Некоторые люди полагают, что синдром Аспергера не более чем иной "способ мышления", то есть вариант нормы. И такое мнение не лишено обоснованности: у каждого человека из "типичной популяции" наличествуют те или иные черты, характеризующие синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм. Например, собирание предметов в качестве хобби (коллекционирование камней, марок, стеклянных бутылок) считается социально приемлемым поведением. Еще все различны в своём социальном взаимодействии и способности воспринимать невербальные сигналы. Особые (специальные) интересы, которым предаются с большим энтузиазмом, есть и у умных, самостоятельно живущих людей. А уж особенности двигательных функций одинаково широко распространены.
Есть много пограничных с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом людей, которых особенно трудно диагностировать, как и при любом другом расстройстве, идентифицируемом исключительно по схеме "ненормальности поведения", где каждый признак имеет варьирующуюся степень. Хоть и считается, что профессионалы с опытом работы в области расстройств аутистического спектра без затруднений определяют, есть ли у человека синдром Аспергера, на практике расстройство часто кажется эксцентричностью в рамках нормы или вписывается в другие клинические картины. Стоит признать: до тех пор пока неизвестен имеющий больший вес - невозможно определить точные величины того или иного признака.
В качестве эксперимента подсчитайте количество относящихся к вам из перечисленных ниже характерных черт синдрома Аспергера.
Социальные черты:
- Симпатии и антипатии устойчивы, их выражение происходит часто непредвиденно.
- В деятельности явно заметно отсутствие перерывов на отдых.
- Странное чувство юмора (неуместное использование в разговорах, ориентировано на внутреннее понимание).
- Склонность к прямоте при эмоциональном выражении.
- Постоянное беспокойство об эффективности и качестве деятельности, несмотря на признание и похвалу.
- Сложности с принятием критики и поправок.
- Сложности с пониманием разницы между знакомством и дружбой.
- Сложности со становлением дружеских и интимных отношений.
- Сложности с выражением поправок и критики (кажется бесчувственным педантом).
- Сложности с восприятием и применением неписаных социальных правил и норм.
- Сложности с пониманием чужого личного пространства.
- Сложности с использованием социальной маски (скрытие реальных чувств, настроения, реакции).
- Сложности со взаимными проявлениями любезности и приветствий.
- Дискомфорт из-за манипулирования или необходимости притворства.
- Чрезмерная словоохотливость.
- Непонимание предосудительности занятия личной гигиеной при людях (например причесывание волос, привлечение окружающих к своим кожным проблемам, ковыряние в носу или в зубах, чистка ушей, поправление одежды).
- Вспышки раздражительности.
- Уплощённый аффект.
- Манеры незрелого человека.
- Прямодушие.
- Недоверчивость.
- Ограниченность собственными интересами, интенсивное занятие ими.
- Потребность в определенной одежде (дискомфорт от униформы).
- Низкий уровень или полное отсутствие активности в совещаниях или конференциях.
- Низкий или средний уровень паранойи.
- Чувство юмора либо практически отсутствует, либо мало заметно.
- Воспринимается окружающими как "существующий в собственном мире".
- Часто выглядят будто надулись (то есть обижены и сердиты).
- В быту предпочтение отдается не вычурным и простым вещам.
- Проблемы с выражением сочувствия или поддержки (например грусть, соболезнования, поздравления).
- Жёсткое следование правилам и социальным договоренностям в тех случаях, когда желательно проявить гибкость.
- Мысленная жвачка (то есть фиксации на неудачном опыте работы с людьми или событиях в течение большого отрезка времени).
- Скрупулезная честность, часто выражающаяся неподходящим образом.
- Постоянная серьёзность.
- Застенчивость.
- Дистанцирование от общества и сосредоточение на сохранении приватности собственной жизни.
- Истерики.
- Непредсказуемая реакция на манипулирование, покровительство, обхаживание.
Физиологические черты:
- Тревожность.
- Отсутствие должного ухода за своим телом.
- Трудности с координацией.
- Неуклюжесть.
- Депрессия.
- Проблемы с выражением эмоций (либо чрезмерно экспрессивное, либо сдерживание).
- Сложности с оценкой расстояния, высоты, глубины.
- Сложность с различением лиц других людей (то есть прозопагнозия).
- Сложности с установлением зрительного контакта.
- Повышение громкости голоса в моменты стресса или разочарования.
- Монотонная или невыразительная речь (негибкое владение голосом).
