You are here

Аллизм: введение в малоизвестное расстройство

теги: 


smilie

Аллизм — это врожденное неврологическое расстройство, неблагоприятно влияющее на работу ряда областей мозга. Это состояние не является широко известным, т.к. было лишь сравнительно недавно обнаружено. Эта статья является введением в аллизм и описывает ментальные и практические последствия данного состояния и в ней даётся обзор современного медицинского взгляда. Статья рассчитана на широкую публику, хотя профессионалы от медицины также могут счесть её полезной в качестве отправной точки.

0. Содержание

0. Содержание
1. Введение
1.0. Непризнанное расстройство
1.1. О произношении
2. Последствия аллизма
2.0. Прямые последствия
2.1. Социальные нарушения
2.2. Эффект алличной толпы
2.3. Сенсорные нарушения
2.4. Общие психические нарушения
3. Жизнь с аллизмом
3.0. Социальные ритуалы
3.1. Проблемы с коммуникационными каналами, использующими только текст
3.2. Проблемы с правдой и ложью
3.3. Использование компьютеров
3.4. Религия и вера
4. Изучение аллизма
4.0. Развитие аллизма
4.1. Генетическая предрасположенность
4.2. Диагностические критерии
5. Послесловие

1. Введение

1.0. Непризнанное расстройство

Аллизм - это плохо влияющее на здоровье неврологическое состояние, неблагоприятно воздействующее на эмоциональную устойчивость, сенсорное восприятие, самосознание, внимание и много других областей психики. Оно является аномалией развития, вытекающей из врождённых неврологических дефектов, влияющих на психическое развитие в раннем детстве. Последствия проявляются на протяжении всей жизни и лечения не существует. Однако несмотря на широкий спектр побочных эффектов, страдающие от аллизма на первый взгляд выглядят нормальными и могут частично компенсировать свои слабости и вести почти нормальную жизнь.

Из-за кажущейся нормальности, аллизм только недавно был идентифицирован как патологическое состояние. Оказалось, что он не является редким расстройством; и действительно, его начинают обнаруживать с пугающей частотой. Существование этих особенностей развития всё ещё мало известно в обществе. В настоящее время имеется мало исследований по этой проблеме, и аллизм всё ещё не известен широкой публике и даже профессионалам в области психического здоровья.

Из-за своей малой известности аллизм редко диагностируется. И в самом деле, большинство страдающих от него не просто не диагностированы, но даже и не подозревают наличие данного расстройства. По мере улучшения понимания аллизма ожидается, что эксцентричность многих людей в итоге окажется связанной с аллизмом.

1.1. О произношении

Данный абзац исключён как неприменимый для русского языка.

2. Последствия аллизма

2.0. Прямые последствия

Лежащая в основе черта, делающая людей алличными - это дисфункция частей мозга, ответственных за обработку эмоций. Алличным людям недостаёт способности независимо испытывать эмоции. Нельзя сказать, что у них нет эмоций: напротив, алличная психика испытывает эмоции также, как и любая другая. Дисфункция состоит в том, что эмоциональное состояние алличного человека не определяется собственным мыслительным процессом, но вместо этого заимствуется у других людей, выражающих эмоции поблизости. Признаки эмоций в интонации, позе, выражений лица и т.п. заставляют алличного человека автоматически и неосознанно испытывать ту же эмоцию, которая была выражена.

Разумеется, не все алличные люди затронуты этим в равной мере. То, что описано в предыдущем абзаце - это тяжёлая форма аллизма. Существует множество страдающих от него людей, затронутых этим в более мягкой степени; они могут в какой-то мере определять свои собственные эмоции и подвержены влиянию эмоций других людей в различной степени. Больные описывают, как эмоции других людей сливаются с их собственными, приводя к промежуточному эмоциональному состоянию, а не полностью заменяют их собственное или накладываются на них. В стрессовых ситуациях "принятые" эмоции скорее всего вытеснят собственные эмоции "получателя", провоцируя непосредственный ответ, основанный на эмоциях, а не на аналитическом рассмотрении.

