Цель данного руководства — дать краткий обзор особенностей восприятия, мышления и эмоций людей с аутизмом, способных проявиться на рабочем месте и потребовать их учёта при создании доступной среды. Также в нём даны рекомендации по организации инклюзивного пространства.
Хотя примерно у 1 % населения Земли есть расстройство аутистического спектра, трудоустройство людей с синдромом Аспергера является не до конца решённой проблемой даже в странах с развитой диагностикой аутизма и помощи при нём. И большинство людей с аутизмом всё ещё остаются безработными. Решение этой проблемы невозможно без повышения уровня понимания аутизма обществом.
Факты об аутизме
- Аутизм есть у 1 % населения Земли.
- Аутизм — разновидность устройства нервной системы.
- Существует по всему миру и среди людей любого возраста: как взрослых, так и детей.
- В 4 раза более распространён среди мужчин, чем среди женщин.
- Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера являются частью аутистического спектра (спектра аутизма).
- Распространённость аутизма в Соединённых Штатах Америки оценивается в 1 из 59 детей (данные 2018г.).
Аутизм и сфера занятости
В настоящее время даже в развитых странах трудоустройство людей с расстройствами аутистического спектра является весьма проблемным, и процент безработных среди них значительно выше как по сравнению с населением в целом, так и по сравнению с людьми с физической инвалидностью.
В США 35 % молодых людей с аутизмом (возраст от 19 до 23 лет) не имеют работы (Shattuck et al. 2012).
В Великобритании (NAS TMI Employment Report, 2016) большинство людей с аутизмом являются безработными:
- 16 % взрослых с аутизмом имеют постоянную работу,
- 77 % взрослых с аутизмом находятся вне рынка труда.
Особенности людей с аутизмом
Для того чтобы обеспечить эффективную работу людей с расстройствами аутистического спектра, необходимо знание их особенностей мышления, восприятия и эмоциональной сферы. Следует помнить, что в отличие от физической инвалидности — вроде глухоты или невозможности ходить — характер проблем зачастую не очевиден (расстройства аутистического спектра нередко называют "невидимой инвалидностью"), и для предоставления адаптированной среды специальные знания становятся особенно важными.
Также следует помнить, что многие особенности, связанные с аутизмом, ближе по своей сути к специфическому стилю мышления со своими преимуществами и недостатками, чем к "нарушениям" или "дефектам".
Одной из лучших книг, посвящённых описанию особенностей мышления, восприятия и эмоциональной сферы людей с синдромом Аспергера, является англоязычная монография Tony Attwood "The Complete Guide to Asperger's Syndrome". В ней также есть глава, посвящённая вопросам трудоустройства.
Ценные качества работника с синдромом Аспергера или аутизмом
- Настойчивость, постоянство.
- Способность легко находить ошибки.
- Стремление к справедливости и честность.
- Способность давать чёткие ответы на стандартные вопросы.
- Аккуратность.
- Внимание к деталям.
- Логичность.
- Добросовестность.
- Способность к приобретению знаний.
- Честность.
Когнитивные и сенсорные особенности людей с высокофункциональными формами аутизма
- Однозадачность.
- Буквальное понимание.
- Потребность в планировании.
- Сложности с пониманием этикета и неочевидных взаимоотношений.
- Непонимание намёков и подтекста.
- Перфекционизм.
- Обработка сенсорной информации.
Возможные конфликтные зоны
- Непонимание иерархии: трудности с сознанием авторитета, соблюдением субординации.
- Сложности со считыванием невербальной компоненты коммуникации: отсутствие зрительного контакта, невосприятие интонации и жестикуляции.
- Потребность делать вещи привычным способом: трудно переучиваться, импровизировать.
- Сенсорная чувствительность к шумам, запахам, освещению.
Доступная среда: рекомендации
Коммуникационные рекомендации
- Информирование персонала об аутизме (семинары, чтение литературы).
- Тактичное объяснение сотруднику с аутизмом личных границ и субординации.
- Чёткие инструкции и возможные варианты на случай перемен.
- Реальные сроки: "это надо срочно" — недопустимо.
- Принятие самостимулирующего поведения (раскачивание корпуса тела, тряска руками).
- Наличие наставника или лица, отвечающего за поддержку.
- Понимание отсутствия социальных жестов (рукопожатие, похлопывания по плечу).
Сенсорные рекомендации
- Наличие "тихой" комнаты — места, где работник с аутизмом может снять сенсорную перегрузку.
- Свободная форма одежды.
- Возможность находиться в наушниках на рабочем месте.
- Максимальное удаление от источников освещения, вызывающих перегрузку.
- Понимание чувствительности к запахам (парфюмерия, некоторые канцелярские принадлежности).
- Соблюдение очерёдности высказывания на совещаниях, где присутствует сотрудник с аутизмом.
Список полезной литературы
На данный момент (октябрь 2017 г.) литература по трудоустройству взрослых людей с синдромом Аспергера (высокофункциональным аутизмом) на русском языке отсутствует. Большинство книг по этой теме выходит на английском языке и издаётся издательством Jessica Kingsley Publishers. Полезная литература по трудоустройству взрослых людей с РАС на английском языке:
- Janine Booth "Autism Equality in the Workplace",
- Carol Hagland and Zillah Webb "Working with Adults with Asperger Syndrome",
- Gail Hawkins "How to Find Work that Works for People with Asperger Syndrome",
- Michael John Carley "Unemployed on the Autism Spectrum",
- Barbara Bissonnette "Helping Adults with Asperger's Syndrome Get & Stay Hired",
- Tony Attwood "The Complete Guide to Asperger's Syndrome".