Введение
За последние 25 лет в мире произошли существенные перемены в понимании и диагностике аутизма. Внимание специалистов начал привлекать не только так называемый "классический аутизм" (синдром Каннера), но и аутизм с сохранными речью и интеллектом. Так, в МКБ-10, одобренной ВОЗ в 1990 году и принятой в России в 1998 г., появился диагноз "синдром Аспергера". В связи с таким расширением диагностических критериев расстройств аутистического спектра и улучшением их диагностики становятся актуальными ранее практически не известные проблемы. Одна из них – получение людьми с РАС высшего образования.
Следует помнить, что аутизм может сочетаться с высоким интеллектом, интенсивным интересом к отдельным областям знаний, а в некоторых случаях – с талантами и выдающимися способностями. Как говорил Г. Аспергер, один из первооткрывателей расстройств аутистического спектра, «не всё, что выбивается из обычного и поэтому "ненормальное", обязательно должно быть "неполноценным"». [Аспергер]. Но при этом раскрытие аутичными людьми своего потенциала в образовании могут затруднять специфические сложности, связанные с навыками планирования и самообслуживания, контроля эмоций, социальным взаимодействием, сенсорными особенностями и т.п. [Kel12, Tay05, Tay08, Tay10, Attwood]. Это может приводить к появлению у способного добиться высоких результатов аутичного студента проблем с успеваемостью, эмоциональным самоконтролем и даже привести к его отчислению из вуза.
Основная проблема состоит не в сложности или дороговизне специальных мер по помощи аутичным студентам, а в их неочевидности для преподавателей и администрации вуза, в том числе в таких странах, как в США и Великобритании [Tay05, Kel12, http://www.aheadd.org/]. Расстройство аутистического спектра относится к т.н. "невидимой инвалидности", т.е. его наличие не очевидно, и со стороны может казаться, что человек "ленится", "придуривается", "дерзит" и т.п. В России же эта проблема практически не известна, что ведёт к недоиспользованию потенциала людей с РАС (которых в стране около 1 млн.) и их инвалидизации. Далее мы кратко рассмотрим существующие в мире направления помощи взрослым аутичным людям.
Подходы к организации помощи
Один из возможных, но очень редких подходов – создание вузов, изначально предназначенных для людей с РАС. Первый колледж для людей с РАС был открыт в Великобритании в 2010 г.: http://www.bbc.com/news/uk-wales-south-east-wales-11170213 (перевод на русский - здесь). Особое внимание уделяется обучению навыкам независимой жизни и учёбы, подготовке к трудоустройству и т.п.
Намного более распространено оказание поддержки аутичным студентам в обычных вузах. Существует несколько видов подобной работы:
- Проведение тренингов для аутичных студентов внутри ВУЗа [Kel12];
- Инструктаж преподавателей. Пример методических пособий для преподавателей из Rochester Institute of Technology, New york: http://www.rit.edu/~w-ssp/documents/ASDinHigherEdGuide.pdf;
- Специализированные тренинговые центры http://www.aheadd.org/. Могут проводить занятия как для студентов, так и для преподавателей, предоставлять учебно-методические материалы и т.п.;
- Тьюторы-профессионалы, иногда – помощники-волонтёры среди одногруппников;
- Психотерапия.
Тренинги для студентов могут быть организованы примерно так же, как и обычные семинары, и требовать около 2 часов в неделю. На них студентам с РАС рассказывают о том, как наилучшим образом справляться с повседневными учебными задачами с учётом своих специфических особенностей. Также у них есть возможность задать вопрос специалисту о путях решения своих индивидуальных проблем.
Типичные проблемы студентов с РАС
Хотя каждый аутичный человек индивидуален и для разных людей трудности в учёбе будут создавать разные вещи, всё же есть несколько наиболее распространённых проблем [Kel12, Tay05, Tay08, Tay10, Attwood], могущих потребовать дополнительного инструктажа самих студентов, преподавателей, а иногда и их одногруппников. Следует помнить, что у отдельного аутичного человека могут присутствовать далеко не все из них.
