You are here

Половое воспитание, дети и молодые люди с РАС

Дети узнают о поле и половой жизни с очень раннего возраста, даже если мы не говорим с ними об этом. Многие из того, что они узнают, является некорректным, сбивающим с толку и пугающим. В мире, где секс используется для продажи машин и мороженого, а личная жизнь знаменитостей становится делом каждого, мы не можем себе позволить не говорить с нашими детьми о сексе и взаимоотношениях, если мы хотим помочь им осмыслить всё это.
National Children's Bureau, Sex Education Forum, 2003 (национальное бюро детства, форум по половому воспитанию)


hearts

Приведённая выше цитата взята из руководства по поддержке родителей, не являющегося специфичным именно для аутизма. В нём описывается, как важно говорить с каждым ребёнком о половом воспитании, чтобы они не ощущали себя сбитыми с толку, смущёнными или тревожными.

Проблемы, специфичные именно для детей с расстройством аутистического спектра (РАС), подразумевают, что обычные, повседневные разговоры и социальное взаимодействие могут вести во многих случаях к неправильному пониманию, смущению или расстройству. Вследствие этого родители тратят много времени, пытаясь объяснить этот хаотичный и пугающий мир своим детям. Ваши объяснения и поддержка становятся ещё более важными, когда вы говорите с детьми о половом созревании, сексе и отношениях.

Однако это не обязательно будет лёгкой беседой. Поэтому мы написали данную памятку, чтобы помочь вам действовать в правильном направлении. Для облегчения нахождения конкретных интересующих тем она разбита на несколько разделов. Однако некоторые области могут естественным образом перекрываться.

Пожалуйста, имейте в виду: эта информация предназначена для всего спектра аутизма и широкого диапазона возрастов, поэтому вам может понадобиться её приспособить под вашего конкретного ребёнка.

Содержание

Когда мне следует начинать говорить с моим ребёнком о половом созревании?
Как я объясню половое созревание своему ребёнку?
Разговор со школой
Вещи для домашней работы
   Визуальные подсказки
   Книги, которые можно использовать
Использование терминов
Менструация
Мастурбация
Личное и публичное
Безопасность вашего ребёнка
Личная гигиена
Сексуальные отношения и сексуальное здоровье
Сенсорные особенности
Отношения
"Неуместное" поведение
   Возможные объяснения
   Возможные стратегии

Когда мне следует начинать говорить с моим ребёнком о половом созревании?

Большинство родителей задаются вопросом, когда начинать обсуждать половое созревание со своими детьми. Программы как общеобразовательных, так и специализированных школ включают в себя уроки биологии, ОБЖ, полового воспитания и обществознания (примечание переводчика: в оригинале — предмет Personal, Social and Health Education (PSHE, уроки по независимой жизни, социализации и здоровью), частью которого является Sex and Relationships Education (SRE, уроки по половому воспитанию и взаимоотношениям) из программ британских школ; дальнейший текст описывает реалии школ Великобритании). Занятия начинаются с объяснения семейных взаимоотношений в подготовительных классах и в начальной школе и к возрасту около 9 лет доходят до вопросов полового созревания, поскольку у многих детей пубертатный период начинается, по-видимому, раньше, чем у предыдущих поколений. Поэтому мы предлагаем родителям координировать свои действия со школой, чтобы быть уверенными в их взаимной согласованности.

Однако важно осознавать, что детям с РАС часто требуется более длительный период времени, чтобы понять какие-либо изменения в своей жизни и приспособиться к ним. Поэтому вам придётся решить, сколько именно времени на подготовку требуется вашему конкретному ребёнку. Вы можете пожелать рассмотреть, требует ли какое-то конкретное поведение или привычка изменений (например, если ваш ребёнок сбрасывает с себя одежду в неожиданные и неуместные моменты). Полезно усвоить социально приемлемое поведение до начала полового созревания.

Как я объясню половое созревание своему ребёнку?