2.1. Социальные нарушения

Неудивительно, что такая серьёзная проблема с эмоциями оказывает существенное влияние на социальное взаимодействие. Алличные люди очень уязвимы в социальных ситуациях: то, что другие люди могут проецировать эмоции в сознание алличного человека означает, что он или она сильно подвержены манипуляциям, умышленно или нет. И в самом деле, некоторые люди использовали знания об аллизме c целью паразитирования на аллисте, используя слабости алличного человека с целью манипуляции, например, вынудить его или её сделать нежелательные покупки, или даже чего-нибудь похуже.

Даже если их слабостями не пользуются в корыстных целях, недостаток независимых эмоций у алличных людей естественным образом ограничивает тот вклад, который они могут сделать в социальное взаимодействие. Их эмоциональный вклад ограничивается отзеркаливанием чужих эмоций; даже когда они вступают в разговор со своим собственным эмоциональным состоянием, оно быстро затухает из-за контакта с другими людьми.

2.2. Эффект алличной толпы

Специфические проблемы возникают тогда, когда группа алличных людей взаимодействует друг с другом. Эмоциональное состояние, однажды внесённое в группу, перескакивает между алличными людьми словно мячик от настольного тенниса. Если в группе слишком мало неалличных людей (или они вовсе отсутствуют) для смягчения этого эффекта, то возможно, что эмоции, циркулирующие в группе, начинают существенно усиливаться. Любое изменение настроения может стремительно распространяться в группе словно сильно заразная болезнь, влияя на всех аутичных людей как единое целое.

Это ведёт к эффекту толпы, заключающемуся в том, что целая группа алличных людей испытывает эмоции, которые необычно сильны и одинаковы у всех членов группы. И эта группа ведёт себя как один эмоционально неуравновешенный и высоко внушаемый индивидуум, и может предпринять действия, которые не пожелает ни один участник группы по отдельности, т.е. не затронутый эффектом толпы.

2.3. Сенсорные нарушения

У большинства алличных людей нарушены интроспективные чувства, причем степень нарушений варьируется от умеренных до глубоких. Многие алличные люди неспособны осознанно тестировать собственные ментальные модели окружающего мира и не осознают свой собственный прогресс в изучении новых навыков до тех пор, пока они их не опробуют. Многие из них лишь смутно или даже лишь бессознательно воспринимают невидимое внешне здоровье своего же тела, его пищевые потребности, биохимическое состояние и т.п. Почти все алличные люди неспособны указать на разницу между настоящими и обусловленными психосоматикой проблемами.

Интересно, что некоторая литература указывает на "пять чувств", говоря об этих внешне ориентированных чувствах так, словно только они и существуют или, по крайней мере, являются преобладающими. И хотя всегда сложно диагностировать расстройство такого типа без прямого обследования, похоже, что по меньшей мере в части случаев такого рода словесные обороты - это результат недиагностированного аллизма у автора.

2.4. Общие психические нарушения

Вдобавок к специфическим нарушениям в области интроспективных чувств, алличный мозг в общем имеет меньше внутренних взаимосвязей, чем нормальный мозг. В результате алличный человек меньше осознаёт себя, чем кто-либо без аллизма, и у него имеются сложности в контроле и использовании всех возможностей собственного мозга. Такие навыки, как быстрые вычисления, точные и всеобъемлющие воспоминания, а также некоторые виды тонких моторных навыков, недоступны для алличных людей не из-за того, что мозг на самом деле лишён этих навыков, но потому что психика не знает о них.

Также замечено, что алличных людей легко отвлечь новыми стимулами. В отличие от состояний вроде синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, при этом нет потери врождённой способности концентрироваться на одной задаче; проблема заключается просто в том, что внимание легко сбивается новыми стимулами.

