Синдром Аспергера — это:
- Неврологическое расстройство, влияющее на способ обработки информации головным мозгом.
- Неочевидная, незаметная глазу инвалидность: многие люди с СА выглядят обыкновенными, но у них присутствуют сложности с общением и социальным взаимодействием.
- Он имеет генетическую и наследственную природу; возможно, обусловлен внешними факторами окружающей среды или иными значимыми факторами (точная этиология пока неизвестна).
- Нарушение типичного развития: у всех индивидов присутствует задержка в эмоциональной или социальной сфере, сохраняющаяся на протяжении всей жизни.
- Распространённость оценивается как 1 к 250, около 50% людей остаются вне поля зрения диагностики[1].
- Соотношение мужчин и женщин 1 к 4[2], но реальный показатель может быть и 1 к 2.
Синдром Аспергера проявляется индивидуально, но есть ряд общих черт, в разной степени присутствующих у каждого индивида с СА:
- Нормальный или очень высокий уровень интеллекта и хорошие вербальные навыки.
- Проблемы с использованием и пониманием речи в социальных ситуациях.
- Проблема постановки себя "на место другого": некорректная работа так называемой "модели психического" или упреждающего мышления.
- Потребность изучать социальное взаимодействие, тогда как нейротипичными людьми оное понимается интуитивно.
- Сложности с интерпретацией невербальной коммуникации: мимика, жестикуляция, тон голоса и тому подобное.
- Исполнительная дисфункция: сложности с расстановкой приоритетов, планированием, выполнением задач.
- Фокусирование на деталях, а не на общей картине.
- Фиксации (специальные, устойчивые интересы присутствуют у большинства людей с СА) на различных темах, например фильмы, география, история, математика, физика, автомобили, лошади, собаки или рептилии, которые длятся от трёх месяцев до нескольких лет.
- Дружеские связи образуются на почве общих интересов (см. пункт выше) или совместной деятельности.
- Категоричное мировосприятие (в переносном смысле "видеть всё в чёрно-белом свете") присуще многим людям с СА, они с трудом идут на компромисс и допускают неоднозначность (в переносном смысле "видеть полутона").
- Описание себя как инопланетянина на Земле.
- Тревога и/или депрессия мешают вести приемлемую повседневную жизнь.
- Чувствительность органов чувств у некоторых людей с СА к сенсорным раздражителям либо чрезмерная, либо недостаточная (гипер- или гипо-); свет, звуки, запахи, вкус, текстура — всё это может оказать существенное влияние на повседневное функционирование.
Синдром Аспергера проявляется у некоторых людей в следующих чертах и аспектах:
- Зрительный контакт затруднён, иногда может вызывать болезненные ощущения, обычно мешает сфокусироваться (от сильного напряжения во время попытки установить зрительный контакт некоторые люди могут пялиться).
- Неуклюжесть, плохая мелкая моторика, хотя некоторые добиваются хороших результатов в индивидуальных видах спорта.
- Сопутствующие заболевания: наряду с СА присутствуют обсессивно-компульсивное расстройство, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и другие.
- Особая одарённость в различных областях, например живопись, сочинительство, математика, музыка, история, электроника.
- Трудности при работе в коллективе, когда нужно взаимодействовать с коллегами.
- Срывы (мелтдауны) у детей с СА длятся от десяти минут до нескольких часов, во время которых ребёнок не в состоянии контролировать своё поведение.
- Проблемы с самооценкой у подростков с СА (особенно актуально в средней школе).
- Хорошая механическая память в отношении фактов и структурированной информации.
- Систематизация как способ миропонимания.
Кратко о том, что может быть полезно людям с синдромом Аспергера:
- Принятие диагноза и изучение того, как он влияет на вас.
- Выяснить, каким образом рассказывать о диагнозе окружающим.
- Помощь взрослым с СА с планированием бюджета и овладением навыками ведения самостоятельной жизни.
- Внимательное изучение социума и окружающей среды, чтобы гарантировать приемлемую обстановку для человека с СА.
- Изучение социальных и коммуникативных навыков.
- Изучение социального поведения.
- Работа с сильными сторонами и в сфере специальных интересов.
- Использование медицинских препаратов.
- Установление распорядка, графика жизни и тщательное планирование любого изменения.
- Сведение к минимуму участия в мероприятиях с большим количеством незнакомых людей.
- Обеспечение организационной поддержки; для некоторых хорошо подходят наглядные пособия, визуальные подсказки.
[1] Прим. переводчика: оценки распространённости в зависимости от критериев и инструментов диагностики значительно разнятся.
1. В 2003 году исследование детей с РАС показало, что распространённость аутизма варьирует от 0,03 до 4,84 на 1000, соотношение аутизма к синдрому Аспергера варьирует от 1,5:1 до 16:1.
2. Комбинация среднего геометрического соотношения 5:1 с консервативной оценкой распространённости аутизма 1,3 на 1000 даёт оценку распространённости синдрома Аспергера 0,26 на 1000.
3. В 2013 году глобальное исследование оценило распространённость синдрома Аспергера в 31 миллион человек от популяции.
[2] Прим. переводчика: в рамках бигендерной системы.
Представленный выше материал — перевод текста "Asperger Fact Sheet".