Вы можете подготавливать к нему своего ребёнка с раннего возраста, будучи всегда готовыми обсудить любые вопросы о его теле, которые у него могут возникнуть. Это поможет вашему ребёнку узнать, что половое созревание — это не то, чего следует стыдиться, а также будет способствовать его уверенности в себе.

Попытайтесь сохранять терпение при большом количестве неловких вопросов, которые могут быть вам заданы. Это особенно важно для детей с РАС, которые нередко задают вопрос "почему?" чаще обычного. Вам необходимо стараться быть честными с вашим ребёнком и при этом понимать, что это нормально — сказать: "Я действительно не знаю — давай разберёмся или посмотрим вместе" (National Children's Bureau, UK, Sex Education Forum, 2003). Лучше сказать что-то вроде этого, чем пытаться ответить на вопрос, когда вы не уверены в ответе. Вы можете ещё больше смутить или запутать ребёнка, если ваш ответ неясен.

Также если ваш ребёнок хочет задать вопрос в неподходящий момент, вы можете выработать стандартный ответ, который станут использовать все члены семьи, например: "Это хороший вопрос, но давай обсудим его, как только доберёмся домой" (National Children's Bureau, Sex Education Forum, 2003). Важно помнить о договорённости с вопросом, когда вы окажетесь дома; в противном случае ваш ребёнок может в дальнейшем задавать вам вопросы неохотно.

Разговор со школой

Перед тем как начать давать какие-либо формальные объяснения дома, вы можете захотеть пообщаться со школой вашего ребёнка по поводу того, что будет рассматриваться на уроках биологии и полового воспитания (примечание переводчика: в оригинале — PSHE/SRE) в школе. Совместная работа со школой поможет вам быть уверенными в согласованности объяснений, данных в школе и дома, и в лёгкости перехода между ними.

Во время данной беседы вы можете прийти к выводу, что темп этих уроков не подходит для вашего ребёнка, так как, возможно, они продвигаются слишком быстро и предполагают слишком много уже имеющихся знаний. К тому же детям с РАС могут потребоваться объяснения таких вещей, как "почему мы должны мыться каждый день", "что такое дружба и быть другом" и "как наше поведение может восприниматься окружающими". Возможно, вы и школа сможете работать совместно, чтобы быть уверенными в понимании вашим ребёнком эти концепций.

Вещи для домашней работы

Визуальные подсказки

Kerr-Edwards и Scott в своей книге "Talking together... about growing up" ("Разговаривая вместе... о взрослении", 2010) предлагают вам начать показывать вашему ребёнку жизненный цикл, так как это даёт базовое понимание развития и старения, в котором половое созревание играет важную роль. Это может быть продемонстрировано визуально через фотографии членов вашей семьи в хронологическом порядке. Тогда ваши дети смогут сравнить, например, разницу в лицах, возрасте и росте своих младших и старших кузенов, братьев и сестёр, а также родителей, тёть, дядь, бабушек и дедушек. Вы сможете отдельно остановиться на себе, показывая свои фотокарточки, сделанные в более молодом возрасте и на протяжении всей вашей жизни. Такая деятельность может помочь вашему ребёнку выработать некоторое понимание того, когда в жизни человека случается половое созревание. Это важно, так как вы не можете назвать вашему ребёнку точную дату начала полового созревания у него. Вы можете использовать схематичное изображение тела и отметить на нём все части тела. В каждой области вы можете выделить разнообразные изменения, которые будут происходить: от увеличения роста (оно может быть записано на листке бумаги, прикреплённом к стене) до появления лобковых волос. Способствуйте радостному восприятию ребёнком этих изменений, возможно, говоря ему о некоторых преимуществах быть взрослым. Например: ты сможешь принимать свои собственные решения по поводу своей стрижки, ты сможешь голосовать и т.п. — то есть всё, что может относиться к вашему конкретному ребёнку. Вы также можете поощрять некоторую здоровую соревновательность сравнением роста с другими членами семьи, особенно если увеличение роста поднимет самооценку вашего ребёнка.