3. Жизнь с аллизмом

3.0. Социальные ритуалы

Алличные люди подсознательно понимают, что они зависят от эмоционального состояния окружающих. Поэтому они склонны вырабатывать привычку манипулировать формой и содержанием социального взаимодействия с целью добиться от других людей выражения тех эмоций, которые они находят приятными в соответствии со своими умонастроениями. Этот феномен проявляется как ритуальные приветствия и поверхностными вопросами по поводу малозначимых, бесполезных вещей. Алличные люди часто очень расстраиваются, когда такие меры терпят крах, приводя к неожиданному и нежелательному ответу. Более того, у многих страдающих этим расстройством, это поведение, направленное на поиск эмоций, начинает доминировать над нормальным социальным взаимодействием, в итоге вступая в конфликт с практическими нуждами.

Когда алличные люди вступают в контакт друг с другом, они склонны подсознательно подстраиваться под потребности друг друга в выражении эмоционального одобрения. Каждый из них замечает чужие попытки вызвать одобрительные отклики и даёт желаемый ответ, совершенно не заботясь о точности, таким образом избегая возможности каких-либо неприятных переживаний из-за непредвиденного точного ответа. На действенность ответа в плане влияния на эмоциональное состояние вопрошающего, по-видимому, не влияет понимание обеих сторон своей же неискренности.

3.1. Проблемы с коммуникационными каналами, использующими только текст

Примечательно, что некоторые алличные люди испытывают сложности при использовании каналов для коммуникации, не передающих признаки эмоций, вроде электронной почты и других носителей, содержащих только текст. Часто они чувствуют необходимость компенсировать отсутствующий зрительный и слуховой подтекст привычным включением явных признаков эмоционального состояния, даже в тех случаях, когда их эмоциональное состояние не имеет никакого значения.

Некоторые аллично-ориентированные коммуникационные системы, такие как LiveJournal, идут дальше в деле формализации и включают эмоциональные теги в каждое сообщение, которые находятся рядом с текстовым содержимым (но отличны от него); такие эмоциональные теги часто показываются пользователю посредством их трансляции в визуальный вид с использованием соответствующей пиктограммы. Такие системы, по-видимому, не так многочисленны, как чисто текстовые коммуникационные системы, и это несомненно связанно с алличными сложностями в использовании компьютеров и их программировании, что обсуждается в разделе 3.3.

3.2. Проблемы с правдой и ложью

Алличные люди часто испытывают сложности с пониманием разницы между правдой и ложью. Во многих обстоятельствах им сложно описывать положение дел точно и вместо этого они скажут такие вещи, которые сочтут более приятными для собеседника. И наоборот, услышав от других нечто, не согласующееся с их уже имеющимися взглядами, они зачастую неспособны ухватить смысл сказанного: зачастую они будут вести себя так, словно сказанное было о том, во что они ранее верили, а не тем, что было сказано на самом деле. Разговор с алличным человеком может причинить много огорчения, когда это случается.

Эти вещи вызывают сложности при обучении алличных людей: им сложно уйти от примитивных моделей мира, которые следует заменить на более сложные, более точные модели.

Эту проблему зачастую неправильно понимают. Из вышесказанного может сложиться впечатление, что алличным людям сложно понять разницу между идеями правды и лжи. При более близком рассмотрении оказывается, что большинство алличных людей на самом деле понимают разницу, но они не находят её особо важной - их не заботит фактическая точность. Алличные люди склонны к тому, чтобы судить об идеях и других вещах не на основе их точности или по другим значимым критериям, но по стилю их представления или их отношения к человеку, который их представляет, и другим незначимым вещам.

3.3. Использование компьютеров

Алличные сложности с объективным мышлением особенно проблематичны при попытке использования компьютера - задача, которая становится всё более важной в современном промышленно развитом обществе. Алличные приёмы мышления во многом несовместимы с теми способами, которыми компьютер обрабатывает информацию. Отчасти именно всё возрастающая важность этой несовместимости и привела к выявлению такого состояния, как аллизм.

