You are here

Синдром Аспергера — просто вариант нормы?


VariantofNormality

Некоторые люди полагают, что синдром Аспергера не более чем иной "способ мышления", то есть вариант нормы. И такое мнение не лишено обоснованности: у каждого человека из "типичной популяции" наличествуют те или иные черты, характеризующие синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм. Например, собирание предметов в качестве хобби (коллекционирование камней, марок, стеклянных бутылок) считается социально приемлемым поведением. Еще все различны в своём социальном взаимодействии и способности воспринимать невербальные сигналы. Особые (специальные) интересы, которым предаются с большим энтузиазмом, есть и у умных, самостоятельно живущих людей. А уж особенности двигательных функций одинаково широко распространены.

Есть много пограничных с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом людей, которых особенно трудно диагностировать, как и при любом другом расстройстве, идентифицируемом исключительно по схеме "ненормальности поведения", где каждый признак имеет варьирующуюся степень. Хоть и считается, что профессионалы с опытом работы в области расстройств аутистического спектра без затруднений определяют, есть ли у человека синдром Аспергера, на практике расстройство часто кажется эксцентричностью в рамках нормы или вписывается в другие клинические картины. Стоит признать: до тех пор пока неизвестен имеющий больший вес - невозможно определить точные величины того или иного признака.

В качестве эксперимента подсчитайте количество относящихся к вам из перечисленных ниже характерных черт синдрома Аспергера.

Социальные черты:

  1. Симпатии и антипатии устойчивы, их выражение происходит часто непредвиденно.
  2. В деятельности явно заметно отсутствие перерывов на отдых.
  3. Странное чувство юмора (неуместное использование в разговорах, ориентировано на внутреннее понимание).
  4. Склонность к прямоте при эмоциональном выражении.
  5. Постоянное беспокойство об эффективности и качестве деятельности, несмотря на признание и похвалу.
  6. Сложности с принятием критики и поправок.
  7. Сложности с пониманием разницы между знакомством и дружбой.
  8. Сложности со становлением дружеских и интимных отношений.
  9. Сложности с выражением поправок и критики (кажется бесчувственным педантом).
  10. Сложности с восприятием и применением неписаных социальных правил и норм.
  11. Сложности с пониманием чужого личного пространства.
  12. Сложности с использованием социальной маски (скрытие реальных чувств, настроения, реакции).
  13. Сложности со взаимными проявлениями любезности и приветствий.
  14. Дискомфорт из-за манипулирования или необходимости притворства.
  15. Чрезмерная словоохотливость.
  16. Непонимание предосудительности занятия личной гигиеной при людях (например причесывание волос, привлечение окружающих к своим кожным проблемам, ковыряние в носу или в зубах, чистка ушей, поправление одежды).
  17. Вспышки раздражительности.
  18. Уплощённый аффект.
  19. Манеры незрелого человека.
  20. Прямодушие.
  21. Недоверчивость.
  22. Ограниченность собственными интересами, интенсивное занятие ими.
  23. Потребность в определенной одежде (дискомфорт от униформы).
  24. Низкий уровень или полное отсутствие активности в совещаниях или конференциях.
  25. Низкий или средний уровень паранойи.
  26. Чувство юмора либо практически отсутствует, либо мало заметно.
  27. Воспринимается окружающими как "существующий в собственном мире".
  28. Часто выглядят будто надулись (то есть обижены и сердиты).
  29. В быту предпочтение отдается не вычурным и простым вещам.
  30. Проблемы с выражением сочувствия или поддержки (например грусть, соболезнования, поздравления).
  31. Жёсткое следование правилам и социальным договоренностям в тех случаях, когда желательно проявить гибкость.
  32. Мысленная жвачка (то есть фиксации на неудачном опыте работы с людьми или событиях в течение большого отрезка времени).
  33. Скрупулезная честность, часто выражающаяся неподходящим образом.
  34. Постоянная серьёзность.
  35. Застенчивость.
  36. Дистанцирование от общества и сосредоточение на сохранении приватности собственной жизни.
  37. Истерики.
  38. Непредсказуемая реакция на манипулирование, покровительство, обхаживание.