Если у вашего ребёнка есть серьёзные трудности с обучением, вы можете устроить сенсорную игру для развития осознанности как тела, так и самосознания в общем. Например, Shepherd School использует самые разные сенсорные игры для повышения осознанности частей тела, используя шёлковые шарфы и предметы, издающие звук. Когда они двигаются, каждая часть тела может издавать различный звук, например,
ступни на гальке, бок — на подушке для сидения, голова на фольге, руки в ракушках, а зад — на пузырчатой упаковке. (National Children's Bureau, Sex Education Forum, 2004).

Книги, которые можно использовать

Британская fpa (бывшая Family Planning Association, ассоциация планирования семьи) выпускает серию книг, которая нацелена не конкретно на аутизм, но на людей с недостаточной специфической обучаемостью. Они называются "Talking together... about growing up" ("Разговаривая вместе... о взрослении") Kerr-Edwards and Scott (2010); "Talking together about sex and relationships" ("Разговаривая вместе о сексе и отношениях") Kerr-Edwards and Scott (2010b); "Talking together about contraception" ("Разговаривая вместе о контрацепции") Kerr-Edwards and Scott (2010c). Половое созревание и сексуальные отношения описаны в них ясным и визуальным способом, в них также есть ряд идей и заданий для облегчения объяснений. Рисунки в этих книгах являются реалистичными, хотя и выполненными в мультипликационном стиле.

Разговор с врачом общей практики (семейным врачом)

Ваш врач общей практики может помочь с неловкими вопросами о том, почему происходят эти изменения, в особенности если ваш ребёнок будет удовлетворён лишь точным, полным и научным ответом.

Вы также можете организовать визит к вашему врачу общей практики, когда ребёнок станет старше. Данная встреча может включать рутинный медицинский осмотр и обсуждение, связанное с сексуальным здоровьем или контрацепцией. Также это может стать для ваших детей возможностью ощутить себя комфортно при обсуждении с их врачом их тел.

Использование терминов

Вне зависимости от того, какие материалы или методы вы используете, вам, возможно, следует быть осторожными в плане предотвращения развития у ребёнка нереалистичного представления о том, как должны выглядеть их тела или тела других людей. Например, некоторые подростки могут смотреть на изображения из телевизора или фильмов и полагать, будто их тела будут такими же мускулистыми или стройными, как у их любимых кинозвёзд. Это важно, поскольку подобное разочарование может ударить по самооценке вашего ребёнка. Хотя для подростков в целом характерны колебания насчёт уверенности в себе, в случае людей в спектре аутизма это может быть особенно проблемным.

Вам также следует быть осторожными при использовании терминов, особенно если ваш ребёнок очень склонен к буквализму. Например, вы можете буднично описывать голос вашего сына как "ломающийся", но это может причинить много беспокойства ребёнку с РАС. Вместо этого вы можете сказать что-то более простое, например, что его голос меняется и, вероятно, станет ниже. Далее вы можете сослаться на голоса его отца, дяди или старшего брата и объяснить, что мужские голоса обычно ниже, чем женские.

Вам также может понадобиться провести грань между более медицинскими терминами для называния различных частей тела и теми словами, которые ваш ребёнок мог услышать на детской площадке. Это способно избавить от какого-либо замешательства, когда он услышит данные слова, и предупредить его от совершения невинных ошибок, которые могут привести к насмешкам. Вы также можете сослаться на эти части тела как на интимные и сказать своим детям, что, хотя они могут слышать обсуждение этих интимных мест в школе, они не должны ощущать себя обязанными участвовать в этих разговорах.