Хотя недавние разработки в области компьютерного интерфейса привели к великим достижениям в доступности использования компьютера алличным людям, правильные методики не применяются широко. Большинство современных попыток облегчить жизнь алличным компьютерным пользователям заключаются в ограничении количества информации, которым пользователь может оперировать одновременно, делая общее информационное пространство достаточно малым для того, чтобы это было подъёмным для нарушенного мыслительного процесса алличного человека,
по крайней мере в случае достаточно мягкого аллизма у пользователя.

Компьютерное программирование всё ещё остаётся областью, по сути закрытой для аллистов. И хотя на самом деле ИТ-профессионалы редко относятся предвзято к аллистам. И в самом деле, у некоторых алличных людей получилось построить успешную карьеру в ИТ, но все они без исключения в меньшей степени затронуты недугом и никогда не встречаются среди наиболее квалифицированных или плодовитых специалистов в этой области.

3.4. Религия и вера

Из-за недостаточной заботы о фактической точности, описанной в разделе 3.2, алличным людям не комфортно сталкиваться с точной идеей, которая согласно тем критериям, которые они находят более важными, менее ценна, чем противоречивая неточная идея, которую они до этого разделяли. Поэтому неудивительно, что многие алличные люди обращаются к организованной религии, которая обеспечивает их неизменным набором вещей для веры и очень привлекательным способом представления и признания этих убеждений.

Апелляция к авторитету - которая является ключевой в большинстве организованных религий - это самоподтверждающийся и простой способ судить об идеях, что делает её привлекательной для алличных людей. Коллективное почитание организованной религии обеспечивает среду, в которой алличный человек может быть не просто уверен в том, что его или её убеждения не будут поставлены под сомнение, но и может ожидать почтительного отношения к своим религиозным убеждениям, причём в присутствии большого количества людей и в высоко ценимой ими церемониальной манере. И всё это служит тому, чтобы ещё больше укрепить их веру. Даже за пределами мест, где проходит коллективное поклонение, организованные религии стремятся препятствовать каким-либо сомнениям или критике своей веры. Некоторые религии заходят настолько далеко, что в явном виде ценят веру выше разума как средство для суждения об идеях, и делают религиозным преступлением рассмотрение фактической точности продвигаемых ими идей.

Суждение об идеях на основании критериев, отличных от фактической точности, естественным образом делает возможным одновременную высокую оценку двух идей, противоречивых с точки зрения фактов. Некоторые алличные люди показывают эту способность поддерживать веру в противоречащие друг другу вещи; это поощряется религиями, которые в общем мало заботятся о согласованности своих доктрин как друг с другом, так и с наблюдаемыми фактами в физическом мире. Конечно же, когда алличный человек заявляет, что верит в две взаимоисключающие вещи, то у него или неё, очевидно, странная концепция веры - некоего типа веры, не имеющего отношения к соответствию фактам - и становится сложным утверждать, что они способны верить во что-либо в каком-либо осмысленном значении слова "вера".

4. Изучение аллизма

4.0. Развитие аллизма

Аллизм является расстройством развития. Первые симптомы проявляются в возрасте около двух лет. К возрасту трёх лет, по-видимому, уже можно определить, является ли человек алличным или нет, и мало что можно сделать с целью повлиять на это.

Хотя понимание физических причин аллизма далеко от совершенства и требует дальнейших исследований, мы довольно неплохо осведомлены об общих механизмах. Исходная аномалия в неврологическим развитии возникает на очень ранних стадиях беременности, в первом её месяце, и дальнейшие неврологические аномалии появляются в частях мозга, развивающихся на более поздних сроках. Аномалии включают слегка увеличенный ствол головного мозга при чрезвычайно сильном увеличении некоторых подструктур ствола мозга; другие патологические структуры развиваются в мозжечке и коре больших полушарий.

