Синдром Аспергера может влиять на людей на протяжении всей жизни, но многие люди с СА используют свои сильные стороны для компенсации или обхода проблемных областей — и даже могут добиться успеха и внести выдающийся вклад в общество. Уважая возможности и человечность людей с СА, нельзя также преуменьшать их борьбу и проблемы.
Общество, рассчитанное на доминирующее в нем нейротипичное большинство (т.е. людей, не имеющих СА), человеком с СА может ощущаться некомфортным или даже едва выносимым. К примеру, жизнь в современном информационном веке — в переполненном, сложном, индустриальном обществе — может представлять серьёзные трудности для людей с синдромом Аспергера. Обычно от детей ожидают, что они будут "хорошо ладить с другими детьми" и быстро расти. От взрослых людей ожидают, что они будут работать по 40–60 часов в неделю под флуоресцентными лампами, участвовать в совещаниях, работать в команде, быстро впитывать океаны информации и решать множество задач одновременно. Такие одиночные занятия как охота, фермерство или присмотр за маяком сегодня ценятся намного меньше. Тем не менее, некоторые люди с синдромом Аспергера смогли найти работу (а иногда и супругов) в сферах, связанных с их специальными интересами.
Ниже приведены диаграммы, отображающие возможные сильные стороны и проблемные области людей с синдромом Аспергера, с последующим описанием ключевых моментов для каждой области. Однако необходимо помнить о том, что люди с СА не похожи друг на друга, а в своих сильных сторонах отличаются даже больше, чем в проблемных.
Ум, специальный интерес, память
- Уровень интеллекта от среднего до высокого.
- Хорошие вербальные навыки; богатый словарный запас.
- Способность воспринимать и запоминать большие объёмы информации, особенно по теме специального интереса.
- Способность мыслить визуальными образами.
- Независимое, самостоятельное обучение.
- Склонность мыслить нешаблонно и находить нестандартные подходы.
- У некоторых есть выдающиеся способности и знания в конкретных областях.
Сосредоточенность
- Способность (а в некоторых случаях и предпочтение) заниматься делами в одиночку.
- Заинтересованность в малоисследованных или нестандартных областях знаний.
- Способность к длительному сосредоточению во время чтения, письма, проведения опытов.
- Предпочитают не тратить время на некоторые виды деятельности, которые привлекают нейротипичных людей.
- Некоторые специальные интересы способны превратиться в продуктивные хобби или профессии, в которых можно проявить творческий подход или даже совершить открытие.
Внимание к деталям
- Способность замечать мелкие детали в идее, теории, числовом ряде, объекте, визуальном образе, книге, фильме.
- Способность выполнять однотипные задачи, в которых важны точность, правильность и порядок.
- Серьёзный подход к работе; приверженность качеству и точности работы.
Своеобразный юмор
- Игра слов, каламбуры.
- Любовь к сарказму и сатире.
- Склонность быть выше пустых разговоров и необоснованного пиетета.
Прямота
- Способность и склонность говорить правду — даже если это невежливо или не отвечает личным интересам.
- Потребность в правилах и их соблюдении.
Желание общаться
- Прикладывают много усилий для получения социальных навыков, которые не приобретаются естественным путём.
- Упорство перед лицом отвержения, непонимания и неудач.
- Вера в лучшее в людях (иногда наивная).
- Принятие причуд и несовершенств других людей, верность в дружбе.
Честность и справедливость
- Чужды условностям, с широкими взглядами, склонны к толерантности.
- Резкая реакция на несправедливость.
- Защита аутсайдеров, жертв травли или членов угнетённых групп.
- Склонность выражать заботу нетипичными способами.
- Склонность симпатизировать животным и защищать их.
Обработка сенсорной информации
- Чрезвычайная чувствительность — или относительная нечувствительность — к свету, звукам, запахам, вкусам или текстурам. По мере взросления эти сенсорные проблемы могут стать менее выраженными или наоборот.