По мере протекания физических изменений в форме тела ваш ребёнок также нуждается в понимании таких элементов созревания, как менструация, эрекция и поллюции. Ваш ребёнок также может нуждаться в подтверждении того, что эти вещи являются нормальными процессами в теле, через которые проходят все люди их пола, поскольку подобные изменения могут оказаться особенно смущающими и расстраивающими. Девочки могут считать, будто у них опасное для жизни кровотечение, в то время как мальчики — думать, что они обмочились в постели, и отказываться с кем-либо об этом говорить. Вы можете уверить их в том, что это нормально, будучи доступными для разговора, — возможно, установив какое-то конкретное время, когда вы можете слушать и обсуждать их проблемы, ни на что не отвлекаясь. Вы также можете сравнить эти выделения с другими жидкостями тела, используя схематический рисунок тела и показывая, какие части тела производят, например, слёзы, пот, мочу и сперму (Kerr-Edwards and Scott, "Talking together...about growing up", 2010). Это способно помочь вашим детям добиться большего понимания того, как работает их тело в целом.

Менструация

При объяснении менструации вашей дочери вам понадобится обеспечить её подходящими средствами личной гигиены. Их можно положить в какой-то определённый выдвижной ящик в её спальне или же в ванной комнате, чтобы она могла быть уверена в том, что они всегда будут там при необходимости. Вы также можете сказать ей, к кому обратиться в школе, если месячные начались прямо там, — например, к школьной медсестре

Помимо предоставления гигиенических средств, вам также может понадобиться продемонстрировать своей дочери, как ими пользоваться, возможно, открыв одну из упаковок и показав, как их следует размещать, указывая на какие-либо отдельные особенности, которые могут помочь ей запомнить, как размещать их правильно.

У Wrobel в её книге "Taking care of myself" ("Уход за собой", 2003) есть целый раздел о менструации, включающий задания, которые можно использовать для закрепления изученного. Книга Mai Rees, Charlotte Carter и Lindsay Myers "Periods — a practial guide" ("Месячные — практическое руководство") — это книга с компакт-диском, которая даёт девочкам и молодым женщинам информацию о менструации. Эти же авторы также выпустили карманный буклет с названием "I change my pad" ("Я меняю свою прокладку"). Если ваш ребёнок использует визуальные подсказки, то вы можете использовать календари для того, чтобы помочь ей планировать, когда случатся месячные. Это способно помочь ей чувствовать себя менее тревожной. Также можно поощрять её носить с собой маленький блокнотик, который будет давать соответствующую информацию или подтверждение в тех случаях, когда вас не будет рядом. Это также поспособствует независимости и может быть использовано различными способами на протяжении её жизни.

Мастурбация

Мастурбация — это естественное занятие для ребёнка, который проходит через пубертатный период. Будьте готовыми к разговорам о мастурбации со своим ребёнком, чтобы у него не развилась тревога по поводу своих действий.

Wrobel (2003) включила в свою книгу "Taking care of myself" ("Уход за собой") раздел о мастурбации, причём как о мужской, так и о женской. В ней даны правила о том, где и когда можно мастурбировать. Kerr-Edwards и Scott (2010) в своей книге "Talking together... about growing up" ("Разговаривая вместе... о взрослении") используют картинки и истории, чтобы объяснить мастурбацию как мальчикам, так и девочкам, а также важность того, что мастурбировать можно исключительно не на людях.

На веб-сайтах BBC есть биологическое описание эрекции, которое можно показать вашему сыну (ссылка). Читая это объяснение вместе с вашим сыном, и, возможно, смотря интерактивное видео по анатомии, показывающее развитие мужских гениталий, вы можете убедить своего сына в том, что происходящее с его телом случается со всеми мальчиками и мужчинами. При разговоре с сыном об эрекциях вам также будет необходимо объяснить ему поллюции.

Важно, чтобы ваш ребёнок знал, как очистить себя после этого, и имел под рукой бумажные/влажные салфетки или подходящее полотенце. В случае поллюций вы можете пожелать, чтобы ваш сын сказал вам, что случилось, для того чтобы вы вместе смогли бы сменить постельное бельё. Если ваш ребёнок считает это сложным, вы можете выработать символ или знак, который он станет вам показать. Возможно, это будет карточка или жест рукой, который даст вам знать, что произошло.

