Слова возникают, когда нужно дать название понятию, описать предмет или явление, выразить эмоциональное отношение или дать оценку. Швейцарский психиатр Э.Блейлер ввел неолатинизм с корнем "аутос" с целью подчеркнуть "аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость" (Kuhn 2004). Г.Аспергер и Л.Каннер использовали в своих работах (Asperger 1938, Kanner 1943) новообразованное слово "аутизм" и его производные для описания отличных от нормы состояний у детей. В 1981 году британский психиатр Лорна Уинг ввела новый термин "синдром Аспергера" (Wing 1981) по имени упомянутого выше австрийского психиатра Г.Аспергера для описания состояний, сходных с аутизмом, но без клинической задержки речи и c менее выраженными симптомами. А в 1991 году немецкий психолог Ута Фрит перевела на английский язык работу Г.Аспергера, популяризовав исследования в области синдрома Аспергера. Оба термина (аутизм и синдром Аспергера) на данный момент присутствуют в МКБ-10. Американское "Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам" в 2013 году ввело понятие "расстройства аутистического спектра" с целью улучшения диагностики и конкретизации критериев.
Слова "аутизм", "синдром Аспергера" и "расстройства аутистического спектра" вошли не только в научную терминологию, но и обрели эмоционально-оценочное звучание в общественном контексте. С развитием Интернета все больше аутичных людей, их родителей и близких посредством блогов и форумов стало доносить личный опыт жизни с аутизмом, который не только дополнял научные исследования, но привносил значительный вклад в формирование понимания и принятия аутизма, оппонировал устоявшимся мифам и стереотипам.
Постепенное переосмысление аутизма и синдрома Аспергера как особого когнитивного стиля (Happe 1999) и связанных с этим подходов к обучению людей с аутизмом закономерно привело к дискуссии о лексике его описания.
Часть аутичных людей пропагандировала отказ от:
- ярлыков для описания уровня функционирования (высоко и низкофункциональный аутизм)
- "person-first language", представляющий собой прескриптивное (нормативное) правило английского языка, призванное обеспечить гуманизацию для людей с инвалидностью, его принцип "сперва личность (человек), потом указание на заболевание, клинически значимую отличимость и т.п."; они противопоставляли ему "identity-first language", чей принцип "личность — это, прежде всего, ее идентифицирующие признаки", указывая на неотрывность аутизма от своей личности, призывая тем самым принимать их особенности "как есть" и не пытаться переделать (Sinclair 1999, Brown 2011).
Другая группа людей с аутизмом настаивала на сохранении существующих терминов или равноправия в вариабельности использования слов (Rubin 2005, Mitchell 2011). Эту точку зрения разделяли многие родители (Duncan 2010, Nelson 2013) детей с аутизмом и синдромом Аспергера.
На спорность терминологии и её негативную коннотацию указывали и научные исследователи в области аутизма. Например, Саймон Барон-Коэн и его группа используют понятие "состояния аутистического спектра" (Baron-Cohen 2009). Впервые данное словосочетание он предложил в 2000 году в своей статье "Синдром Аспергера/DAF обязательно инвалидность?", подвергая сомнению "повреждение, дефицит, инвалидность" в качестве основания личности с синдромом Аспергера.
В период с декабря 2013 по февраль 2014 годов Национальное Сообщество Аутизма (NAS) Великобритании провело исследование о словах описания аутизма, которые предпочитают все заинтересованные стороны — члены британского сообщества аутизма (аутичные взрослые, родители аутичных людей всех возрастов, профессионалы в области аутизма и иные лица).
Исследование наглядно показало существующее разногласие в терминологии описания аутизма между медицинскими работниками и научными исследователями с одной стороны и аутичным сообществом с другой. Так аутичные взрослые чаще предпочитали identity-first language (сперва идентифицирующие признаки, потом человек) и самоназвание "Аспи" в сравнении с родителями и профессионалами, которым такие варианты нравились меньше. Профессионалы предпочитали "человек с аутизмом" (person-first language — сперва человек, потом идентифицирующие признаки) и "в спектре аутизма"; респонденты этой группы работают в нескольких областях: благотворительность/НКО (274), образование (519), здравоохранение (353), социальная помощь (219), научные исследования (44) и службы поддержки (23).