Физиологические черты:

  1. Тревожность.
  2. Отсутствие должного ухода за своим телом.
  3. Трудности с координацией.
  4. Неуклюжесть.
  5. Депрессия.
  6. Проблемы с выражением эмоций (либо чрезмерно экспрессивное, либо сдерживание).
  7. Сложности с оценкой расстояния, высоты, глубины.
  8. Сложность с различением лиц других людей (то есть прозопагнозия).
  9. Сложности с установлением зрительного контакта.
  10. Повышение громкости голоса в моменты стресса или разочарования.
  11. Монотонная или невыразительная речь (негибкое владение голосом).
  12. Заметные проблемы в жестикуляции и движениях.
  13. Пониженный сексуальный интерес.
  14. Привычка грызть ногти.
  15. Самоагрессивное поведение.
  16. Проблемы со сном.
  17. Стимминг (самостимулирующее поведение для уменьшения беспокойства, стресса, для выражения удовольствия).
  18. Устойчивые предпочтения и отвращения в еде.
  19. Необычно ригидное пищевое поведение.
    vСильная сенсорная чувствительность (например сенсорные и тактильные ощущения, звуки, освещение и цвета, запахи, вкус).
  20. Необычные позы, походка.
  21. Спонтанная речь.

Когнитивные черты:

  1. Явное отсутствие "здравого смысла".
  2. Настоятельная потребность в окончании задачи прежде начала новой.
  3. Склонность к конкретике, сложности с абстракциями.
  4. Зависимость от поэтапного обучения (возникает дезориентация, когда предполагается пропустить этап, удалить или что-то забывают включить в инструкцию).
  5. Сложности в оценке причинно-следственных связей (поведение и его последствия).
  6. Сложности в оценке относительной важности деталей (за деревьями не видеть леса).
  7. Сложности с пониманием взаимосвязи активности и реализации идей.
  8. Сложности с планированием и оценкой временных затрат на задачи.
  9. Сложности с пониманием и выражением собственных эмоций.
  10. Сложности с обобщением.
  11. Сложность с представлением чужих, отличающихся от собственных, мыслей в аналогичных или идентичных событиях или обстоятельствах (трудности с "моделью психического").
  12. Сложности с пониманием смысла чужой деятельности.
  13. Сложности в овладении методами самоконтроля.
  14. Сложности с пониманием правил развлечений общества.
  15. Трудности с организацией и разграничением (планирование и исполнение; успешное выполнение задач в логически обусловленном порядке).
  16. Нежелание действовать так, как предписано, устоявшимся образом.
  17. Частое отвлечение на собственные ощущения, мысли (замечтался, находится в своём мире).
  18. Чрезмерное внимание к деталям, в основном визуальное или с помощью воображения ("мышление в картинках"), заучивание фактов.
  19. Явно негативная, чрезмерная реакция на изменения в распорядке, окружающей среде.
  20. В периоды стресса во всем проявляются неловкость и отупение.
  21. Импульсивность.
  22. Нечувствительность к невербальным сигналам (поза, мимика).
  23. Буквальное толкование слов и фраз (проблемы с пониманием и использованием бытовых слов, клише, неологизмов, оборотов речи, общих юмористических выражений).
  24. Буквальное толкование инструкций (неспособность читать между строк).
  25. Плохое понимание правил диалога (прерывание, доминирование, минимальное участие, трудности со сменой темы, с началом или прекращением разговора, персеверация).
  26. Отключение при конфликтующих вводных данных или многозадачности.
  27. Неприятие в расчет или неправильное толкование чужих планов дня, приоритетов, предпочтений.
  28. Персеверация лучше всего характеризуется выражением "вцепился как бульдог".
  29. Плохо дается решение о завершении задачи (часто связано с перфекционизмом или нежеланием следовать разным стандартам качества).
  30. Предпочтение повторяющихся простых задач.
  31. Предпочтение визуально ориентированного инструктирования и обучения.
  32. Психометрическое тестирование показывает большую девиантность в вербальности и производительности результатов.
  33. Ярость, истерика, выключение, самоизоляция, возникающие будто "ниоткуда".
  34. Может потребоваться специальное обучение техникам расслабления и отдыха.
  35. Сопротивление или отказ от общения при попытках терапевтических бесед.
  36. Жесткое следование правилам и распорядку.
  37. Высокопарный, педантичный разговорный стиль ("маленький профессор").
  38. Присутствует скрываемый внутри себя гнев на самого себя и других, накопление обид, злости.
  39. Болезненная восприимчивость к отвлечению внимания.