Личное и публичное

Когда вы говорите со своими детьми о половом созревании, вам может понадобиться дать им некоторые инструкции о том, с кем они могут говорить о каких-либо вопросах, беспокоящих их, например, с мамой, папой, врачом и школьной медсестрой. Также вам может понадобиться сказать им о "личных" и "публичных" комнатах и о том, что им следует практиковать отдельные действия, такие как мастурбация, только в "личных" комнатах. Чтобы разъяснить это, вы можете поместить знак "личная" на дверях их личного места в доме, например на их спальне. Однако, пожалуйста, удостоверьтесь, что ваш ребёнок понимает: если на комнате написано "личная", это не обязательно означает, что это подходящее место для вообще любого рода сексуальной активности (National Children's Bureau, Sex Education Forum, 2004).

Вы также можете установить правило, что люди должны стучаться в дверь любой спальни, прежде чем туда войти. Вам понадобится удостовериться, что каждый, кто посещает ваш дом, в курсе этих правил. Тема личного пространства также может быть расширена до разговоров о том, как обеспечить свою безопасность. Вы можете использовать Social Story™ ("социальные истории", авторская методика Carol Gray) для того, чтобы описать возможные ситуации, в которых другой человек может вести себя неподобающе по отношению к ним, и если они обеспокоены поведением кого-либо по отношению к ним, они должны сказать об этом, например, своим родителям или учителю. (Как Kerr-Edwards and Scott (2010), так и Wrobel "Taking care of myself" (2003) говорят о личном пространстве и обеспечении собственной безопасности).

Безопасность вашего ребёнка

Вы также можете быть обеспокоены безопасностью вашего ребёнка во время интернет-серфинга. Есть различные организации, которые способны помочь советами по поводу этого, включая детали насчёт программ фильтрации или блокировки, таких как NSPCC или ASPCC.

В то время как подростковые годы могут быть сложными для любого ребёнка, они способны причинить особенно много стресса ребёнку, который не любит изменения и путается в своих собственных эмоциях. Ведь в это время меняются не только их тела, но их жизни, возможно, также подвержены постоянным переменам, и большинство детей будет привыкать к новой школе, новым друзьям, учителям и распорядку. Можно надеяться, что если удостовериться в понимании ребёнка этих изменений и в готовности к ним, тревожность будет минимальной.

Личная гигиена

Все мы знаем, что во время прохождения через половое созревание нужно уделять больше внимания нашей личной гигиене.
Детей с РАС следует поставить в известность об этих изменениях и направить их к адекватному решению, например использованию дезодорантов, более частому приёму душа и мытью головы.

Нужно объяснить не только сами гигиенические процедуры, например, как бриться, но и то, почему они нужны. Это связано с тем, что людям с РАС сложно понять социальные нормы, стоящие за этими процедурами. Например, они могут просто знать о какой-то отдельной процедуре вроде утреннего душа как о части их повседневной рутины. Поэтому если она каким-то образом меняется, они могут и не принять душ. Это может сделать их непопулярными среди друзей или превратить в объект насмешек со стороны одноклассников.

В книге fpa (Family Planning Association, Великобритания) "Talking together... about growing up" (2010) обсуждается использование дезодорантов как часть историй в комиксах об изменениях в теле. Они включают ношение лифчика, бритьё лица, а также мастурбацию и заботу о собственной безопасности. Если нужно, то в качестве альтернативы можно обратиться к более личностной точке зрения: Luke Jackson, подросток с синдромом Аспергера, написал книгу с названием "Freaks, geeks and Asperger syndrome" ("Чудаки, ботаники и синдром Аспергера") (2002), которая предназначена главным образом для подростков. В ней есть хорошие главы о дружбе и свиданиях, включая важность гигиены при взаимодействии с привлекательными для вас людьми!

Сексуальные отношения и сексуальное здоровье

По мере прохождения вашего ребёнка через половое созревание вы можете задуматься о том, что настала пора поговорить с ним о сексуальных отношениях. Ваш ребёнок уже может обладать знанием биологической части из уроков естествознания или полового воспитания в школе. Однако вы можете захотеть закрепить выученное там дома. Также вы можете пожелать поддерживать связь со школой, чтобы быть уверенными в согласованности действий и снизить шанс какой-либо путаницы или смущения.