- Заметные проблемы в жестикуляции и движениях.
- Пониженный сексуальный интерес.
- Привычка грызть ногти.
- Самоагрессивное поведение.
- Проблемы со сном.
- Стимминг (самостимулирующее поведение для уменьшения беспокойства, стресса, для выражения удовольствия).
- Устойчивые предпочтения и отвращения в еде.
- Необычно ригидное пищевое поведение.
vСильная сенсорная чувствительность (например сенсорные и тактильные ощущения, звуки, освещение и цвета, запахи, вкус).
- Необычные позы, походка.
- Спонтанная речь.
Когнитивные черты:
- Явное отсутствие "здравого смысла".
- Настоятельная потребность в окончании задачи прежде начала новой.
- Склонность к конкретике, сложности с абстракциями.
- Зависимость от поэтапного обучения (возникает дезориентация, когда предполагается пропустить этап, удалить или что-то забывают включить в инструкцию).
- Сложности в оценке причинно-следственных связей (поведение и его последствия).
- Сложности в оценке относительной важности деталей (за деревьями не видеть леса).
- Сложности с пониманием взаимосвязи активности и реализации идей.
- Сложности с планированием и оценкой временных затрат на задачи.
- Сложности с пониманием и выражением собственных эмоций.
- Сложности с обобщением.
- Сложность с представлением чужих, отличающихся от собственных, мыслей в аналогичных или идентичных событиях или обстоятельствах (трудности с "моделью психического").
- Сложности с пониманием смысла чужой деятельности.
- Сложности в овладении методами самоконтроля.
- Сложности с пониманием правил развлечений общества.
- Трудности с организацией и разграничением (планирование и исполнение; успешное выполнение задач в логически обусловленном порядке).
- Нежелание действовать так, как предписано, устоявшимся образом.
- Частое отвлечение на собственные ощущения, мысли (замечтался, находится в своём мире).
- Чрезмерное внимание к деталям, в основном визуальное или с помощью воображения ("мышление в картинках"), заучивание фактов.
- Явно негативная, чрезмерная реакция на изменения в распорядке, окружающей среде.
- В периоды стресса во всем проявляются неловкость и отупение.
- Импульсивность.
- Нечувствительность к невербальным сигналам (поза, мимика).
- Буквальное толкование слов и фраз (проблемы с пониманием и использованием бытовых слов, клише, неологизмов, оборотов речи, общих юмористических выражений).
- Буквальное толкование инструкций (неспособность читать между строк).
- Плохое понимание правил диалога (прерывание, доминирование, минимальное участие, трудности со сменой темы, с началом или прекращением разговора, персеверация).
- Отключение при конфликтующих вводных данных или многозадачности.
- Неприятие в расчет или неправильное толкование чужих планов дня, приоритетов, предпочтений.
- Персеверация лучше всего характеризуется выражением "вцепился как бульдог".
- Плохо дается решение о завершении задачи (часто связано с перфекционизмом или нежеланием следовать разным стандартам качества).
- Предпочтение повторяющихся простых задач.
- Предпочтение визуально ориентированного инструктирования и обучения.
- Психометрическое тестирование показывает большую девиантность в вербальности и производительности результатов.
- Ярость, истерика, выключение, самоизоляция, возникающие будто "ниоткуда".
- Может потребоваться специальное обучение техникам расслабления и отдыха.
- Сопротивление или отказ от общения при попытках терапевтических бесед.
- Жесткое следование правилам и распорядку.
- Высокопарный, педантичный разговорный стиль ("маленький профессор").
- Присутствует скрываемый внутри себя гнев на самого себя и других, накопление обид, злости.
- Болезненная восприимчивость к отвлечению внимания.
Черты, связанные с работой:
- Склонность избегать болтовни как на работе, так и вне её.
- Сокрытие оптимального уровня рабочего состояния из-за убежденности в отсутствии должной оценки со стороны других, страха, что итоги работы окажутся непризнанными или будут кем-то присвоены.
- Очень трудно в новых проектах.
- Очень трудно на работе с неструктурированным графиком.
- Сложности с принятием комплиментов, часто ответ носит шутливый или самоуничижительный характер.
- Сложности в построении отношений с авторитетными коллегами.
- Сложности с переговорами в конфликтной ситуации или при самозащите.
- Сложности в командной работе.
- Сложности с письменными объяснениями и отчётами.
- Дискомфорт из-за конкуренции.
- Склонность задавать чрезмерно много вопросов.
