You are here

Что есть общего между вундеркиндами и аутистами?


mobile

В 2012 году было проведено исследование восьми юных вундеркиндов, цель которого заключалась в том, чтобы пролить хоть какой-то свет на причины их способностей и талантов. Подвергшиеся исследованию вундеркинды знамениты (но их имена в материалах не называются); все они добились славы и профессионального положения в соответствующих областях к 10-ти годам. В основном это — музыкально одарённые дети (четверо); есть один художник и один чудо-математик, который разработал новую дисциплину, а к 13-ти годам написал статью, принятую к публикации в математическом научном журнале. Ещё двое детей проявили поразительные умения сразу в двух разных областях: один — в музыке и искусстве (его работы сегодня висят в престижных галереях по всему миру), а второй — в музыке и молекулярной гастрономии (это наука о физико-химических явлениях, стоящих за приготовлением пищи — почему, например, майонез густеет, а суфле увеличивается в объёме). Он заинтересовался пищевыми продуктами в возрасте 10-ти лет, а к 11-ти уже провёл своё первое гастрономическое исследование.

У всех вундеркиндов выдающиеся способности проявились в самом раннем возрасте: один начал говорить в три месяца, а в год уже читал; ещё двое начали читать в двухлетнем возрасте. Гастрономист в три года уже программировал на компьютере. Некоторые из этих детей могли воспроизвести сложные музыкальные произведения после однократного прослушивания и проделывали это в возрасте, когда большинство малышей заканчивает детский сад. Кое-кто из них задолго до 10-ти лет совершал международные турне и играл в Центре Линкольна и в Карнеги-Холле.

Шестеро вундеркиндов на момент исследования были ещё детьми. Ещё двое были взрослыми в возрасте 19 и 32 лет.

Авторы исследования, результаты которого планируется опубликовать в журнале "Intelligence", обнаружили у этих детей несколько общих ключевых характеристик. Во-первых, у каждого из них — исключительная оперативная, или рабочая память, то есть та система, которая удерживает в мозгу информацию для дальнейшей обработки. Возможности оперативной памяти ограничены: что касается цифр, то большинство людей могут одномоментно запомнить и удержать в памяти 7 идущих последовательно, но не более. Однако вундеркинды способны запомнить намного больше. Они могут не только запоминать исключительно длинные числа, но также пользоваться ими и выполнять расчёты, какие большинству людей не под силу даже с карандашом в руке.

Рабочая память — это не просто способность помнить длинные цепочки цифр. Это также способность удерживать и обрабатывать большое количество информации, как устной, так и другого рода — скажем, способность запомнить музыкальную партитуру и переписать её в голове. Все участвовавшие в исследовании дети демонстрировали высочайшие результаты, когда их рабочую память подвергали проверке: как минимум, они набирали 99 процентилей, а большинство — 99.9 процентили. Авторы предполагают, что вундеркинды могут обладать и исключительной долгосрочной памятью, однако этот вопрос ими не изучался.

Но, как ни странно, авторы исследования пришли к выводу, что не у всех вундеркиндов высокий коэффициент умственного развития. Интеллект у каждого из них был выше среднего, однако у некоторых детей коэффициент умственного развития был не столь высок, как можно было бы предположить, исходя из их успехов и достижений в раннем возрасте. У одного ребёнка этот коэффициент был равен всего 108 (максимальное же значение составило 149, а среднее — 128).

Но учёные нашли и ещё некоторые поразительные странности. Они выяснили, что у вундеркиндов есть некоторые аутистические черты, и прежде всего — это их неослабное и даже дикое внимание к деталям. Эта черта у них выражена даже сильнее, чем у людей с синдромом Аспергера (высокофункциональная форма аутизма, обычно включающая в себя сфокусированность на деталях). Авторы также отмечают некоторые параллели между вундеркиндами и аутистами-савантами: и те, и другие демонстрируют способности, значительно превосходящие те, что ожидаются при их IQ.

