You are here

Джим Синклер: "Для чего нужна служебная собака?"

Каждая служебная собака тренируется под конкретные потребности хозяина. Но у людей с аутизмом и связанными с ним расстройствами есть ряд общих трудностей. Собака может предупредить ответственное лицо о необходимости вмешательства в случае возникновения проблемы, если речь о ребёнке или пожилом человеке, нуждающемся в уходе. Если человек живёт самостоятельно, то собака поможет привлечь внимание к опасным проявлениям окружающей среды.

dogs

Некоторые общие проблемы и примеры задач для служебной собаки:

Регулирование сенсорного и двигательного поведения

У аутичных людей бывают проблемы с обработкой входящей сенсорной информации. Эти сложности носят постоянный (человек будто "глохнет", "слепнет") или временный характер (у человека периодически отключаются зрение, слух). Они предсказуемы (человек перестаёт реагировать на входящую сенсорную информацию из-за определённого стрессового фактора, например усталость, чрезмерно большое количество сенсорной информации, вызывающее перегрузку, замешательство) или непредсказуемы (реакции человека произвольно меняются от адекватных к неадекватным, вовсе отсутствуют).
Пример #1: Ребёнок систематически не отзывается на имя. Его родители хотят, чтобы он играл на улице, но беспокоятся из-за отсутствия ответа с его стороны на зов. Можно обучить служебную собаку сопровождать ребёнка во время игры. И когда родители захотят найти ребёнка, то отдадут команду собаке. Та прибежит к ним и отведёт их к ребёнку.
Пример #2: Ученица знает дорогу в школу и может определить, безопасно ли переходить улицу. Но у неё случаются "отключения" по зрительному каналу, во время которых можно не заметить бордюр, препятствие, опасность столкновения с приближающимся велосипедистом. Служебную собаку можно натренировать останавливаться перед пересечением улиц, обходить препятствия, ведя за собой хозяйку, оттаскивать её от движущихся объектов. Поведение собаки привлечёт внимание и поможет принять решение о том, как реагировать.

У аутичных людей бывают стереотипные, повторяющиеся движения и другие виды поведения, не соотносящиеся с социально одобряемыми нормами. Люди с определённой степенью понимания общественных правил и умением контролировать своё тело могут самостоятельно и без принуждения пресечь подобное поведение, но в стрессовой обстановке или при потере концентрации оно всё равно проявляется. У некоторых людей бывает не только странное с точки зрения социума, но самоповреждающее поведение (например, удары головой обо что-то, укусы собственных рук), истерика как разрядка, социально неприемлемые действия, провоцирующие ответную враждебную реакцию соседей или полиции (например, неподобающе приближаться к незнакомцам, нарушая их личное пространство, навязчиво собирать какие-либо предметы, не учитывая, находятся оные в чьей-либо собственности или нет).
Пример #3: Ребёнок бьёт сам себя по лицу, когда расстроен или огорчён. Поведенческая терапия поможет уменьшить эту проблему, но не устранит её полностью. Еще ребёнку нравятся блестящие предметы; когда она видит на ком-то украшения, то подбегает и пытается схватить их. Служебную собаку можно обучить подавать сигнал родителю. Например, собака будет лаять или потянет в ту сторону, где ребёнок проявляет подобное поведение.
Пример #4: Взрослый человек хочет принимать участие в общественных мероприятиях и завести там друзей. У него в достаточной степени развиты навыки социальной коммуникации, но иногда он покачивается и трясёт руками. Служебную собаку можно обучить подавать незаметный со стороны сигнал, например легко толкнуть человека, когда он демонстрирует такое поведение. Это позволит узнать о происходящем и решить, стоит ли подавлять движения.

