You are here

О киборгах, лечении и выборе

Статья от 25 июля 2007 г., написанная аутисткой и блоггером из США.


technology

Как-то пару дней назад, блуждая по сети, я наткнулась на статью, в которой противопоставлялись нейроразнообразие и трансгуманизм. Автор, кажется, утверждает, что нейроразнообразие — о воздавании почестей естественной конфигурации мозга, и что оно диаметрально противоположно трансгуманизму, который, по мнению автора, усиливает предубеждения против инвалидности посредством рассмотрения типичного для вида когнитивного функционирования как болезни.

Я думаю, что оба эти изложения неверны. Как вижу это я, как нейроразнообразие, так и трансгуманизм прежде всего относятся к самоопределению. Когда я пишу о нейроразнообразии, я утверждаю, что когнитивное разнообразие выгодно для человеческого вида так же, как ценны и другие формы разнообразия, и что людей не должны вынуждать соответствовать некоей произвольной концепции идеального мозга (какой бы она ни была) или воспринимать как граждан второго сорта, если они этого не делают.

"Естественна" или нет конфигурация чьего-либо мозга, не является проблемой здесь. Для меня нейроразнообразие означает, что каждый из нас достоин уважения, принятия и равенства — независимо от того, были ли мы рождены с нашим текущим набором когнитивных черт, или решили принимать лекарства, чтобы изменить некоторые черты (например, чтобы понизить тревожность), или выбрали какую-то разновидность кибернетического усиления мозга, или что-то ещё. В мире, в котором человеческое разнообразие по-настоящему ценится, о человеке не будут судить как о более или менее ценном в зависимости от того, находится ли его или её мозг в "естественном" состоянии, и не будет никакого принуждения тем или иным способом.

Что касается жалобы, что трансгуманизм рассматривает естественное тело как больное (что он делает, в какой-то степени, в поисках излечения от процесса старения), то мейнстримовая медицина уже рассматривает дегенеративные состояния старости как заболевания, просто не очень успешно! Проводится много исследований, чтобы найти лекарство от болезни Альцгеймера, например, которая является одной из главных причин смерти пожилых людей. Если мы включаем болезнь Альцгеймера и другие связанные с возрастом деменции в наше определение типичного для вида когнитивного функционирования (как нам следует сделать, потому что развитие какой-либо формы деменции в старости типично), то общепринятым является применение модели заболевания. Не так давно, однако, люди принимали как должное, что "маразм" естественен и неизбежен. Недавние изменения в отношении общества к деменции явились не из широкого признания философии трансгуманистов, а из обнаружения медицинских фактов.

Хотя наши научные знания во многих областях всё ещё довольно примитивны, мы уже достигли точки, когда ни один гражданин современного промышленно развитого государства не проходит по жизни с естественным, неизменённым состоянием его или её тела. У нас есть зубы, восстанавливаемые с применением различных искусственных материалов, когда они разрушаются или повреждены, вместо того, чтобы считать это естественным (как поступали наши предки), заканчивая отсутствием зубов в старости. Многие из нас предпочитают контролировать свою фертильность синтетическими гормонами. Мы носим контактные линзы или делаем операции, чтобы исправить близорукость, и если с возрастом у нас разовьётся катаракта, у нас, скорее всего, будут искусственные хрусталики, имплантированные в глаза.

Я ожидаю, что подавляющее большинство из нас сочтут доступность этих современных медицинских технологий значительным достижением для человечества, а не будут сокрушаться, что мы более не ограничены жить в естественном состоянии. Хотя мы должны быть бдительными, чтобы гарантировать, что никакие медицинские процедуры не выполняются против воли человека, и чтобы предотвратить дискриминацию на основе психической или физической конфигурации человека (и здесь я имею в виду не только дискриминацию из-за инвалидности, но и все принудительные ожидания в отношении человеческого тела), нет внутреннего противоречия между ценностями нейроразнообразия и трансгуманизмом. Оба ищут как расширить наши возможности в жизни и разнообразие нашего вида.
 

Представленный выше материал — перевод текста "On Cyborgs, Cures, and Choices".