Лорна Уинг (англ. Lorna Wing; 7 октября 1928 — 6 июня 2014) — британский врач и психиатр, кавалер ордена Британской Империи (OBE, 1994), почётный член Университетского колледжа Лондона (2012). Будучи матерью ребёнка с аутизмом (девочка Сьюзи), она посвятила свою жизнь исследованиям в области аутизма и оставила миру богатое наследие. Все знаковые открытия, совершенные ею, до сих пор актуальны и используются специалистами и учёными. С именем Уинг связаны "триада нарушений", диагноз "синдром Аспергера", термин "аутистический спектр". В интервью The Guardian1 Лорна Уинг сказала: "Вполне возможно, что человечество эволюционирует, приобретая всё больше аутичных черт, потому что они оказались полезными". И такой взгляд на аутизм вполне сочетается с современными тенденциями развития общества равных возможностей для людей с разным нейротипами.
Данная статья представляет собой краткий экскурс по достижениям Л.Уинг.
В 1977 году Лорна Уинг и Юдит Гулд начали анализировать реестр (основанный при участии Уинг в 1964 году), куда заносилась информация о детях, которым требовалась медицинская или социальная помощь в районе Камберуэлл (южный Лондон). На основе полученных данных Уинг и Гулд провели эпидемиологическое исследование с целью выявить ключевые признаки аутизма и исключить вариабельные.
В их поле зрения попали 914 детей, которые согласно службам здравоохранения, образования и социальных услуг имели нарушения поведения, отставание в развитии и проблемы с обучаемостью.
Из них было выбрано 132 ребёнка в возрасте от 2 до 18 лет (на момент обследования) со следующими характеристиками:
- Все дети были прикреплены к специальным школам.
- У всех детей имелись трудности обучения или одна из особенностей: нарушение социального взаимодействия, вербальные или невербальные нарушения языковых функций, стереотипное или повторяющееся поведение.
- Все дети прошли медицинское и психологическое тестирование.
- Со всеми родителями этих детей было проведено стандартизированное интервью на основе Бланка нарушений, поведенческих проблем и уровня способностей (Wing&Gould, 1978)2.
Группа была разделена по характеру социального поведения: 58 детей с соответствующим их умственному возрасту социальным взаимодействием и 74 ребёнка с нарушениями социального поведения. Из второй группы 17 детей обладали признаками аутизма по Каннеру: аутистическое одиночество и навязчивое стремление к постоянству (Kanner&Eisenberg, 1956)3. Подгруппы не отличались по возрасту,но мальчиков в подгруппе детей с нарушениями социального поведения было больше по сравнению с подгруппой детей без таких нарушений.
В 1979 году Уинг и Гулд опубликовали результаты (Wing & Gould, 1979)4.
Первым значимым открытием стало обнаружение того, что признаки аутизма проявляются у 21 из 10000 детей одной возрастной группы из разных социальных слоев, независимо от возраста, прогресса в развитии или интеллектуального потенциала. У всех детей с нарушением социального взаимодействия имеется стереотипное поведение, почти у всех отсутствуют или аномально проявляются символическая игра и речь. Таким образом, исследование показало наличие взаимосвязи между этими видами нарушений. Так была обозначена "триада нарушений", фигурировавшая во всех исследованиях детей с аутизмом, — трудности в развитии навыков коммуникации, социального взаимодействия и воображения одновременно.
Вторым важным открытием стало обнаружение континуума нарушений. Уинг и Гулд отметили, что некоторые дети соответствовали описанию аутизма по Каннеру, а у других картина не была такой чёткой: "Распределение вариантов среди подгрупп предполагает, что они формируют континуум нарушений, а не отдельную единицу".
Часть детей с аутизмом полностью избегала социального взаимодействия, другая группа пассивно реагировала, а некоторые аутичные дети даже могли проявлять активность в социальном взаимодействии, но весьма своеобразно.
В зависимости от степени проявления нарушений в социальном взаимодействии Уинг и Гулд выделили три подгруппы, позднее к ним добавилась четвёртая (Wing, 1996)5:
- Отстранённая группа не инициирует и не реагирует на социальное взаимодействие.
У детей этой группы наблюдаются погружение в себя и безразличие к сверстникам и окружающим.
- Пассивная группа не инициирует социальное взаимодействие, но реагирует на него.
Дети этой группы откликаются на коммуникацию, если она инициирована со стороны, но сами не проявляют попыток установить контакт.
- Активная, но странная группа активно инициирует контакты, но делает это странным образом, как бы не подразумевая взаимность.
