You are here

Что такое синдром Аспергера? — О триаде нарушений

Синдром Аспергера — одна из форм аутизма. Чаще всего ее описывают через так называемую триаду нарушений, то есть специфические затруднения, испытываемые аспи (людьми с синдромом Аспергера) в трех областях. А именно — коммуникации, социальном взаимодействии и воображении. Поскольку многим аспи тяжело соотнести свои трудности в реальной жизни с их описаниями в терминах медицины, ниже в таблице в левом столбце мы приводим научные описания, а в правом — их значения на повседневном уровне.


process

Научное описание Что это значит в повседневной жизни
1. Коммуникация: те, у кого синдром Аспергера...
...с трудом понимают жесты, мимику и интонацию Пишет Ли (женщина, 42 года, разработчик веб-сайтов): "Я не всегда понимаю, что значит то или иное выражение лица, не слышу интонации, показывающей, например, что человек шутит, и неправильно интерпретирую (или просто не замечаю) язык тела. Поскольку этими визуальными сигналами сообщают очень много, от меня часто ускользает полный смысл того, что говорят. Эти сигналы можно выучить, но они бесконечно тонки, и даже после 20 лет освоения от меня все еще ускользают подробности, и я вынуждена спрашивать, что имеется в виду".

Пишет Джо (женщина, 36 лет, учительница): "Я знаю, что плохо понимаю мимику и язык тела, из низких результатов тестирования, разработанного Центром исследования аутизма при Кембриджском университете. Иначе бы не догадалась. Однако часто догадываюсь, что от меня что-то ускользает".

Пишет Пит (мужчина, 49 лет, пенсионер): "Обо мне говорили, что я демонстрирую ограниченную невербальную коммуникацию. Мне трудно добиться понимания, что люди хотят сказать, и я не могу еще и интерпретировать жесты, мимику и интонацию! Я не слишком склонен к многозадачности".

...с трудом осознают, когда лучше начать или закончить разговор и на какую тему лучше высказаться Пишет Ли: "Я часто ловлю себя на том, что перебиваю, поскольку, во-первых, ошибаюсь в том, пора ли высказаться, — возможно, из-за того, что упускаю визуальные сигналы (см. выше), а во-вторых, мне тяжело одновременно слушать, осмыслять услышанное и придумывать подходящие ответы. Разговаривать так сложно!"
Пишет Джо: "В разговоре я часто перебиваю и высказываюсь как-то не так. В основном затрагиваю не те темы — со слов окружающих, слишком тяжелые, серьезные, глубокие".

Пишет Пит: "Да, я не улавливаю признаков того, что устный разговор или переписка сходит на нет, не понимаю, уместно ли начать диалог. Не вижу смысла в светских беседах: в них люди обычно неискренни — например, на вопрос "Как дела?" отвечают "Спасибо, хорошо", пусть это неправда. Однако любой другой ответ рискует перерасти в разговор, который трудно вести, когда на самом деле тебе нужно, чтобы от тебя отстали, а так сказать нельзя: грубо".

...выражаются очень буквально и с трудом понимают шутки, метафоры и сарказм. Например, человека с синдромом Аспергера может сбить с толку слово "круто" в значении "хорошо" Пишет Ли: "Я понимаю все очень буквально — часто недоумеваю, когда употребляются фразеологизмы или другие фигуры речи. Возможно, это связано с непониманием мимики и т. д.: например, бывает, не могу определить, что человек иронизирует, поскольку слышу его слова, но не интонацию".

Пишет Джо: "Я научилась (это путь нелегкий) распознавать и запоминать шутки, метафоры и фразеологизмы в чужой речи. Изредка сама их употребляю, что всякий раз ощущаю как свое огромное достижение. Бывает, не понимаю в разговоре совершенно ничего, и сильно паникую, если слышу, что шутки и т. д. активно употребляют те, с кем я сейчас общаюсь".

Пишет Пит: "Я предпочитаю говорить точно, мне тяжело выражаться завуалированно. Кроме того, я часто понимаю буквально. Когда юрисконсульт прислал мне черновик моего завещания и предложил, чтобы я внес желаемые изменения, я их внес, но только орфографические и грамматические, не содержательные. Сообразил, когда уже отправил... Я мог бы книгу написать о недоразумениях вроде этого".

...употребляют сложные слова и словосочетания, но не всегда полностью понимают их значения Пишет Ли: "Меня всегда интересовал язык. В английском, при таком громадном лексиконе, всегда есть точное слово, означающее именно то, что я хочу сказать. Но, представьте, я часто шокирую тех, чей словарный запас не столь обширен".

Пишет Джо: "Я ловлю себя на том, что пишу заумно, употребляю сложные языковые конструкции, не зная и не понимая, как так могу".

Пишет Пит: "Иногда мне трудно рассказать о событии или ситуации, и я употребляю не самое точное слово в надежде, что слушатель тоже не поймет, что имеется в виду. В результате разговор быстро заканчивается, к чему я и стремлюсь, чтобы избежать тревожности, связанной с необходимостью рассказывать полностью".

