You are here

Новый диагноз охватывает "пограничные области" спектра аутизма

Сходство совокупности симптомов: некоторые дети, не имеющие аутизма, могут подпадать под критерии социально-коммуникативного расстройства.

У детей с социально-коммуникативным расстройством (social (pragmatic) communication disorder, SCD) есть сходные черты с детьми с аутизмом, но — согласно большому исследованию, охватывающему оба состояния — только некоторые из них. Результаты исследования показывают, что данное условие может оказаться полезным дополнением для диагностических процедур.


dsm5

Социально-коммуникативное расстройство было впервые представлено в 2013 году в "Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам" пятого пересмотра (DSM-V). Этот шаг вызвал критику со стороны части экспертов, заявивших, что недостаточно свидетельств отличия социально-коммуникативного расстройства от других состояний, например таких, как аутизм.

Социально-коммуникативное расстройство характеризуется социальными трудностями и проблемами общения, являющимися также и особенностями аутизма. Добавление социально-коммуникативного расстройства в DSM-5 стало частью серьёзного пересмотра диагностики, когда также был переопределён аутизм и исключено связанное с ним "Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений" (PDD-NOS).

Исследователи опасались, что некоторые дети окажутся без диагноза из-за пересмотра классификаций. Но новое исследование показывало, что диагноз "социально-коммуникативное расстройство" ​​может распространяться и на детей с аутизмом, которые не получили бы диагноз "аутизм".

Один из руководителей исследования Уильям Мэнди, старший преподаватель клинической психологии в Университетском колледже Лондона (Великобритания), утверждает: "Этот понятие носит даже более широкий характер и находится на границах спектра аутизма". Оно охватывает "детей, у которых присутствует высокий уровень проблем социальной коммуникации, но которые мало соответствуют другим критериям аутизма".

Полученные данные могут помочь разрешить дискуссию о том, что такое социально-коммуникативное расстройство — отдельное состояние с собственными основными механизмами или просто умеренная версия аутизма. Часть исследователей давно отдаёт предпочтение второй версии.

В 2013 году Хелен Тагер-Флусберг предположила, что социально-коммуникативное расстройство ​​может быть формой нарушения речи. Новые данные показывают, что диагноз "попадает на границу между аутизмом и неаутизмом", — говорит Тагер-Флусберг, профессор психологических наук и наук о мозге Бостонского университета. По её словам, всё же "рассуждения о клинических диагнозах в категоричной форме не состыкуются с тем, что мы знаем о том, как симптомы или черты характера, составляющие эти нарушения, действительно распространены среди людей".

Сравнение состояний

Мэнди и его коллеги проанализировали диагностические записи 1081 детей в возрасте от 4 до 18 лет, посетивших в период с 1999 по 2013 годы лондонскую клинику, специализирующуюся на проблемах социальной коммуникации.

Родители детей заполняли опросник "Developmental, Dimensional and Diagnostic Interview", оценивающий проявления симптомов аутизма. И вместе с ним контрольный список, включающий трудности общения, социальные проблемы и ограниченные интересы.

Исследователи использовали эти данные для разработки алгоритма идентификации детей, попадающих под критерии диагностики аутизма или социально-коммуникативного расстройства в DSM-5. Также они использовали существующие алгоритмы для обозначения детей, которые могли бы подпадать под критерии таких диагнозов как "аутистическое расстройство", "синдром Аспергера" или "PDD-NOS" в последнем пересмотре DSM-IV.

Из 1081 ребёнка 801 соответствовал критериям аутизма из DSM-5 и 88 детей соответствовали критериям социально-коммуникативного расстройства. Остальные 192 ребёнка не подпадали под критерии ни одного из этих состояний.

Кэтрин Лорд, глава Цента Аутизма и Развития Мозга Пресвитерианского госпиталя в Нью-Йорке, считает одной из важнейших сторон исследования алгоритм, отличающий у детей социально-коммуникативное расстройство от других состояний. Но при этом она предупреждает, что выводы основаны исключительно на родительских отчётах, а не на врачебных наблюдениях.

Из детей с социально-коммуникативным расстройством 43 % не получили бы диагноз "аутизм" или аналогичные диагнозы по DSM-IV. Мэнди считает: "Можно сказать, что социально-коммуникативное расстройство предоставляет диагностический дом для этой подгруппы детей". Результаты опубликованы 25 июля в журнале "The Journal of Child Psychology and Psychiatry".

Полученные данные совпадают с результатами исследования детей в Южной Корее в 2014 году. Это исследование показывает, что многие дети, которые могут потерять диагноз "аутизм" в рамках DSM-5, попадут под критерии социально-коммуникативного расстройства.

Непредвзятый подход

"Социально-коммуникативное расстройство не дублёр первазивного расстройства развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS), как предполагают некоторые исследователи, — говорит Мэнди. — Из 219 детей, которые подпадали под критерии PDD-NOS в DSM-IV, у 156 диагноз "аутизм" и у 26 диагноз "социально-коммуникативное расстройство" в соответствии с DSM-5; оставшиеся 37 детей не получили ни одного из этих диагнозов".

Исследователи также провели сравнение детей, используя родительские отчёты о гиперактивности и об эмоциональных и социальных проблемах. Доля детей с социально-коммуникативным расстройством, имеющих серьёзные проблемы в соответствии с этим контрольным списком, оказалась больше, чем в контрольной группе, но меньше, чем в группе детей с аутизмом. Данный вывод подтверждает мнение, что cоциально-коммуникативное расстройство — состояние средней тяжести.

Исследователи использовали статистический тест, чтобы проверить, образуют ли симптомы социально-коммуникативного расстройства кластер. Выяснилось, что да, но с такой частотой, которая лишь слегка выше, чем можно было бы ожидать при случайном совпадении, что ставит вопрос о том, является ли социально-коммуникативное расстройство отдельным синдромом.

"Пока ещё не совсем ясно, в каких случаях это расстройство относится к нарушениям речи, а в каких — к спектру аутизма", — говорит Эми Джо Швихтенберг, содиректор Отделения Аутизма в Университете Пердью (не принимала участия в исследовании). По её словам, диагноз "социально-коммуникативное расстройство" может быть полезен для семей, ищущих услуги помощи и поддержки.

Мэнди сообщил, что "всё ещё размышляет" о том, является ли социально-коммуникативное расстройство отдельным от аутизма состоянием. По его словам, учёным следует подробнее изучить распространённость этого состояния и то, как оно может повлиять на терапию аутизма.

Источники:

  1. Mandy W. et al. J. Child Psychol. Psychiatry Epub ahead of print (2017) PubMed
  2. Kim Y.S. et al. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry 53, 500 – 508 (2014) PubMed

Представленный выше материал — перевод текста "New diagnosis covers ‘borderlands’ of autism spectrum".