Посредством онлайн-опросника было опрошено 3470 человек, которых разделили на четыре группы:
- 502 взрослых аутичных человека,
- 2207 родителей детей и взрослых аутистического спектра,
- 1109 специалистов в области аутизма,
- 380 членов семьи (не родители) и друзей аутичных людей.
Таблица 1. Информация по принявшим участие в онлайн опросе респондентам, разделённым на четыре причастные к теме группы, n = число опрошенных
Участникам опроса было предложено:
а) выбрать из списка термины, которые они используют при разговорах об аутизме (см. Гистограмма 1),
б) выбрать из списка термины, которые они используют при описании самих себя или человека с аутизмом, с которым живут, работают, знакомы (см. Гистограмма 2),
в) оценить предложенные термины по пятибалльной школе: 1 = сильно не нравится; 2 = не нравится; 3 = ни то, ни другое; 4 = нравится; 5 = очень нравится (см. Таблица 2),
г) выбрать конкретный термин, который они используют, говоря об аутизме (см. Гистограмма 3).
Все термины, предложенные в опросе, были определены при помощи консультаций с членами британского сообщества аутизма, том числе двоих родителей, троих аутичных взрослых и двоих профессионалов. Для широкого охвата аудитории были привлечены волонтеры сообщества аутизма. В открытой дискуссии участники имели возможность высказаться о причинах симпатий и антипатий относительно терминов.
Таблица 2 показывает оценку по пятибалльной шкале каждого термина в каждой группе. Большинство терминов получило оценку 3 (ни то, ни другое) или выше, что указывает на амбивалентность предпочтений. Аутичные взрослые максимально (5) оценили термины "синдром Аспергера" и "Аспи". Родители, специалисты, члены семьи и друзья показали умеренное предпочтение (4) терминов "синдром Аспергера", "у него (неё) аутизм, синдром Аспергера", "человек с аутизмом, синдромом Аспергера" и "в спектре аутизма".
Термин "Аспи" вызвал неприязнь у родителей, профессионалов, членов семьи и друзей. А термин "Аутичный человек" был низко оценен профессионалами.
Таблица 2. Оценка каждого термина, описывающего аутизм, каждой из причастных к теме групп (1 = сильно не нравится; 2 = не нравится; 3 = ни то, ни другое; 4 = нравится; 5 = очень нравится), n = число опрошенных
Гистограмма 1 показывает, что наиболее одобряемыми терминами являются "аутизм" и "в спектре аутизма". В меньшей степени предпочтителен термин "расстройство аутистического спектра", но его используют приблизительно одинаковое количество людей в каждой их четырех групп. Термин "аутист/аутичный" вызывает одобрение у большого процента аутичных взрослых (61%), членов их семьи и друзей (52%), родителей (51%), но у значительно меньшего количества профессионалов (38%). "Человек с аутизмом" одобряет почти половина (49%) профессионалов, но только 28% и 22% аутичных взрослых и родителей соответственно. Значительная часть аутичных взрослых заявили, что они используют термины "аутичный человек" и "аспи", которые одобрялись меньшинством в других группах. Очень немногие респонденты заявили, что используют термин "низкофункциональный аутизм".
Гистограмма 1. Процентные показатели одобрения слов и терминов, используемых при разговорах об аутизме, каждой из причастных к теме групп.