Оказывается, что алличные неврологические структуры становятся активными в возрасте примерно двух лет. Как только это случается, одна из патологических структур начинает наблюдать за информацией, приходящей от ориентированных вовне органов чувств и учится декодировать эмоциональные сигналы, такие как содержащиеся в позе или интонации. Если дело ограничивалось бы лишь этим, то эта структура могла бы быть на самом деле полезной. Но эта патологическая структура получает контроль над собственными эмоциями мозга и заставляет его на самом деле переживать декодируемые эмоции, а не просто осознанно воспринимать то, что декодировано.

С этой точки зрения, нормальное развитие мозга подавляется эффектами, порождаемыми алличной структурой мозга. Из-за столь мощного воздействия патологической структуры на мозг посредством прямого изменения его эмоционального состояния, развивающийся мозг начинает концентрировать свои усилия вокруг этих эффектов, вместо выработки всестороннего понимания самого себя. Львиная доля развивающихся умственных способностей оказываются затронуты чужими эмоциями и эмоциональным содержимым коммуникации - и эти вещи из-за аномальной обработки эмоций становятся чрезвычайно важными для мозга. И в то же время, способность мозга иметь и осознавать собственное независимое эмоциональное состояние атрофируется.

К тому времени, когда фундамент психического развития уже по существу заложен, т.е. в районе пяти лет, большая часть личности уже развилась построенной вокруг аллистических черт. Даже если бы патологическую физическую структуру можно было бы удалить или отключить, время для развития нормального, неалличного сознания уже упущено. В самом деле, развитая алличная личность становится во многом зависимой от алличных черт и сочтёт их удаление самым большим из возможных потрясений.

4.1. Генетическая предрасположенность

Нет сомнений в том, что аллизм является отчасти наследственным, и в настоящее время среди генов известны некоторые хорошие "кандидатуры", могущие вносить свой вклад в это.Однако, он не является исключительно генетическим: т.к. нередко в семье он иногда не затрагивает отдельные поколения, и поэтому ясно, что человек может быть носителем генетической предрасположенности и передать её детям, при этом не имея никаких симптомов у себя самого. Также возможно страдать от этого расстройства, не имея никаких генетических аномалий, и это достаточно распространено.

В настоящее время имеющихся исследований недостаточно для того, чтобы определить риск передачи дефектных генов детям при их наличии у одного или обоих родителей. Ситуация, несомненно, улучшится тогда, когда эти гены будут непосредственно обнаружены, и когда будет достигнуто большее понимание связи между генетикой и неврологией.

На качественном уровне мы знаем, что если один из родителей алличен, это очень сильно повышает шанс рождения алличного ребёнка, а если оба родителя алличны, то ребёнок почти гарантированно будет затронут этим состоянием.

4.2. Диагностические критерии

В настоящее время изучение аллизма находится на слишком ранней стадии для выработки и согласования точных диагностических критериев.
Однако, следующие симптомы считаются релевантными. Во всех случаях симптомы должны проявляться до возраста трёх лет.

(а) в существенной мере полагается на использование комплексного невербального поведения, такого как пристальный взгляд глаза в глаза, выражения лица, позы тела, жесты для выражения вещей, которые могут быть легко выражены словесно
(б) эмоциональная эхолалия (отзеркаливание эмоций, выражаемых другими людьми)
(в) в процессе игры - недостаток любопытства по отношению к физическим свойствам предметов
(г) явно негибкая приверженность специфическим нефункциональным рутинам и ритуалам
(д) поглощённость эмоционально выразительными частями людей, особенно лицами
(е) склонность отвлекаться от одного интересующего предмета или деятельности из-за параллельного предъявления альтернативного стимула

Не все эти симптомы обязательно будут присутствовать в каждом алличном человеке и не обязательно все из них будут отсутствовать у произвольного неалличного человека. Но большинство из них будут присутствовать у большинства алличных людей.

