Аутичные состояния — это состояния спектра. Есть несколько групп черт, характерных для аутистов, но они могут быть не у всех!
- Речь. Некоторые аутисты неговорящие, а некоторые хорошо понимают речь, но им трудно выражать мысли вслух. Кому-то норм.
- Буквальное понимание. Понимание речи без учёта истинных эмоций или подоплёки. Из-за этого аутичные люди могут казаться грубыми или твердолобыми.
- Непонимание намёков, образных выражений и уместности тех или иных слов со своей стороны. Основной спонсор социальной неловкости.
- Понимание эмоций. Какие-то аутичные люди не могут запомнить лица и не понимают их выражения. Какие-то могут при определённых усилиях, но не хотят. Многим аутистам трудно читать невербальные сигналы. Но некоторые хорошо понимают экспрессию и даже мотивы людей. Правда, это не помогает нам действовать так, как вы от нас ожидаете, так как мы не предсказываем ваши реакции.
- Фокусирование на некоторых аспектах социальной ситуации и невзятие во внимание всей картины. Например, что наедине можно разговаривать с преподавателем на ты, а в присутствии группы — нет (ох уж эти социальные тонкости!).
- Неучёт эмоциональных обстоятельств собеседника (что он может грустить из-за смерти хомяка или испытывать неловкость из-за того, что вы носите этот свитер уже неделю). Из-за этого многие думают, что аутистов никто не волнует, кроме них самих самих. Это неправда! Нас волнует кто-то, кого мы можем понять, так же, как и вас волнует кто-то только в этом случае. Поэтому давайте стараться понять друг друга!
- Выпадание из времени. Аутичным людям трудно постоянно фокусироваться на всех происходящих событиях, так как мы однозадачны, и какая-то часть жизни неизбежно проходит мимо нас. Мы можем многого не замечать. Ну и что? Нейротипики умудряются замечать многие вещи, при этом совершенно не вникая в их смысл.
- Фиксация на процессах. Если я занята каким-то делом, то забываю обо всём остальном, лучше мне не мешать. Буквально. Кажется, трясутся руки — возможно, давно пора было поесть. Ах да, экзамен! Был, вчера.
- Фиксация на деталях. Входя в комнату, аутичные люди часто какие-то вещи видят первыми, а какие-то долго не замечают. Замечаем мы обычно сенсорные стимулы. Для кого-то это узор на ковре, для кого-то яркие игрушки. Редкий аутичный чел может увидеть всю комнату одновременно. Это же касается информации. Поэтому многим из нас трудно обобщить текст, фильм или слова лекторки.
- Специальные интересы. Это интенсивные увлечения, доходящие до одержимости. Кто-то использует их, чтобы отдохнуть и успокоиться, а кто-то вообще ничего другого не может делать. Пишут, что СИ длятся от трёх месяцев до всей жизни. Их может быть несколько. Кто-то собирает всю возможную информацию о трамваях, а кто-то всем рассказывает и пересказывает любимый фильм или о своей любви к актёру. Кто-то коллекционирует лампочки, а кто-то собирает камни в бутылку и бросает её до бесконечности. Если я всё время одержимо прокручиваю в голове какой-то сюжет, это тоже специальный интерес? Да.
- Ролевые игры. Аутичные дети в них не играют. Аутичным детям не интересно, или они не могут думать за других, сопереживать. У всех по-разному, просто обычно аутичные дети не играют в игрушки так, как играют нейротипичные, или не играют "из себя" в социальные игры. Но бывают исключения.
- Эхолалия и скриптование. Это когда повторяешь слова или фразы. Эхолалия — это повторение услышанных фраз автоматически, сразу или спустя какое-то время. Эхолалию аутичные люди не контролируют. Скриптование — это повторение целых абзацев текста или диалогов для удовольствия. Посторонним людям трудно понять, что это за удовольствие.
- Некоторые почему-то думают, что у них обязательно должны быть специальные интересы и стимминг. Правда, так часто и бывает. Но, согласно диагностическим критериям, у вас может быть ИЛИ стимминг (повторяющиеся действия), ИЛИ специальные интересы, не обязательно и то, и другое сразу. По сути, СИ — это идеаторный стимминг. Или наоборот)
- Дефицит внимания и рабочей памяти и исполнительная дисфункция. Некоторые люди легко открывают менеджер задач перед мысленным взором и планируют шаги деятельности, но некоторые аутичные люди так не могут, и организовать себя на какой-то порядок действий для достижения цели мы практически не можем, если нам не помогать или если у нас нет достаточного времени. Да и просто заставить себя сделать что-то нужное, если нам вотпрямщас это не приспичило — невероятная задача. Но некоторые аутисты могут самостоятельно заниматься исследованиями *зависть*.
- Потребность в рутине и распорядке. У одних она невероятно сильная, до срывов. Другие просто без расписания живут в бардаке и ни с чем не справляются. Не обязательно отмерять каждый отрезок времени, у всех по-разному.
- Гипер- и гипочувствительность. Перегрузки, мелтдауны или просто усталость и эмоциональное отключение, поиск ощущений интенсивный или не очень.
- Мышление: картинками, словами, логическими отношениями.
- Прогнозирование будущего. Обычно развитие этого навыка связано с работой внимания и рабочей памяти. Тут тоже у разных аутичных людей будет по-разному, но обычно дело обстоит так, что нам сложно вообразить, как будут развиваться события, особенно касающиеся нас самих, особенно в незнакомых обстоятельствах. Это просто не умещается у нас в голове, поэтому лучше не ждите.