Гистограмма 2 показывает, что люди используют различные слова и термины для описания себя или человека с аутизмом, с которым живут, работают или взаимодействуют в какой-то другой сфере. Термин "в спектре аутизма" одобряется значительным числом аутичных взрослых (45%), родителей (38%), членами семьи и друзьями (48%) и особенно специалистами (60%). Более 30% участников во всех группах заявили, что они используют термины "аутист", "у него (неё) синдром Аспергера" и "он(а) аутичный(ая)". Очень немногие участники опроса заявили, что используют термины "низкофункциональный аутизм" и "он(а) аспергер". Многие профессионалы сообщили об использовании person-first language ("человек с аутизмом", "у него (неё) аутизм" и "у него (неё) синдром Аспергера"). Небольшой процент родителей (14%) сообщили об использовании person-first language в отношении термина "человек с аутизмом" для описания своих детей, но при этом значительно больше заявили, что используют термины "у него (неё) синдром Аспергера" (32%) и "у него (неё) аутизм" (53%). Менее чем треть взрослых аутичных людей используют "человек с аутизмом" (18%) или "у него (неё) аутизм" (28%). Удивительно, но более чем половина этой группы (53%) использует "у него (неё) синдром Аспергера".
Гистограмма 2. Процентные показатели одобрения слов и терминов, используемых при описании самих себя, своего ребёнка и тех, с кем работают, каждой из причастных к теме групп.
Гистограмма 3 отображает результаты опроса выбора конкретного термина при разговорах об аутизме. Виден консенсус как между группами, так и внутри групп. Аутичные взрослые выбрали термины "аутист" (20%) и "в спектре аутизма" (19%). Более четверти профессионалов (26%), членов семьи и друзей (28%) предпочли термин "в спектре аутизма". Родители раздели свои предпочтения между несколькими терминами: "у него (неё) аутизм, синдром Аспергера"(20%), "расстройства аутистического спектра" (19%) и "в спектре аутизма" (19%). Разногласия среди респондентов вновь обозначились в отношении person-first language. Значительный процент аутичных взрослых (20%) и родителей (16%) заявили, что они предпочитают использовать "аутист". Этот термин реже выбирали профессионалы (6%), члены семьи и друзья (12%). Профессионалы сообщили о выборе "человек с аутизмом, синдромом Аспергера" (22%). Этот термин меньше предпочитали аутичные взрослые (11%), родители (13%), члены семьи и друзья (14%). Несколько участников опроса заявили, что предпочли бы использовать термины "Аспи" или "аутичный человек".
Гистограмма 3. Процентные показатели выбора терминов, используемых при разговорах об аутизме, каждой из причастных к теме групп.
Исследование ясно показало, что нет универсальных терминов для описания аутизма. Предположительно, это в значительной степени связано с фундаментальными различиями в убеждениях об аутизме и инвалидности в более широком смысле среди различных заинтересованных групп. Вполне возможно, что также на словесных предпочтениях сказывается непосредственный опыт жизни с аутизмом и положительные и негативные эффекты, связанные с аутизмом.
Источники:
- Kuhn R. Eugen Bleuler's concepts of psychopathology // Hist Psychiatry, Sep 2004.
- Asperger H. Das psychisch abnormale Kind // Wien Klin Wochenschr, 1938.
- Kanner L. Autistic disturbances of affective contact // Nerv Child, 1943.
- Wing L. Asperger's syndrome: a clinical account // Psychol Med, 1981.
- Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10).
- The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5).
- Happe F. Autism: cognitive deficit or cognitive style? // Trends in Cognitive Sciences, June 1999.
- Sinclair J. Why I dislike "person first" language // 1999.
- Brown L. The Significance of Semantics: Person-First Language: Why It Matters // 2011.
- Rubin S. Acceptance versus cure // 2005.
- Mitchell J. Is Ari Ne'eman qualified to give input on autism research? // 2011.
- Duncan S. Is It "Autistic Person" or "Person with Autism"? // 2010.
- Nelson K. Person First Language // 2013.
- Baron-Cohen S. et al. Prevalence of autism-spectrum conditions: UK school-based population study // The British Journal of Psychiatry, May 2009.
- Baron-Cohen S. Is Asperger’s syndrome/High-Functioning Autism necessarily a disability? // Development and Psychopathology, September 2000.
- Lorcan Kenny, Caroline Hattersley, Bonnie Molins, Carole Buckley, Carol Povey and Elizabeth Pellicano Which terms should be used to describe autism? Perspectives from the UK autism community // Autism: The International Journal of Research and Practice, July 2015.
- The language we use to describe autism // The NAS, August 2015.