У троих из восьми обследованных вундеркиндов был диагноз — расстройство аутистического спектра. Один ребёнок, произнёсший свои первые слова в три месяца, в полтора года вообще прекратил говорить; затем начал снова, когда ему было чуть больше двух с половиной лет. Также он избегал зрительного контакта. В три года ему диагностировали аутизм.

Более того, в семьях четырёх из восьми вундеркиндов среди родственников первой и второй степени родства отмечались случаи аутизма, а в трёх таких семьях расстройствами аутистического спектра в сумме страдали 11 близких родственников. Для сравнения: в целом та или иная форма аутизма, включая синдром Аспергера, в настоящее время отмечается у 1 из 88 детей.

Но несмотря на видимые параллели, исследований связи между аутизмом и крайней одарённостью проводится очень мало. Одно такое исследование, результаты которого были опубликованы в 2007 году, показало, что у близких родственников вундеркиндов, как и у близких родственников людей с аутизмом, больше аутистических черт. Особенно много у них проблем с поведением в обществе, им трудно переключать внимание, и они уделяют усиленное внимание деталям. Но кроме этих выводов и заключений, данный вопрос систематическому изучению не подвергался.

В отличие от тех, кто страдает аутизмом, вундеркинды выигрывают от некоторых аутистических тенденций, в то же время избегая недостатков других таких тенденций. В рамках стандартной оценки связанных с аутизмом черт с применением теста AQ, включённые в данное исследование вундеркинды по всем подшкалам набрали больше баллов, чем контрольная группа, включая внимание к деталям и проблемы с социальными навыками или общением (хотя последние результаты статистически несущественны из-за малой выборки). Вместе с тем, они набрали значительно меньше баллов по сравнению с отдельной группой людей с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом — за исключением такого показателя, как внимание к деталям. Здесь они обошли всех. Надо отметить, что три вундеркинда с диагнозом из аутистического спектра не могли исказить данный результат, так как по подшкале теста "Внимание к деталям" они набрали в среднем 8 баллов при показателе по всей группе вундеркиндов 8.5 балла.

"Одно из возможных объяснений отсутствия нарушений у вундеркиндов заключается в том, что у таких детей может иметься некая форма аутизма, однако биологический модификатор подавляет многие типичные признаки аутизма, оставляя при этом без изменений или даже усиливая их внимание к деталям — качество, которое увеличивает их одарённость", — пишут авторы исследования.

Иными словами, у этих детей могут иметься некие черты, благодаря которым они сохраняют интенсивную сосредоточенность, не теряя при этом социальных навыков и не приобретая иные недостатки, которыми обычно сопровождается расстройство аутистического спектра. Следовательно, сравнение таких детей с людьми, страдающими аутизмом либо синдромом Аспергера, способно помочь определить, что не так у тех, у кого проявляется аутизм, ведущий к ограниченной дееспособности, и почему другие люди с родственными чертами просто получают более развитые способности.

Последнее исследование невелико по масштабам, и необходимо провести гораздо больше научных изысканий, чтобы пролить свет на связи между исключительно одарёнными детьми и теми, кто страдает расстройствами аутистического спектра. Однако его выводы указывают на то, что такие связи существуют. Они также говорят о том, что нельзя называть полностью отрицательными генетические корни таких состояний, как аутизм. Если одни и те же гены "риска" могут вызывать и изнуряющий аутизм, и незаурядные интеллектуальные способности, то нам надо лучше понять эти явления, не отбрасывая их с ходу в сторону как нежелательные.

Таблица 1. Средний показатель AQ (Коэффициента аутизма) с расшифровкой по подшкалам для разных групп
  Коммуникация Навыки общения Воображение Внимание к деталям Переключение внимания Суммарный показатель AQ
Группа с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом 7.2 7.5 6.4 6.7 8.0 35.8
Контрольная группа 2.4 2.6 2.3 5.3 3.9 16.4
Вундеркинды 2.5 3.1 3.7 8.5 4.8 22.4