You are here

Краткое руководство по трудоустройству для людей с синдромом Аспергера и аутизмом


application

Введение

Расстройство аутистического спектра (РАС) сопровождается трудностями с социальным взаимодействием и коммуникацией, стереотипными или повторяющимися поведением и интересами, сенсорными проблемами и может оказывать сильное влияние на трудоустройство и продуктивность на рабочем месте. Однако в некоторых случаях его можно рассматривать как специфический стиль мышления со своими преимуществами и недостатками. Примеры преимуществ:

  • Повышенный уровень аутичных черт среди одарённых детей, включая высокий процент РАС [1].
  • Повышенный уровень аутичных черт среди студентов естественнонаучных специальностей и математиков [2].
  • Возможная связь между аутизмом и математическими способностями [3].
  • Пример использования сильных сторон восприятия и мышления аутичных людей в армии Израиля для анализа спутниковых карт [4].

Однако даже в Европе и США, где история помощи людям с РАС намного длиннее, чем в России, доля безработных среди аутичных людей составляет около 85 %. Одна из важнейших причин такой ситуации – недостаток понимания особенностей РАС как работодателями, так и аутичными работниками.

Это руководство посвящено главным образом трудоустройству людей с так называемым высокофункциональным аутизмом, также известным как синдром Аспергера (СА/ВФА). Данная форма РАС характеризуется нормальным или высоким интеллектом, способностью свободно пользоваться устной речью, а также осознанием своего состояния и проблем.

Данное руководство состоит из следующих четырёх частей, каждая из которых содержит короткое объяснение сути проблемы и инструкции как для работодателя, так и для работника:

  1. Сенсорные проблемы
  2. Социальное взаимодействие и коммуникация
  3. Навыки планирования
  4. Управление эмоциями

Библиография

[1] Ruthsatza J. et al. // Intelligence, 2012, 40(5), 419-426;
http://dx.doi.org/10.1016/j.intell.2012.06.002
[2] Baron-Cohen S. et al. // J. Autism Dev. Disorders, 2001, 31(1), 5-17;
https://dx.doi.org/10.1023%2FA%3A1005653411471
[3] Baron-Cohen S. et al. // PLoS ONE, 2014, 9(5), e96374,
http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0096374
[4] https://www.autismspeaks.org/blog/2016/01/13/israeli-military-utilizing-talents-young-people-autism (Israeli military utilizing talents of young people with autism).

Сенсорные проблемы

У аутичных людей часто имеются сенсорные проблемы, т.е. гипер- или гипочувствительность к сенсорным стимулам: свету, звукам, запахам, прикосновениях и т.п. Это может вызывать проблемы на рабочем месте. Наиболее типичные проблемы:

  • Сложности с восприятием речи в шумной среде, даже если фоновый шум тихий.
  • Сенсорная перегрузка из-за гиперчувствительности: потеря концентрации, дереализация/деперсонализация, фрагментарное восприятие, потеря ориентации в пространстве, "отключка" и тому подобное.

Для работодателя и коллег

  • Обеспечьте мягкое освещение, избегайте мерцающего света (например, от ламп дневного света или светодиодов без электронного балласта), лампы накаливания предпочтительнее.
  • Чистое и тихое рабочее место (без запахов, фонового шума и т.д.).
  • Примеры отвлекающих звуков: разговоры (особенно несколько одновременно), тиканье часов, гул трансформаторов и т.п.
  • Во многих случаях решение проблемы может быть простым и не требовать изменений окружающей среды целиком. Например, можно использовать беруши, наушники, очки, шляпы, местное освещение.

Помните, что обеспечение сенсорно благоприятного места для людей с синдромом Аспергера может также принести пользу и неаутичным людям.

В случае тяжелой сенсорной перегрузки человек может закрывать свои глаза и/или уши, смотреть в пол, делать повторяющиеся движения, выглядеть "отсутствующим" или "потерявшимся". Уберите доставляющие беспокойство стимулы, а если это невозможно – помогите уйти в тихое место, но не прикасайтесь к человеку без разрешения.

Для работника

  • Осознавайте свои сенсорные проблемы и будьте готовы объяснить их другим людям в простой и доступной форме.
  • Сенсорные перегрузки могут иметь не только "классический" вид с "отключкой" и/или сильными искажениями восприятия, но и быть менее явными. И проявляться как пониженная способность к пониманию речи, ощущение "каши" из звуков, дереализация/деперсонализация.
  • Избегайте сенсорных "отключек" и нервных срывов (мелтдаунов). Лучше выйти в тихое место на какое-то время, чем устроить мелтдаун прямо на рабочем месте.
  • Локальные изменения среды предпочтительнее глобальных: например, беруши или наушники предпочтительнее изменения всего офиса.
  • Соблюдайте гигиену, особенно в случае ослабленного обоняния.

Социальное взаимодействие и коммуникация

У аутичных людей есть сложности с пониманием тонкостей социальных ситуаций. Как правило, они могут понять простую невербальную коммуникацию вроде явного выражения гнева, страха, радости, но при этом имеют сложности с более тонкими ситуациями вроде сарказма, намёков, особенностями настроения другого человека.

Непрямая коммуникация (особенно с использованием тонких невербальных сигналов) трудна для понимания аутичными людьми, прямая и ясная коммуникация предпочтительнее.