Вы можете использовать самые разные книги, включая публикацию fpa "Talking together... about sex and relationships". Вам также может понадобиться обсудить вопросы сексуального здоровья, такие как цитологический мазок и защиту от нежелательной беременности, а также заболевания, передающиеся половым путём. Вы можете использовать Social Story™ для объяснения визитов к доктору или медсестре. В качестве альтернативы можно использовать серию книг под названием "Books beyond words" ("Книги по ту сторону слов"), в которой есть картинки для объяснения содержащейся там информации. В ней имеются такие книги, как "Susan's growing up" ("Сюзан растёт") о менструации и "Looking after my balls" ("Осмотр собственных яичек"), которая показывает молодым мужчинам, как проверять свои яички. В других книгах серии даётся информация о том, что происходит, когда женщина сдаёт цитологический мазок; как и почему мы должны мыться и поддерживать чистоту; и когда мы можем и не можем обнимать новых друзей и трогать их.

Сенсорные особенности

Вам также может понадобиться рассмотреть сенсорные особенности, которые могут быть у вашего ребёнка.

Например, если у него есть трудности с тем, чтобы обнимать других людей, это может в дальнейшем оказать влияние на сексуальные отношения. Вы можете попытаться десенсебилизировать вашего ребёнка, помогая ему переносить объятия от вас. Можно начать с сидения вас напротив вашего ребёнка или с чего-то иного, что он с удовольствием перенесёт, и далее переходить к увеличению вашего физического контакта с ним, например кратковременным прикосновением к его руке. Далее вы расширите этот процесс за нескольких месяцев или лет до такой степени, чтобы он мог переносить объятия от вас. Однако помните, пожалуйста, что он может так никогда и не почувствовать себя комфортно от объятий от вас или кого-либо ещё. Или он сможет переносить объятия от вас, но не от кого-то ещё. Также он может никогда не понять в полной мере всё многообразие сложных причин, почему или когда нам могут быть нужны объятия. Он может обниматься, но воспринимать это только как часть выученного распорядка. Например, мама любит обниматься, когда она приходит с работы.

Ряд взрослых с РАС описывают их любовь к отдельному предмету или потребность в нём. Донна Уильямс, у которой есть аутизм, пишет, как она "...влюблялась в вещи в домах людей намного сильнее, чем в самих людей" (Уильямс, 1999). Возможно, Донна так чувствовала, поскольку предметы являются предсказуемыми, твёрдыми и надёжными и не похожи на членов её семьи, которые выглядели изменяющимися ежеминутно. И это понятно, когда мы начинаем оценивать мир с её точки зрения.

Пожалуйста, всегда помните, что хотя у вашего подростка и есть расстройство аутистического спектра, он всё же подросток. И поэтому высока вероятность, что он будет заинтересован в этой части жизни в большей или меньшей степени. У него могут появляться более сложные вопросы, обусловленные трудностями с коммуникацией и социальным взаимодействием. Например, "Как найти друзей?" или "Как найти девушку/парня?", "Как поцеловать кого-либо?" Отвечая на эти вопросы и вообще разговаривая с ребёнком о сексе и сексуальности, вы можете способствовать предотвращению или снижению случаев непонимания или неподобающего сексуального поведения.

Отношения

По мере протекания изменений в теле людям в спектре аутизма может также потребоваться помощь в развитии их навыков социального взаимодействия, чтобы поддерживать сколь-либо осмысленные отношения. Это очень важный вопрос, и он во многом выходит за рамки данной статьи. Однако существует множество книг, в которых объясняется, как завести отношения, например книга fpa "Talking together... about sex and relationships", в которой описывается, как люди находят друзей, сближаются, становятся парой и в итоге решают, что они хотят секса друг с другом. (Kerr-Edwards and Scott, 2010b).