- Сильная озабоченность порядком и персональным рабочим местом.
- Гордость от собственной компетенции и эффективности часто воспринимается окружающими как "поведение важничающего человека".
- Низкая мотивация при выполнении задач, непосредственно не представляющих личный интерес.
- Низкое чутьё к рискам окружающей среды по отношению к себе или другим.
- Уязвимость к травле и неумение ей противостоять.
- Неадекватная реакция на неудачи.
- Успешное выполнение задач возможно только под контролем или необходимо напоминание (списки, расписание).
- Перфекционизм.
- Пунктуальность и добросовестность.
- Опора на внутренний диалог при решении задач (проговорить про себя).
- Нежелание занимать руководящие или контролирующие должности.
- Нежелание обращаться за помощью, искать комфортные условия.
- Сарказм, негативное додумывание, критицизм.
- Низкая производительность.
- Реакция при прерывании решения задачи - гнев, стресс, разочарование.
- Потребность в тренере или наставнике.
- Склонность к растерянности во время сенсорной перегрузки, требований многозадачности, когда установлены противоречивые или путанные приоритеты.
- Низкий уровень уверенности в себе.
Если вы честны перед самим собой, то обнаружили немало черт, непосредственно связанных с вами. Означает ли это, что технически вы находитесь в спектре аутизма? Некоторые станут утверждать, что несомненно да. Кроме того, многие специалисты ныне замечают, что молодое население (примерно в возрасте 5 - 25 лет) становится всё более похоже на аутичных людей в связи с их всеобщей одержимостью цифровыми устройствами (компьютер, iPhone, iPad). Эти молодые люди буквально (а) пребывают в измененной реальности (то есть цифровой, а не накапливают настоящий жизненный опыт), (б) тратят чрезмерное количество времени на свой "особый интерес" и (в) мало участвуют в социальном взаимодействии - все эти черты можно отнести к аутичным. Итак, возникает вопрос: это аутизм на подъеме, или просто всё большее количество нормальных людей ведет себя аутичным образом (в его высокофункциональной варианте)?
Усложняет дело и то, что точная диагностика редко выходит за пределы дифференциальной диагностики. Например, отсутствие эмпатии, прямодушие, странный способ коммуникации, социальная изоляция и повышенная чувствительность людей с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом - это те особенности, которые также включены в определение шизоидного расстройства личности (ШРЛ). Проиллюстрирую примером: у меня был клиент (19-летний мужчина) с диагнозом ШРЛ, у которого не было друзей в колледже, он был странным и неуклюжим в социальном взаимодействии, у него всегда были трудности с речью, никогда не принимал участия в жестоких играх, был сверхчувствительным, очень нервничал, когда находился вдали от дома. Он придумывал невероятные цифровые изобретения и вместе со своим младшим братом сочинил подробный воображаемый мир. Похож на синдромом Аспергера, не так ли?
Нет сомнений в том, что синдром Аспергера может рассматриваться как вид шизоидной личности. Но сохраняется вопрос: имеет ли такая классификация какое-либо значение. Погружение в мир собственных, особых интересов в той или иной степени доступно каждому человеку. Этот навык есть у всех одаренных творчески людей (учёные, изобретатели, художники). Однако, существует разница между индивидуумом с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом и человеком со сложным внутренним миром: нормальный человек в разы более приспособлен участвовать во взаимном социальном взаимодействии, а человек с синдромом Аспергера нет. Кроме того, на внутренний мир типичного человека оказывает влияние социальный опыт, а человек с синдромом Аспергера или высокофункциональным аутизмом кажется недоступным для внешнего воздействия.
Многие взрослые люди сохраняют склонность к зубрежке и даже эйдетическую память. Также у них можно обнаружить педантичный стиль речи и тенденцию воспринимать вещи буквально. Некоторых людей можно классифицировать как имеющих синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм, потому что они находятся на границе нормального континуума для всех этих черт, а других - потому что у них одна из характеристик затрагивает всю их жизнедеятельность.
Даже при том, что синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм действительно могут казаться слившимися с называемой нормальной частью общества, есть много случаев, когда трудности настолько серьёзны, что предложение о наличии отдельного расстройства является более правдоподобным объяснением, чем "вариант нормальности".
Представленный выше материал — перевод текста "Is Asperger’s Simply a Variant of Normality?" с сайта Марка Хаттона, психолога и тренера по отношениям в семьях с синдромом Аспергера.