...вынуждены прилагать очень много усилий, чтобы иметь друзей Пишет Ли: "Я не нахожу общего языка с большинством: меня считают слишком странной. Но у меня есть близкие друзья среди людей, которым я дорога благодаря своей необычности, не вопреки".

Пишет Джо: "У меня много знакомых, но мало друзей, а со мной-настоящей общаются только пара человек. Раньше я очень хотела иметь много друзей и страдала от одиночества, а теперь начинаю понимать, что мне так нравится. Я человек с глубоким внутренним миром, меня тянет к интеллектуальным разговорам, анализу, дискуссиям. Поверхностность меня выматывает. Мне не слишком интересна поп-культура, светские беседы и псевдо-социализация".

Пишет Пит: "У меня узкий круг добрых друзей. Я не нахожу общего языка с большинством НТ (нейротипиков, то есть не аутистов), предпочитаю общаться наедине или очень маленькими компаниями, но даже при таком раскладе мне нужно часто уединяться на несколько минут. Мне не нравятся многие мероприятия, нравящиеся большинству: в людных пивных и на вечеринках сенсорно перегружаешься".

2. Социальное взаимодействие: те, у кого синдром Аспергера...
...не понимают неписаных правил общения, улавливаемых большинством интуитивно. Например, становятся слишком близко к другим, начинают говорить на неуместные темы или вести себя неуместным образом Пишет Ли: "У меня нет инстинктивного понимания сигналов нормального социального взаимодействия. Я вынуждена вырабатывать их для каждой конкретной ситуации (что не всегда получается, если я устала или нервничаю). Обо мне часто думают, что я веду себя не так, как принято. Например, снимаю обувь, когда хочу, и мне не приходит в голову, что кто-то может счесть это нежелательным. Я вынуждена напоминать себе, что надо думать о ситуации".

Пишет Джо: "Я знаю ожидания социума и так называемые нормы, однако мне бывает трудно применять эти знания инстинктивно. Иерархии в бизнесе и косвенные поведенческие ожидания для меня слишком запутанны. На общественных мероприятиях мне физически некомфортно, и я остро ощущаю свою ограниченность телом: непонятно, как стоять, куда деть руки".

Пишет Пит: "Я не становлюсь слишком близко к другим, но, кажется, да, у меня нет чутья на так называемое правильное поведение. Кроме того, мне нужно применять что-то вроде контроля качества к темам, которые я хочу затронуть в разговоре. Многое из этого связано с буквальным пониманием — например, при названии "Закон о дискриминации инвалидов" мне первым в голову приходит нечто делающее дискриминацию людей с инвалидностью законной, даже обязательной!"

...считают других непредсказуемыми и слишком сложными Пишет Ли: "Так называемое нормальное поведение для меня во многом бессмысленно. По-моему, незачем спрашивать "Как дела?", если реально тебя не интересует, как у человека дела. Не одобряю дразнилок: мне кажется, это жестоко. А понятие правила, существующего, чтобы его нарушать, абсурдно!"

Пишет Джо: "Когда я работаю совместно с кем-то, я обнаруживаю, что в разговоре много недосказанного, вызывающего у меня неуверенность, поняла ли я то, что подразумевалось. Это особенно заметно, когда меня просят что-то сделать для кого-то еще или вместе с ним, а мелкие задачи берет на себя другой человек и они толком не оговорены".

Пишет Пит: "Да, меня огорчает, что люди обычно говорят не то, что думают, или меняют свое мнение, или делают не то, что говорят. Мне нужно больше предсказуемости и упорядоченности, а когда планы меняются, я предпочитаю, чтобы меня направляли, а не заставляли плыть по течению. Столик в ресторане и билеты в кино всегда заказываю заранее".

...замыкаются в себе, выглядят равнодушными к другим, отстранены Пишет Ли: "Иногда люди думают, что я веду себя скованно, хотя на самом деле я просто устала. Мне стоит множества моральных (а в итоге и физических) сил следить за всякими взглядами, нюансами, интонациями и т. д. вдобавок к сути разговора. Через некоторое время уединения (от нескольких минут до нескольких недель — зависит от того, как сильно я устала) я возвращаюсь к общению".

Пишет Джо: "В течение дня мне часто нужны перерывы в социальном взаимодействии. При длительном взаимодействии (на вечеринках, встречах, в кафе или ресторанах) я физически взбудораживаюсь, морально устаю и не могу сосредоточиться на разговоре. Моей первой реакцией на такое изнеможение будет безмолвие, а в результате я покажусь равнодушной".