Fitzgerald, Harpur и Lawlor в своей книге "Succeeding in college with Asperger syndrome" ("Как преуспеть в вузе, имея синдром Аспергера", 2003) описывают, как найти друзей в университете, как ходить на свидания и как быть деликатными по отношению к взаимоотношениям других людей. Luke Jackson в книге "Freaks, geeks and Asperger syndrome" (2002) даёт советы о свиданиях, предложенные его сёстрами-подростками. Также существуют группы по развитию социальных навыков, к которым люди с РАС могут захотеть присоединиться.

Также вам может потребоваться обсудить роль брака и долгосрочных взаимоотношений: почему люди вступают в брак или решают постоянно жить вместе с одним человеком, каковы роли мужа/жены/отца/матери/ребёнка внутри брака/взаимоотношений? Ваш ребёнок может уже понимать свою собственную роль в семье, а возможно — и роль своих братьев или сестёр. Но ему может потребоваться некоторая помощь или поддержка для понимания тех ролей, с которыми он ещё не сталкивался. Вы также можете объяснить эти роли, обсуждая ваши взаимоотношения с партнёром и другими членами семьи. Это можно дополнять визуально с помощью схематичных рисунков или с использованием фотографий каждого значимого человека в жизни этого индивидуума, включая его самого, членов семьи, учителей и врачей, если это уместно. Вы также можете использовать отдельный листок бумаги для каждого члена семьи. Картинки следует размещать в центре листа бумаги, и на нём должны быть отображены связи к самым разным рисункам, словам или фотографиям, которые окружают этого человека. Все эти картинки или слова символизируют роль человека в жизни индивидуума и, возможно, других членов семьи (вы можете изменить индивидуума в центре с человека с РАС на маму, папу или сестру/брата; это способно помочь вашему ребёнку понять, как другие люди видят взаимоотношения в вашей семье). Вероятно, это потребует некоторых усилий, но в то же время поможет разъяснить роли внутри семьи. Вы можете также обсудить другую семью, отличную от вашей собственной — возможно, с родителем-одиночкой, или, наоборот, полную.

"Неуместное" поведение

Слово "неуместное" было выделено, поскольку то, какое поведение является неуместным, зачастую решается неаутичными людьми. Обязательно следует помнить, что расстройства аутистического спектра — это трудности социальной коммуникации, которые влияют на способность человека понимать социальную уместность поведения. Поэтому люди с данным расстройством не обязательно руководствуются или ограничиваются социальными нормами, которые направляют тех, у кого нет РАС. Это означает, что какое-то поведение может иметь очень существенное и специфическое значение для них и не является "просто грубым" или сексуально мотивированным.

Многие исследования или письменные материалы по данной теме имеют негативный окрас — это было замечено Heta Pukki, взрослой с аутизмом (Pukki, 2003) — и фокусируются в основном на самом действии, а не на причинах, стоящих за ним, например за навязчивым интересом к мастурбации.

Однако существуют исключения. Так, Isabelle написала очень прагматичную главу в своей книге "The sexuality of adolescents with Asperger syndrome" ("Сексуальность подростков с синдромом Аспергера", Hénault, 2003). Она адресовала данный текст родителям. Также она показывает, что в то время как родители и профессионалы могут чувствовать смущение в этом вопросе, для большинства подростков "сексуальное поведение воспринимается как и любое другое поведение, свободное от социальных норм и условностей", и этой концепции следует придерживаться, когда проявляется какое-либо неуместное поведение.

Возможные объяснения

Во-первых, допустите, что это поведение на самом деле может иметь цель, совершенно отличную от той, которую можно предположить. И вам захочется определить цель этого поведения в случае человека с аутизмом. Например, если какой-то человек с РАС трогает или поглаживает груди какой-то конкретной женщины при каждой встрече, то он может пытаться определить настроение этой женщины по её реакции на данное поведение. Если он не способен понять выражение лица и "язык тела" человека, он может выработать рутинную процедуру, которая выполняется каждый раз при встрече, чтобы определить, является ли она "хорошей леди" или "плохой леди" сегодня.