- Навыки планирования: при большом числе предметов и одновременно большой самостоятельности возможны трудности с планированием приоритетов, оценкой временных затрат, что связано с т.н. исполнительной дисфункцией. Эти сложности способны сильно повысить тревожность и серьёзно отразиться на успеваемости.
- Навыки самообслуживания: (гигиена, готовка, уборка, быт), что особенно актуально для живущих в общежитиях. Может приводить к неопрятному внешнему виду, проблемам со здоровьем, сильному стрессу.
- Групповая работа и социальные навыки: если дисциплина подразумевает работу в паре или группе, это может вызывать некоторые сложности. Также недостаток социальных навыков способен плохо сказываться на взаимоотношениях с одногруппниками.
- Поведение на занятиях: нарушение хода занятия излишне частыми вопросами, объективно мешающий другим стимминг (моторные стереотипии) и т.п.
- Сенсорные особенности: стимулы вроде посторонних запахов, тиканья часов или мерцающих ламп дневного света могут сделать невозможной продуктивную работу аутичного студента на занятии.
- Когнитивные особенности: сложности с конспектированием, восприятием длинных словесных инструкций, склонность к буквальному восприятию, ригидность мышления и т.п. Хотя их сложно однозначно отнести к достоинствам или недостаткам, они могут вносить свою специфику в учебный процесс.
- Эмоциональный самоконтроль: проблемы с осознанием своих эмоций (алекситимия) и с управлением ими могут вызвать конфликты.
Как уже было сказано, преодоление большинства из этих проблем обычно не является сложным или дорогостоящим, но требует осознанности и понимания как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей.
Рекомендации для инклюзии аутичных студентов
Рекомендуются следующие мероприятия, способные помочь студентам с РАС:
- Лекции и семинары, посвящённые навыкам самоадвокации (защите своих интересов и приспособлению среды под свои особенности) и независимой жизни.
- Группа поддержки для взрослых людей с аутизмом (в т.ч. с высокофункциональным аутизмом).
- Индивидуальная психотерапия.
- Проведение семинаров и тренингов, нацеленных именно на аутичных студентов вузов, а также на преподавателей вузов.
- Учебно-методические материалы по РАС и инклюзиии.
- Помощь вузам в организации помощи аутичным студентам.
Заключение
Проблема помощи студентам вузов с РАС является сравнительно новой как для России, так и для всего мира. Хотя очень многое в этой сфере может быть достигнуто весьма простыми мерами, они не являются общеизвестными или очевидными, что ведёт к тому, что аутичные студенты (даже способные и одарённые) зачастую не могут раскрыть свой потенциал в учёбе. Использование уже накопленного опыта в других странах (в основном в США и Великобритании) в этой области способно облегчить получение людьми с РАС образования, профессии и работы, что повысит их качество жизни, а во многих случаях позволит избежать инвалидности.
Использованные интернет-ссылки
http://www.rit.edu/~w-ssp/documents/ASDinHigherEdGuide.pdf
http://www.aheadd.org/
Библиография
- [Аспергер] (переводы статей 1938-1944 годов) Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2010 (10). № 2. С. 91-117; Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2011 (11). № 1. С. 82-109; ссылка
- [Attwood] Attwood T. «The Complete Guide to Asperger's Syndrome (Autism Spectrum Disorder)» Перевод главы про карьеру: здесь
- [Kel12] Kelley M.L., Joseph B.C."Rethinking Higher Education for Students with Autism Spectrum Disorders: The Importance of Adult Transitions" https://www.sandiego.edu/disability/documents/Rethinking_Higher_Educatio... http://www.sc.edu/fye/events/presentation/international/2012/files/CR-79...
- [Tay05] Taylor M.J. "Teaching students with autistic spectrum disorders in HE", Education + Training, 2005, 47(7), pp.484-495 http://dx.doi.org/10.1108/00400910510626330
- [Tay08] Taylor M.J., Baskett M., Duffy S., Wren C. "Teaching HE students with emotional and behavioural difficulties", Education + Training, 2008, 50(3). pp.231-243 http://dx.doi.org/10.1108/00400910810874008
- [Tay10] Taylor M.J., Baskett M., Wren C. "Managing the transition to university for disabled students" // Education + Training, 2010, 52(2), pp.165-175 http://dx.doi.org/10.1108/00400911011027743