Дети этой группы предпринимают попытки установить контакт с окружающими, но делают это странным, шаблонным способом. При этом они либо вовсе не обращают внимания на реакцию людей, либо уделяют недостаточно внимания.
- Формальная, неестественная группа инициирует и поддерживает контакт, но он часто носит формальный и негибкий характер.
У детей этой группы неестественная, высокопарная и формальная манера взаимодействия как с членами семьи и друзьями, так и с незнакомыми людьми.
Ситуативно человек может проявлять черты, соответствующие различным группам, также имеется зависимость от уровня интеллектуальных способностей и возраста. А клиническая картина варьируется от человека к человеку.
В 1988 году на основе ранее полученных данных Лорна Уинг детально описывает "аутистический континуум"6, который позднее меняет название на "аутистический спектр" (Wing, 1995)7. В интервью Адаму Файнштейну8 Юдит Гулд разъясняет причину переименования: "Сперва мы назвали это "аутистический континуум", но затем поняли, что слово "континуум" подразумевает непрерывное движение вдоль линии, а это не то, что отражает всю суть. Это не вопрос об изменении степени тяжести от очень тяжелой для легкой... Концепция больше похожа на спектр света - с размыванием".
В 1981 году Л.Уинг обнаружила и популяризовала работу Г.Аспергера об аутичных особенностях поведения и коммуникации группы детей с нормальным интеллектом. Так возник новый диагноз "синдром Аспергера" (Wing, 1981)9, объяснивший особый когнитивный стиль множества людей, потребности и сложности которых ранее игнорировались. В 1989 году Карина и Кристофер Гиллберг (Gillberg and Gillberg 1989)10 сформулировали первые диагностические критерии. А в течение 20 лет было опубликовано около 900 работ по синдрому Аспергера.
Выводы о существовании спектра аутизма были поддержаны включением в 2013 году в "Руководство по диагностике и статистике психических расстройств" термина "расстройства аутистического спектра"11, который охватывает все состояния, связанные с аутизмом, отражая разнообразие среди людей с аутизмом.
В 1996 году выходит книга Лорны Уинг "Аутизм: Руководство для родителей и специалистов", которая по общему признанию является лучшей в плане введения в многочисленные аспекты аутизма.
В 1962 году вместе с соратниками Л.Уинг приняла участие в создании National Autistic Society12 (Национальное Сообщество Аутизма). Это крупнейшая благотворительная организация в Великобритании, занимающаяся для аутистов и их семей правовой и психологической поддержкой, трудоустройством, созданием программ адаптации, исследованиями.
В 1991 году под эгидой NAS Юдит Гулд и Лорна Уинг основали The Centre for Social and Communication Disorders13 (Центр социальных и коммуникационных расстройств), занимающийся диагностикой и развитием диагностических инструментов и сервисов для детей, подростков и взрослых с социальными и коммуникационными расстройствами по всей Великобритании.
Ныне данный центр переименован в честь его создательницы The Lorna Wing Centre for Autism14 — Центр Аутизма имени Лорны Уинг.
Мозг своей дочери Сьюзи, умершей в 2005 году, Лорна Уинг передала для медицинских исследований, распорядившись поступить таким же образом и с собственным.
Источники:
- Rhodes G. "Autism: a mother's labour of love" // The Guardian, 2011.
- Wing L. & Gould, J. "Handicap, Behaviour and Skills Schedule" // 1978.
- Kanner, L. & Eisenberg, L. "Notes on the follow-up studies" // Childhood Psychosis: Initial Studies and New Insights, 1956/1973.
- Wing L. & Gould, J. "Severe Impairments of Social Interaction and Associated Abnormalities in Children: Epidemiology and Classification" // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1979.
- Wing L. "The Autistic Spectrum: a Guide for Parents and Professionals" // 1996.
- Wing L. "The Continuum of Autistic Characteristics" // Diagnosis and Assessment in Autism, 1988.
- Wing L. "Autistic Spectrum Disorders: an Aid to Diagnosis" // 1995.
- Feinstein A. "A History of Autism" // 2010.
- Wing L. "Asperger's syndrome: a clinical account" // Psychol Med, 1981.
- Gillberg IC. Gillberg C. "Asperger syndrome—some epidemiological considerations: a research note" // Child Psychol Psychiatry, 1989.
- The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5) // 2013.
- National Autistic Society "About us".
- National Autistic Society "History of the DISCO".
- The Lorna Wing Centre for Autism "Our history".