В этом примере могут иметь место и другие объяснения: человеку в спектре аутизма может нравиться реакция, которую он получает. Возможно, ошеломлённое выражение лица человека или словесный приказ, который он получает, вызывает у него положительные эмоции. Также они могут получать какой-то вид сенсорной стимуляции при поглаживании женского тела первый раз, и они хотят её повторения. Также ему может быть любопытно, как ощущается данная часть тела человека, и в результате он подчиняется этому позыву.

К сожалению, каждая из этих причин может закрепить это конкретное поведение, формируя замкнутый круг неуместного поведения. Поэтому важно пытаться предотвратить данное поведение как можно скорее. Можно использовать Social Stories™ или разговоры в комиксах (comic strip conversations) для понимания того, как аутичный человек смотрит на ситуацию, и описать ему, что в ней нужно делать: "Мы приветствуем людей, пожимая им руку". Вы также можете попытаться использовать Circles Concept (концепция кругов, методика обучения социальным навыкам и границам, описание — в статье Walker-Hirsch L., Champagne M.P. "The Circles Concept: Social Competence in Special Education" // Educational Leadership, 1991, 49(1), P.65-67) для визуальной демонстрации социально приемлемого поведения. Это может быть приспособлено к любой ситуации.

У людей с РАС также есть сложности со взглядом на ситуации глазами другого человека. Это означает, что они не в состоянии учесть чувства другого человека, или они могут думать, будто этот человек чувствует то же, что и они. Например, человек с РАС мог ранее увидеть людей, целующихся на улице. Позже он может подойти к кому-то, кто ему нравится — как к кому-то, кого он знает, так и к незнакомцу, — и поцеловать его. Это может смутить или оскорбить того, на кого было направлено действие, и его реакция может вызвать смущение и разочарование у человека с аутизмом. Возможно, человек ожидал более позитивной реакции: ответного поцелуя или объятий, так как он видели нечто подобное у пары на улице. Подобные примеры демонстрируют всю сложность социально приемлемого поведения. Люди в спектре аутизма могут нуждаться в руководстве и поддержке со стороны окружающих, чтобы помнить о недопустимости импульсивных действий.

Подобного рода поведение может иметь место у любого человека в спектре аутизма; оно может быть направлено на другого человека или людей или же включать в себя глубокое увлечение какой-либо деятельностью или предметом (см. раздел "Сексуальные отношения" выше). Причины такого поведения могут сильно варьироваться в зависимости от человека, ситуации и т.п. К счастью, с правильными поддержкой и объяснениями данное поведение может быть минимизировано. Однако, если трудности всё же возникают, попробуйте воспользоваться профессиональной поддержкой ваших служб здравоохранения. Это может быть консультант, психиатр или психолог.

Возможные стратегии

Ведите дневник поведения, где будете записывать, что происходит до, во время и после проявления поведения. Это может помочь достичь большего понимания того, какую цель имеет данное поведение для рассматриваемого индивидуума. Дневник может вестись на протяжении пары недель или дольше, если это необходимо. Это может быть нелегко сделать, если поведение особенно неподобающе для человека или окружающих людей, однако это важный этап понимания и попытки разрешить проблему с поведением. Пожалуйста, помните: хотя непосредственная реакция на поведение человека может быть негативной и включать ощущения шока или смятения, следует демонстрировать спокойную реакцию и ровный тон настолько, насколько это возможно.

Если человек с РАС проявляет неуместное поведение по отношению к тому, кто ему нравится, он может нуждаться в поддержке для понимания того, как завести отношения социально приемлемым способом (см. раздел "Отношения" выше).

Очевидно, что многие сложности или конфузы, способные возникнуть при половом созревании и начале сексуальных отношений, не могут быть охвачены здесь, поскольку они будут уникальными для каждого конкретного человека. Поэтому, пожалуйста, не пренебрегайте возможностью связаться с вашей местной горячей линией по аутизму (Autism Helpline) для получения дальнейших советов или информации.

Представленный выше материал — перевод текста "Sex education and children and young people with an ASD".