Ориентация в окружающем пространстве

Похоже, что аутичные люди нередко не обращают внимания на окружающую обстановку и не осознают потенциальных рисков среды, в которой находятся. Что может представлять опасность как для нуждающихся в помощи, так и для живущих самостоятельно. Маленькие дети убегают далеко от дома, перебегают улицу, взбираются на опасные механизмы. Взрослые люди с нарушенными навыками ориентирования на местности могут заблудиться, уйдя из школы или с работы, и при этом не смогут попросить о помощи, если не в состоянии инициировать разговор. Даже люди с достаточно развитым умением ориентироваться могут сбиться с дороги в знакомом месте, растеряться и блуждать в незнакомой обстановке.
Пример #5: Ребёнок регулярно ходит во двор к соседям и там лазает вокруг бассейна или залезает в него. Несколько раз его находили внутри. Однажды он упал туда, когда вода в бассейне была спущена, и сломал руку. Родители поставили высокий забор, но ребёнок перелезает через него. Ещё он научился отпирать сложные оконные и дверные замки. И как-то раз его обнаружили во дворе соседей, в то время как родители были уверены, что он находится в закрытом помещении. Родители опасаются, что если хоть немного ослабят бдительность, то ребёнок утонет. Служебную собаку можно обучить подавать сигнал, когда ребёнок лезет через забор, открывает двери или окна, приближается к бассейну.
Пример #6: Невербальный подросток проживает в специальном общежитии. Он часто уходит далеко от здания, несмотря на все усилия следящего за ним персонала. Общежитие находится в городе, поблизости от нескольких оживлённых улиц. Подросток не обладает умением безопасно переходить дорогу. Работники общежития решили, что раз подростка не удаётся отучить уходить из здания и обучить пересекать дорогу по правилам, то он должен быть перемещён из общежития в место с ограниченной свободой передвижения. Служебную собаку можно обучить охранять границы территории вокруг общежития и подавать сигнал, когда подросток выходит за них без сопровождения воспитателя.
Пример #7: Выпускница школы живёт отдельно от родителей, на работу она ходит пешком или ездит на велосипеде. Иногда она пропускает поворот или проезжает несколько лишних кварталов, а потом не может сориентироваться. Если ей нужно сделать небольшой объезд или смену маршрута для выполнения поручения, то она тоже заблудится. Обычно она останавливается по дороге с работы домой в продуктовом магазине по соседству. Если же она пойдёт в тот же магазин из дома, не заходя на работу, то потеряется. Пытаясь дойти до продуктового магазина в выходные дни с использованием привычного маршрута (сперва дойдя до рабочего здания), она всё равно блуждает, так как звуки дорожного трафика по выходным отличаются от тех, что в будни. Служебную собаку можно обучить приводить хозяйку домой, на работу, в магазин, отдавая конкретную команду для каждого места.

Ориентация в социальной среде

У аутичных людей возникают проблемы с самыми простыми социальными действиями, например: отличать людей друг от друга, распознавать эмоции, понимать, что к ним обращаются, инициировать разговор. Такое поведение приводит окружающих к выводу, что аутичный человек не заинтересован в людях и не хочет взаимодействовать. Необычные внешний вид и манеры тоже могут стать причиной отказа окружающих от общения с аутистом.
Пример #8: Ученице начальных классов общеобразовательной школы не удаётся ни с кем подружиться. Дети игнорируют и дразнят её. А она не знает, как подойти к сверстникам, хотя хочет поиграть с ними. Служебная собака одним свои видом вызовет интерес и поспособствует установлению дружеского контакта с одноклассниками. Также можно обучить собаку играм, которые побудят детей присоединиться к девочке и собаке. Например, ребёнок и собака играют во фрисби (летающая тарелка), а другой ребёнок наблюдает за игрой, стоя рядом. Вероятно, аутичный ребёнок не расценит это как повод к контакту, но служебную собаку можно обучить принести летающую тарелку и другому ребёнку, чтобы тот её бросил и присоединился к игре.
Пример #9: Офисный работник весело и дружелюбно общается с коллегами на работе, но, встречая их вне работы, не узнаёт. Еще у него проблемы с распознаванием собственного имени, если его окликают в людном месте. Когда коллеги встречают его за пределами офиса, то здороваются, машут ему, пытаются начать разговор. И не понимают, почему он их игнорирует или ведёт себя так, будто незнаком с ними. Они приходят к выводу, что он грубый и неприветливый человек. И через некоторое время прекращают общаться с ним в офисе, не пытаются заговорить и в иных местах. Служебную собаку можно обучить предупреждать человека, когда к нему подходят знакомые, окликают его по имени, пытаются привлечь его внимание.
Пример #10: Выпускник колледжа живёт самостоятельно, ходит на оплачиваемую работу, но социальная наивность и манера доверять без оглядки делают его частой мишенью для мошенников. У него крали портмоне, фотокамеры, рюкзаки и другие вещи, потому что он клал их под ноги и легко отвлекался, не замечая воров, пока не становилось слишком поздно. Один раз у него украли машину со стоянки, потому что он оставил ключи в двери. При этом он был всего в нескольких метрах от вора — ставил продуктовую тележку на обочину, но не заметил его даже тогда, когда автомобиль тронулся с места. Несколько раз его грабили, потому что он не обращал внимания на идущих позади опасных людей. Служебная собака обеспечивает повышенную безопасность уже одним фактом своего сопровождения, даже без агрессии. Простое присутствие служебной собаки может предотвратить подобные происшествия. Помимо этого, собаку можно обучить предупреждать человека, когда к нему или к его вещам кто-то приближается, что даст ему возможность быть в курсе дела и принять решении о том, как реагировать.