Пишет Пит: "Нам нужно часто замыкаться в себе, чтобы собраться с мыслями, что-то обработать. Многие социальные ситуации просто сенсорно перегружают — их невозможно выдерживать долго. Чтобы сосредоточиться на чем-то сложном, мне нужно, так сказать, войти в аутичный режим. Обсудить проблему с кем-то - это делу не поможет. Мне нужно воспринять последовательность событий, приведших к ситуации, которую надо разрешить. Потому временами и кажется, что мы ведем себя отстраненно. Когда я, так сказать, в аутичном режиме, другие меня определенно не интересуют. Тогда меня лучше оставить в покое. Раньше я говорил: "Извините, вот для этого мне нужно войти в аутичный режим, оставьте меня с этим наедине". Теперь не говорю: с подобных слов начинается очередной виток социального взаимодействия, а оно отвлекает.

3. Воображение: те, у кого синдром Аспергера...
...с трудом понимают и интерпретируют чужие мысли, чувства и поступки. Часто упускают тонкости, передаваемые мимикой и языком тела. Пишет Ли: "У меня нет дефицита эмпатии (в обычном смысле слова), но я не понимаю, что есть и чужая точка зрения, пока сознательно не задумаюсь. Например, иногда не понимаю, что то, что я делаю (допустим, снимаю обувь), смутит человека, с которым я общаюсь. Как только на это указывают, сразу понимаю, почему".

Пишет Джо: "Я всегда интересовалась чужими побуждениями и зачастую в состоянии учесть разные точки зрения. Тем не менее, мне неясно, как люди испытывают одно чувство или совершают одно действие, когда так много других способов взглянуть на ситуацию! Что до собственных чувств, мне бывает трудно их распознать, а если я зациклена на выявлении своих эмоций, мне тяжело понимать чьи-либо еще".

Пишет Пит: "Да, я опираюсь на своего рода каталог у себя в голове — каталог мимических и других жестов и привязанных к ним мыслей и чувств. Кроме того, у меня алекситимия (проблема с пониманием, обработкой и описанием эмоций), поэтому я плохо выявляю собственные мыслей и чувства. И, естественно, не понимаю тонкостей, передаваемых невербально".

...имеют ограниченный, строго фиксированный, повторяющийся набор занятий, требующих воображения. Например, выстраивают игрушки в ряды или коллекционируют предметы, связанные со специальными интересами. Пишет Ли: "Я и впрямь предпочитаю действовать одними и теми же способами (одинаково загружаю посудомоечную машину, следую одному и тому же маршруту, передвигаясь вверх и вниз по супермаркету...). Это не значит, что я не могу по-другому, просто мне гораздо, гораздо легче жить, когда не нужно перманентно адаптироваться к новым методам и ситуациям. Это примерно как иметь в голове географическую карту и плутать, если что-то меняется на местности".

Пишет Джо: "Мое так называемое воображение работает только с чужой подачи. Мне очень некомфортно играть со своим малышом в игры, где кем-то себя представляют, и я едва не паникую, когда меня просят поиграть во что-то подобное. Мне тяжело вообразить, как решить новую проблему, и я пользуюсь уже существующими выученными методами, а не развиваю новые идеи. Я бы сказала, что человек я творческий, но воображение у меня небогатое".

Пишет Пит: "В детстве, играя в "Лего", я делал геометрические фигуры, а не здания или транспортные средства... Люблю, чтобы вещи были в определенном порядке, всегда мою посуду в одной и той же последовательности, а раньше часами напролет заучивал статистические данные о мотоциклах".

...с трудом представляют альтернативные исходы ситуаций, часто не могут предположить, что будет дальше Пишет Ли: "Когда я была маленькой (термина "синдром Аспергера" тогда еще не существовало), родители были в ужасе от моего так называемого отсутствия здравого смысла. Под этим подразумевалась неспособность предчувствовать, предсказывать множество возможных исходов той или иной ситуации. Из-за этого у меня была масса неприятностей. Когда я стала взрослой, меня стало раздражать, что я не справляюсь с жизнью из-за неумения предвидеть будущее, и я впала в обратную крайность. Теперь я вынуждена прорабатывать любое изменение, готовиться к любой возможной случайности, прежде чем что-то начать. Подобное утомляет и ограничивает, но все же лучше, чем столкнуться с некой неожиданностью".

Пишет Джо: "Должна согласиться. Это проявляется как сильная потребность в структурированности и рутинности повседневной жизни. Тем не менее, поскольку я знаю, что подобная структурированность и рутинность не всегда возможна, не всегда реальна, мне очень трудно организовать ее себе, и меня расстраивает то, что бывает так много возможных исходов! Для меня простор возможностей — нечто неподконтрольное, а потому пугающее".

Пишет Пит: "Да, но у меня все нормально с альтернативными исходами, пока они для меня предсказуемы, вплоть до наличия перечня вариантов. Однако у меня возникают проблемы, когда исходы совершенно неожиданны — тогда мой мыслительный процесс очень систематичен, и мне нужно воспринимать каждый возможный исход".

Представленный выше материал — перевод текста "What is Asperger’s Syndrome? – The Triad of Impairments".