5. Послесловие

Если Вы ещё этого не поняли: аллизм - это состояние, заключающееся в том, чтобы не быть аутичным. Но в современной психиатрической практике аутизм, а не аллизм считается патологией. Эта статья вплоть до послесловия является пародией на традиционную психиатрию; и такая пародия была бы серьёзной статьёй в вымышленном мире, где то, что в реальном мире называется аутизмом, считалось бы нормой.

Причина, побудившая меня написать эту пародию - не в том, чтобы поощрять людей обращаться с аллизмом как с патологией, хотя это и близко к моей интуитивной точке зрения. Напротив, я бы предпочёл, чтобы ни одно из этих состояний не считалось патологичным. Они представляют собой альтернативные варианты строения мозга, оба из них допустимы, с континуумом промежуточных возможностей, примерно как в случае гетеросексуальности и гомосексуальности. Разумеется, вне зависимости от того, что мы считаем "нормой", является допустимым применять методы изучения неврологических патологий для того, чтобы узнать больше об обоих состояниях и взаимоотношениях между ними.

Слово "аллизм", изобретенное для этой статьи, задумано как точный антоним "аутизма". Оно основано на греческом слове "аллос", означающее "другой", примерно как "аутос" (в "аутизме") означает "сам". Давая обеим состояниям названия, мы можем избежать неявного обозначения одного состояния как ненормального. Мне бы хотелось, чтобы "аутичный" и "алличный" не имели смысловых оттенков, связанных с нормальностью или ненормальностью; они должны употребляться как описательные термины как, например, "мужчина" и "женщина".

Пародия не содержит библиографии, чтобы поддерживать согласованность вымышленного мира, в котором статьи из неё были бы также написаны с точки зрения "аутизм как норма". Клиническая информация, представленная здесь, взята из обычных статей про аутизм, но перенесена в вымышленный мир путём переворачивания терминологии. Другая информация взята из личного опыта (нормальности аутичности) и из дискуссий с алличными людьми на тему их состояния. Перечень диагностических критериев для аллизма в разделе 4.2. отчасти основан на диагностических критериях DSM-IV для аутизма.

Алличные люди действительно выглядят для меня неестественными и странными, в точности как я их описал выше. Я надеюсь, что некоторые алличные читатели, прочитав об интроспективном описании аутичными людьми своих чувств (которые на самом деле существуют), отреагируют на это так же, как я, прочитав про эмпатию. Вплоть до возраста 22 лет я не знал о существовании эмпатии; Я прочитал об этом в книге про аутизм, в которой был параграф, описывающий её недостаток у аутичных людей. Оказывается, что идея такой мощной интроспекции столь же странная для алличных людей, как для меня - идея заразности эмоций.

Аллизм в настоящее время затрагивает от 99.4 до 99.9% населения в индустриально развитых странах (цифры сильно меняются от исследования к исследованию). К счастью, эти обескураживающе высокие цифры падают и по мере этого общее понимание аутизма растёт. Возможно, я принадлежу к последнему поколению, в котором достижение аутичными людьми взрослого возраста без получения диагноза было обычным делом. Но диагноз - это только начало решения: существуют тысячи аспектов повседневной жизни в индустриальном обществе, которые ненамеренно сформированы алличными способами мышления и делают жизнь аутичных людей сложной.

Т.к. доля аутичных людей растёт,то массовое заключение в клиники не является жизнеспособным вариантом. Человеческое общество должно перестать быть чисто алличным обществом; нам нужно сделать обычное человеческое общество пригодным для аутичных людей. Нам нужно положить конец ненамеренной дискриминации в отношении аутичных людей посредством информирования общества по этой тематике; и нам придётся работать с каждым обычным человеком и его или ее неосознанной дискриминацией.

Автор: Andrew Main (Zefram)
30 января 2003 г.

Представленный выше материал — перевод текста "Allism: an introduction to a little-known condition".