Рутина (следование жёсткому графику, режиму плану) и перемены

У аутичных людей множество различных проблем, связанных с привычным распорядком дня и переменами. Они возникают при обучении следовать конкретным этапам повседневной деятельности, или, наоборот, при необходимости нарушить крайне жёсткую рутину. Возможны сложности с наведением и поддержанием порядка, в результате чего постоянно теряются вещи, или, наоборот, сохранение организованной строгим образом среды и расстройство при малейших её изменениях. У собак есть естественная способность выучить установленный порядок и выполнять действия, которые могут быть системой подсказок и напоминаний для человека. Способность собаки распознавать изменения и приспосабливаться к ним поможет человеку более гибко действовать при незначительных переменах, которые сложно предугадать и потому к ним практически невозможно подготовиться.
Пример #11: Ребёнок не умеет одеваться самостоятельно и сопротивляется попыткам родителей научить. Но ей нравится, когда собака приносит её носки, и она сама их надевает. Служебную собаку можно обучить приносить предметы одежды и использовать метод построения обратной цепочки (Backward Chaining), чтобы научить ребёнка одеваться.
Пример #12: Взрослый человек овладел всеми навыками подготовки к выходу на работу по утрам. Но у него есть сложности с их последовательностью. Он может выйти из душа и тут же одеться, не вытерев себя полотенцем, забыть побриться или не захватить коробку с обедом. Служебную собаку можно обучить следовать за человеком на каждом этапе графика и подавать ему подсказки с целью напомнить о дальнейших действиях. Например, собака может приводить человека в ванную, чтобы напомнить о необходимости принять душ, приносить ему полотенце после мытья, чтобы он вытерся, приносить бритву, чтобы он не забыл побриться.
Пример #13: Ученица каждый день ходит в школу и домой одной и той же дорогой. Если на её пути встречается препятствие (например, лужи на тротуаре, припаркованная машина, блокирующая путь, перекрытая для ремонта часть дороги), то она способна их распознать, но у неё возникают проблемы с построением плана обхода. Например, она видит грязь на тротуаре и пытается обойти по подсохшей или наименее загрязнённой его части, вместо того чтобы просто пройти по траве и тем самым вообще избежать грязи. Служебную собаку можно обучить воспринимать разные элементы окружающей среды и уводить от представляющих собой препятствие.
Пример #14: Человек работает уборщиком в школьном здании. Его обычный график включает в себя уборку части школьных помещений после окончания уроков. Изредка люди используют классные комнаты для встреч. Человек не обращает на них внимания, выполняет свою работу как и всегда, нарушая тем самым встречу. Для собаки естественно отреагировать на появление незнакомых людей в привычном месте. Служебную собаку можно обучить привлекать внимание человека к таким изменениям, чтобы он мог решить, корректировать или нет повседневные задачи.
Пример #15: Студентка колледжа живёт в общежитии с электронным замком на входе. Люди на входе нажимают на звонок и ожидают сигнала зуммера о том, что находящийся в вестибюле за монитором слежения отпер им дверь. Время от времени студенты вносят вещи в общежитие или выносят их из него, а иногда в здание что-то доставляют. Тогда дверь держат открытой, подперев её, и звук зуммера не раздаётся. Студентка не замечает открытую зверь и, нажимая на звонок, ожидает сигнал зуммера. Если только собака специально не натренирована дожидаться сигнала зуммера, прежде чем входить внутрь, то для неё естественно понимать открытую дверь как сигнал войти. Служебную собаку можно обучить при виде открытой двери направлять девушку внутрь, не дожидаясь звука зуммера.

В заключение...

Аутизм и связанная с ним инвалидность затрудняют процессы базового восприятия и обучения. И хотя пёс не заменит человеческое умение разбираться в ситуациях и логическое мышление, служебная собака вполне способна скомпенсировать нарушения обучаемости и восприятия. Она, по сути, инструмент для фокусировки внимания. Собака-воспитатель обучается распознавать требующее внимания поведение человека, нуждающегося в уходе, и предупреждать об этом медицинский персонал. Собака-поводырь обучается распознавать элементы окружающей среды, представляющие опасность для живущего самостоятельно человека, и привлекать к ним его внимание.

Представленный выше материал — перевод текста "What do SSigDOGs do?"