- Путаница в разграничении информации, приходящей через разные органы чувств (например, громкий звук может восприниматься как физическая боль).
- Понимание положения своего тела в пространстве; избегание столкновений с людьми или объектами.
- Целенаправленное движение (использование тела для выполнения задачи).
- Нарушения слуховой, визуальной или когнитивной обработки информации, что может привести к возникновению трудностей при нахождении в социальной среде.
Контроль эмоций и тревожности
- Понимание сути эмоций и того, как они проявляются у самого себя и у окружающих.
- Понимание оттенков эмоций; адекватный эмоциональный отклик на других людей, действия и ситуации.
Управление вниманием и своими действиями
- Фильтрация внешних стимулов.
- Разграничение значимой и второстепенной информации.
- Удержание внимания на значимой информации.
- Переключение внимания.
- Интенсивные, узкие, длительные личные интересы — иногда эксцентричного характера — что может привести к социальной изоляции или мешать ежедневной жизнедеятельности.
- Уязвимость к стрессу, иногда переходящая в психологические или эмоциональные проблемы, включающие низкую самооценку, депрессию, тревожность или обсессивно-компульсивное поведение.
Гибкость мышления
- Способность видеть более одного способа выполнения задачи/решения проблемы.
- Осознание существования исключений из правил; терпимость к отступлению от правил другими людьми.
- Принятие откликов, советов, предложений или помощи от других.
- Перемены могут спровоцировать тревожность, в то время как знакомые предметы, схемы поведения и привычный распорядок обеспечивают уверенность. Как результат — сложности с переключением между задачами: учебными занятиями, работой и обедом, очерёдностью в диалоге.
Центральное согласование/обобщение/основная идея
- Способность "видеть лес за деревьями". Склонность к фокусировке на деталях данной ситуации вместо того, чтобы видеть полную картину.
- Выделение основной идеи текста или разговора.
- Распознавание и упорядочивание информации.
- Понимание сложных или абстрактных концепций.
- Обобщение и практическое применение опыта.
Исполнительная функция/решение задач
- Упорядочивание мыслей и материалов.
- Письменное выражение мыслей.
- Распределение времени.
- Определение приоритета каждой задачи, начало и завершение работы.
- Создание новых или альтернативных решений.
Модель психического/принятие во внимание иных точек зрения
- Распознавание и понимание мыслей, чувств и намерений других людей в связи со склонностью не замечать или неверно понимать такие сигналы как выражение лица, язык тела и интонация.
- Быстрая и эффективная обработка социальной информации.
- Способность быть тактичным, говорить "ложь во благо".
Скрытый контекст
- Понимание неписаных или подразумеваемых социальных правил.
- Понимание того, что нужно говорить в различных социальных ситуациях.
Социальное взаимодействие
- Будто создают неловкую ситуацию или грубят, ненамеренно расстраивают окружающих.
- Способность замечать и верно интерпретировать невербальные знаки (жесты, поза, выражение лица и интонации).
- Контроль над собственными невербальными сигналами.
- Умение начать разговор, присоединиться к нему и поддержать его.
- Грамотное использование юмора и сарказма, понимание их использования другими людьми.
- Ощущение некого отличия и оторванности от остального мира, а также неприспособленности, что иногда называют "синдромом инопланетянина".
Самосознание/самозащита
- Осознание и выражение своих собственных эмоций.
- Понимание/принятие своих сильных и слабых сторон.
- Разработка стратегий компенсирования слабых сторон и развития сильных.
- Осознание необходимости помощи; умение просить о помощи.
- Признание факта травли и способность защитить себя.
Хроническая усталость
- Проблемы со сном.
- Усталость из-за сенсорной стимуляции в определённых условиях.
- Усталость из-за сознательной умственной обработки информации, которую другие могут обрабатывать интуитивно.
- Истощение из-за легковозбудимой нервной системы (ограниченный шаблон поведения "бей или беги").
Представленный выше материал — перевод и адаптация текста "What is an Asperger Profile?"