Черты, связанные с работой:

  1. Склонность избегать болтовни как на работе, так и вне её.
  2. Сокрытие оптимального уровня рабочего состояния из-за убежденности в отсутствии должной оценки со стороны других, страха, что итоги работы окажутся непризнанными или будут кем-то присвоены.
  3. Очень трудно в новых проектах.
  4. Очень трудно на работе с неструктурированным графиком.
  5. Сложности с принятием комплиментов, часто ответ носит шутливый или самоуничижительный характер.
  6. Сложности в построении отношений с авторитетными коллегами.
  7. Сложности с переговорами в конфликтной ситуации или при самозащите.
  8. Сложности в командной работе.
  9. Сложности с письменными объяснениями и отчётами.
  10. Дискомфорт из-за конкуренции.
  11. Склонность задавать чрезмерно много вопросов.
  12. Сильная озабоченность порядком и персональным рабочим местом.
  13. Гордость от собственной компетенции и эффективности часто воспринимается окружающими как "поведение важничающего человека".
  14. Низкая мотивация при выполнении задач, непосредственно не представляющих личный интерес.
  15. Низкое чутьё к рискам окружающей среды по отношению к себе или другим.
  16. Уязвимость к травле и неумение ей противостоять.
  17. Неадекватная реакция на неудачи.
  18. Успешное выполнение задач возможно только под контролем или необходимо напоминание (списки, расписание).
  19. Перфекционизм.
  20. Пунктуальность и добросовестность.
  21. Опора на внутренний диалог при решении задач (проговорить про себя).
  22. Нежелание занимать руководящие или контролирующие должности.
  23. Нежелание обращаться за помощью, искать комфортные условия.
  24. Сарказм, негативное додумывание, критицизм.
  25. Низкая производительность.
  26. Реакция при прерывании решения задачи - гнев, стресс, разочарование.
  27. Потребность в тренере или наставнике.
  28. Склонность к растерянности во время сенсорной перегрузки, требований многозадачности, когда установлены противоречивые или путанные приоритеты.
  29. Низкий уровень уверенности в себе.

Если вы честны перед самим собой, то обнаружили немало черт, непосредственно связанных с вами. Означает ли это, что технически вы находитесь в спектре аутизма? Некоторые станут утверждать, что несомненно да. Кроме того, многие специалисты ныне замечают, что молодое население (примерно в возрасте 5 - 25 лет) становится всё более похоже на аутичных людей в связи с их всеобщей одержимостью цифровыми устройствами (компьютер, iPhone, iPad). Эти молодые люди буквально (а) пребывают в измененной реальности (то есть цифровой, а не накапливают настоящий жизненный опыт), (б) тратят чрезмерное количество времени на свой "особый интерес" и (в) мало участвуют в социальном взаимодействии - все эти черты можно отнести к аутичным. Итак, возникает вопрос: это аутизм на подъеме, или просто всё большее количество нормальных людей ведет себя аутичным образом (в его высокофункциональной варианте)?

Усложняет дело и то, что точная диагностика редко выходит за пределы дифференциальной диагностики. Например, отсутствие эмпатии, прямодушие, странный способ коммуникации, социальная изоляция и повышенная чувствительность людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом - это те особенности, которые также включены в определение шизоидного расстройства личности (ШРЛ). Проиллюстрирую примером: у меня был клиент (19-летний мужчина) с диагнозом ШРЛ, у которого не было друзей в колледже, он был странным и неуклюжим в социальном взаимодействии, у него всегда были трудности с речью, никогда не принимал участия в жестоких играх, был сверхчувствительным, очень нервничал, когда находился вдали от дома. Он придумывал невероятные цифровые изобретения и вместе со своим младшим братом сочинил подробный воображаемый мир. Похож на синдромом Аспергера, не так ли?

Нет сомнений в том, что синдром Аспергера может рассматриваться как вид шизоидной личности. Но сохраняется вопрос: имеет ли такая классификация какое-либо значение. Погружение в мир собственных, особых интересов в той или иной степени доступно каждому человеку. Этот навык есть у всех одаренных творчески людей (учёные, изобретатели, художники). Однако, существует разница между индивидуумом с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом и человеком со сложным внутренним миром: нормальный человек в разы более приспособлен участвовать во взаимном социальном взаимодействии, а человек с синдромом Аспергера нет. Кроме того, на внутренний мир типичного человека оказывает влияние социальный опыт, а человек с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом кажется недоступным для внешнего воздействия.

Многие взрослые люди сохраняют склонность к зубрежке и даже эйдетическую память. Также у них можно обнаружить педантичный стиль речи и тенденцию воспринимать вещи буквально. Некоторых людей можно классифицировать как имеющих синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм, потому что они находятся на границе нормального континуума для всех этих черт, а других - потому что у них одна из характеристик затрагивает всю их жизнедеятельность.

Даже при том, что синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм действительно могут казаться слившимися с называемой нормальной частью общества, есть много случаев, когда трудности настолько серьёзны, что предложение о наличии отдельного расстройства является более правдоподобным объяснением, чем "вариант нормальности".

Представленный выше материал — перевод текста "Is Asperger’s Simply a Variant of Normality?" с сайта Марка Хаттона, психолога и тренера по отношениям в семьях с синдромом Аспергера.