магистра — После четырёх лет в колледже я затратила пять лет на получение степени магистра, и постепенно я проводила всё больше и больше времени, работая. Я медленно переходила из мира школы в мир занятости полный рабочий день. В течение этого периода у меня была частичная занятость в качестве редактора по животноводству в журнале "Arizona Farmer Ranchman", и также часть времени я работала на компанию, строившую откормочные площадки для крупного рогатого скота. По окончании этого пятилетнего периода я уже перестала быть студенткой. Я имела степень магистра, и теперь я организовывала своё дело внештатного консультанта, один проект в то время. Одной из вещей, которые сделали переход успешным, было то, что я переходила от школьных занятий в течение полного дня постепенно, медленно отучая себя от структурированного мира школы.
Программа Ph.D. — После пяти лет консультирования полный рабочий день, когда был экономический спад 1980-х, я вернулась в учебное заведение, чтобы получить степень Ph.D. Я провела девять лет, получая степень Ph.D. на базе частичной занятости, и я по-прежнему работала. Я продолжала разрабатывать оборудование и участвовать в семинарах по уходу за скотом, когда занималась диссертацией.
Продавайте вашу работу — Один из выводов, к которым я пришла, состоит в том, что мне следует продавать свою работу, а не свою личность. Я избегала собеседований при приёме на работу, и я показывала потенциальным клиентам портфолио с моими рисунками и фотографиями законченного оборудования для ухода за крупным рогатым скотом. Многие люди думали, что я странная, но проникались уважением ко мне, увидев мои дизайнерские чертежи. Многие люди совершают ошибку, помещая в свои портфолио слишком много материалов. Лучше поместить туда сравнительно немного примеров самых лучших работ. В моей книге "Развивая таланты" ("Developing Talents") я привожу ещё множество советов по созданию портфолио.
Развитие навыков занимает время — У меня визуальное мышление, и я использую свои способности визуального мыслителя в конструировании устройств для скота. Половина крупного рогатого скота в Северной Америке содержится в моих разработках. Когда я работала над дипломом магистра, я провела три года, изучая всё об оборудовании по уходу за скотом и различные конструкции оборудования. Я посетила каждый загон в Аризоне и работала со скотом. Это было навязчивостью, но навязчивостью, которую я превратила в карьеру. Мне пришлось много трудиться над развитием моих проектов.
Типы мышления — Я заметила, что в аутическом спектре существуют три основных типа специализации ума.
○ Мыслящие визуально — Это мой тип. Я мыслю фотореалистичными изображениями, похожими на картинки в Гугле. Алгебра непостижима для меня. К сожалению, мне никогда не предоставлялось возможности заняться геометрией или тригонометрией. Это было большой ошибкой. Некоторые люди, которым не даётся алгебра, даётся геометрия. Мыслящие визуально хороши в следующих профессиях:
- Художественное искусство и графический дизайн
- Промышленный дизайн
- Архитектура
- Автомеханика
- Черчение
- Фотография
- Дрессировка животных
○ Мыслящие структурно — Это те люди, которым часто хорошо даются математика и музыка. Чтение может оказаться их слабым местом. Структурное мышление — более абстрактная форма визуального мышления. Они думают структурами, а не картинками. Несколькими хорошими профессиями для структурных мыслителей являются:
- Научные исследования
- Статистика — анализ данных
- Инженерия
- Музыка
- Математика
- Программирование
- Химия
○ Мыслящие выраженными словесно фактами — Это те люди, которые знают все факты об их любимых темах, таких как звёзды кино или игроки в бейсбол. Часто любимой тематикой является история. Они НЕ визуальные мыслители, и зачастую им плохо даётся искусство. Хорошим выбором будут следующие карьеры:
- Журналистика — блоггерство
- Библиотекарь
- Специалист по кадровому администрированию
- Учитель в системе специального образования
- Бухгалтерский учёт
- Логопедия
Никогда не поздно начать — Родители, учителя и люди из спектра спрашивали меня: "Как можно начать работать человеку, которому 30 и который никогда не работал?" Начать никогда не поздно. Им следует стартовать с выполнения одной небольшой работы за один раз. Первая задача — обучиться управлению временем и предъявлению работы вовремя. Человеку придётся кое в чём измениться. Когда меня наняли в строительную компанию, мой новый шеф ругал меня за гигиену. Я была крайне расстроена, однако согласилась, так как хотела сохранить работу. Как человек спектра, я никогда не прекращала учиться. Я продолжаю учиться каждый день.
Представленный выше материал — перевод текста "Transition to Employment and Independent Living for Individuals with Autism and Aspergers".