Для работодателя и коллег

  • Говорите, что думаете, и думайте, что говорите.
  • Не полагайтесь на невербалику, переносный смысл и не высказанные вслух эмоции при общении с аутичными людьми, особенно в ответственных случаях.
  • Используйте явные правила вместо неписаных. Хорошей практикой является наличие письменного и/или визуального руководства для каждого рабочего места. Также могут быть полезными вводные тренинги.
  • Используйте письменные и/или визуальные инструкции вместо длинных устных указаний.
  • Помните, что у аутичных людей могут быть проблемы с контролем громкости своего голоса и расстояния до других людей. Явно говорите им об этом в критичных случаях.
  • Будьте терпимы к атипичной ("странной") невербальной коммуникации вроде необычного взгляда, повторяющихся движений тела (т.н. стимминг), необычного "языка тела" и тона голоса.
  • Будьте очень осторожны в истолковании эмоций аутичных людей по невербальным признакам: они могут быть необычными.

Для работника

  • Старайтесь контролировать громкость своего голоса и расстояние до других людей.
  • По возможности используйте взгляд и позу тела для простой невербальной коммуникации: привлечения внимания, указания на что-то, ориентации корпуса и взгляда на собеседника.
  • Заменяйте более видимые формы стимминга на менее видимые. Его формы с размашистыми движениями и издаванием звуков могут отвлекать ваших коллег!
  • Развивайте навыки запроса разъяснений в случае длинных и/или неточных словесных указаний. Составляйте структурированные заметки в ходе этого процесса. Помните, что такой диалог может быть взаимовыгоден как для вас, так и для вашего руководителя.

Навыки планирования

У аутичных людей очень распространены проблемы с навыками планирования (или с т.н. исполнительной функцией) и самоорганизацией. Они склонны к проблемам планирования сложных действий, состоящих из множества малых и взаимосвязанных этапов, а также с многозадачностью. Однако этот стиль мышления также связан с повышенной склонностью к сильной концентрации на одной задаче и выраженной потребностью в постоянстве и предсказуемости, что может быть и преимуществом.

Для работодателя и коллег

  • Будьте чёткими в распределении рабочих заданий, т.е. планах, ожиданиях, ответственности, крайних сроках.
  • Используйте расписания с промежуточными датами и крайними сроками.
  • Старайтесь не требовать многозадачности от аутичного человека.
  • Объяснения "от частного к общему" обычно лучше, чем "от общего к частному".
  • Заранее предупреждайте об изменениях в рабочем распорядке и процедурах.

Для работника

  • Пользуйтесь инструментами для улучшения своих навыков самоорганизации: электронные или бумажные органайзеры, расписания и т.п. Выбор конкретного инструмента зависит от ваших предпочтений.
  • Избегайте взятия ответственности за множество малых проектов. Меньшее количество более крупных проектов предпочтительнее.
  • Помните, что проекты, требующие интенсивного взаимодействия с другими людьми, могут быть сложными для планирования из-за того, что люди способны оказаться непредсказуемыми.
  • Следите за своей тревогой: сильная тревога разрушает навыки планирования.

Управление эмоциями

Аутичные люди могут казаться неэмоциональными или даже роботоподобными. Однако это ложное впечатление: аутичные люди способны быть даже более эмоциональными, чем неаутичные, особенно если речь идёт о тревожности. Для людей с СА/ВФА характерны проблемы с осознанием, пониманием и выражением собственных эмоций (т.н. алекситимия). Эти особенности делают аутичных людей более подверженными стрессу и неожиданным аффективным вспышкам.

Для работодателя и коллег

  • Избегайте создания стрессовых ситуаций, оказания давления.
  • Помните, что даже высокий уровень тревожности или гнева у аутичного человека может не отражаться на лице или тоне голоса. Экстремальный уровень стресса может вызвать так называемый мелтдаун – плохо управляемый выброс эмоций (обычно гнева или страха).
  • Если мелтдаун начался на рабочем месте – не пытайтесь общаться с человеком и ждите окончания мелтдауна. Пресекайте опасное поведение (нападение на других людей, самоповреждения, разрушение мебели и т.п.).
  • Помните, что человек в мелтдауне часто обладает пониженной чувствительностью к боли и повышенной физической силой.

Для работника

  • Развивайте осознание и понимание своих эмоций. Пользуйтесь специальными инструментами и психотерапией. Это поможет управлять тревогой, гневом и повысит вашу производительность.
  • Всеми возможными способами избегайте мелтдаунов: распознавайте эмоциональные проблемы на более ранних стадиях, уходите в тихое место, если мелтдаун близко.
  • Если мелтдауна невозможно избежать, попытайтесь уйти в такое место, где он будет как можно менее видимым и разрушительным.

Базовые эмоции: страх, гнев, грусть, радость, удивление, отвращение. Используйте следующую цветную шкалу из 5 пунктов для регулирования базовых эмоций:

emotion

Заключение

Данное руководство написано людьми с аутизмом, в том числе с синдромом Аспергера, как на основании личного рабочего опыта, так и с учётом разносторонних личных историй трудоустройства людей с РАС. Надеемся, что данный материал поможет работодателям и работникам сделать рабочий процесс продуктивным, инклюзивным и взаимовыгодным.

Авторы: А. Стейнберг, А. Восков