You are here

Социально-коммуникативное расстройство DSM 5™ 315.39


dsm5

Социально-коммуникативное расстройство 315.39 (F80.89)

Диагностические критерии

А. Носящие устойчивый характер трудности при социальном использовании вербальной и невербальной коммуникации проявляются во всех следующих аспектах:

  1. Недостаточное использование коммуникации для социальных целей, таких как приветствие и обмен информацией, соответствующим социальному контексту образом.
  2. Нарушение способности приспосабливаться в соответствии с контекстом или потребностями слушателя, например использовать разную манеру речи при разговоре в классе и на детской площадке, со взрослыми и детьми, избегать использования чрезмерно формального языка.
  3. Сложности со следованием правилам разговора или рассказа, например сложности с очерёдностью реплик в разговоре, перефразированием в случае недопонимания и сложности с использованием вербальных и невербальных сигналов для регулирования взаимодействия.
  4. Сложности с пониманием того, что подразумевается, но не указывается прямо (например, делать выводы), и с пониманием фраз, требующих небуквальной интерпретации (например идиомы, юмор, метафоры, фразы и слова, имеющие несколько значений в зависимости от контекста).

B. Недостаточное использование коммуникации приводит к функциональным ограничениям в эффективной коммуникации, участии в социальной жизни, академических достижениях или профессиональной деятельности — по отдельности или в любой комбинации.

C. Возникновение симптомов наступает в период раннего развития (однако дефицит может не проявиться в полной мере до тех пор, пока потребности в социальной коммуникации не превысят ограниченные возможности).

D. Симптомы не могут быть отнесены к иному медицинскому или неврологическому заболеванию, низким способностям в области cловообразования и грамматики, и отнесение к расстройству аутистического спектра, умственной отсталости (расстройству развития интеллекта), задержке общего развития или другим психическим расстройствам не является лучшим объяснением.

Источник: Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, 2013, p. 47 – 48.