You are here

Малкольм Гамильтон: "Как сделать стоматологии дружественнее к аутистам"

В этой статье рассматриваются различные советы и стратегии, которые могут использоваться для поддержки аутичных людей на приёме у стоматолога и перед ним.

dantist

Малкольм Гамильтон — стоматолог Национальной службы здравоохранения Хайленда (NHS Highland) и член группы по работе с аутизмом (Autism Strategy Group). Малкольм исследует, как лучше всего поддерживать аутичных пациентов и их опекунов в среде стоматологической клиники, предлагая практические рекомендации и советы, которые могут быть использованы в стоматологических клиниках.

Информация перед приёмом

Мы включаем отдельный вопрос об аутизме в наши медицинские опросники, давая возможность пациентам и их опекунам информировать нас о диагнозе или даже о предварительном диагнозе.

Когда мы узнаём, что аутичный пациент придёт к нам в первый раз, мы отправляем ему опросник, заполняемый перед приёмом. Это позволяет нам выяснить, как мы можем облегчить ему приём, уделяя особенное внимание:

  • сенсорной чувствительности;
  • наилучшему времени суток для визита;
  • чему-либо ещё, что может нам помочь.

Помимо опросника мы также предлагаем выслать специальный набор предметов для тех, кто идёт на приём в первый раз, чтобы пациенты смогли увидеть некоторые инструменты, которыми будет пользоваться стоматолог. Это может быть особенно полезным для детей. Содержимое данного набора может варьироваться, но обычно он включает пару перчаток, маску, одноразовое зеркальце, ватный ролик и наклейку.

Время и продолжительность приёмов

Неудивительно, что время приёма может оказать существенно влияние на его успешность. Это может быть связано с тем, насколько удачно он вписывается в обычный ежедневный распорядок пациента, а также с тем, насколько человек справляется с изменениями в разное время дня. Мы можем об этом узнать только побеседовав с родителями и/или опекунами. И если назначить время приёма наобум, это может не привести к успешному визиту.

Другая проблема со временем приёмов — воздействие заполненного полностью или наполовину зала ожидания на аутичного пациента, а также самого по себе процесса ожидания. В идеале ожидания не должно быть вообще, т.к. оно может вызвать напряжение и стресс. Возможно, лучше записывать аутичных пациентов на начало или на конец дня.

Если выбран конец дня, то следует удостовериться, что приёмы идут по графику. Мы поощряем тех, для кого ожидание является проблемой, связаться с нами незадолго до их приёма, чтобы удостовериться, что мы не отклоняемся от расписания. Мы также даём возможность пациентам или опекунам сказать нам, что они приехали, но ожидают на автомобильной парковке.

Обычно мы немного удлиняем время приёма для аутичных пациентов, чтобы дать им время освоиться в незнакомом окружении, а также из-за того, что коммуникация может занять времени больше, чем обычно.

Среда с малым числом стимулов

При работе с аутичными пациентами мы пытаемся создать среду с малым числом стимулов. Многие аутичные люди испытывают гипер- или гипочувствительность — это означает, что они могут реагировать на свет, запахи, вкус или движение. Чтобы иметь с этим дело, мы можем:

  • выключить верхнее освещение, особенно если там лампы дневного света, т.к. они способны вызвать гиперчувствительность из-за мерцания;
  • выключить радио и звонок на внутреннем телефоне;
  • повесить на дверь табличку, чтобы никто вас не прерывал;
  • использовать обычную воду для промывки рта.

Движение и равновесие — один из часто упускаемых из виду аспектов аутизма, но мы можем помочь в предотвращении какого-либо дискомфорта, переведя кресло в откинутое положение перед тем, как пациент в него сядет.

Социальные истории (Social stories)

Социальные истории можно использовать для представления самых разнообразных тем, от общих обследований до более специфического лечения.

Вот простой пример такой истории:

  • "Это — стоматологическая клиника, куда я пойду для того, чтобы мне посчитали зубы" с фотографией здания.
  • "Это — комната, где я буду сидеть и ждать до того момента, как настанет время для счёта моих зубов" с фотографией комнаты ожидания.
  • "Это — кресло, где я буду сидеть для того, чтобы мои зубы посчитали" с фотографией стоматологического кресла.
  • "Стоматолог будет в перчатках и воспользуется зеркалом, чтобы посчитать мои зубы" с фотографией перчаток и зеркала (они есть в наборе предметов, высылаемом перед приёмом).
  • "Это стоматолог, который считает мои зубы" рядом с изображением стоматолога.
  • "После того, как мои зубы посчитают, мне дадут наклейку" с рисунком наклейки.

С современными камерами их очень легко сделать кому-либо из персонала клиники, и они могут быть использованы для всех пациентов, не обязательно аутичных.

Специальные интересы

В нашем опроснике, заполняемом перед приёмом, мы спрашиваем о специальных интересах. У аутичных пациентов может быть любимая тема, на которую они любят говорить или в которой заинтересованы. Специальные интересы могут использоваться для того, чтобы пациенты были более расслабленными во время приёма.

У нас были пациенты, которым нравились источники света, и мы позволяли им поиграть с лампой стоматологического кресла после того, как они давали нам осмотреть их зубы. Другой пациент попросил набор резинок-стяжек, но наиболее частый предмет интереса аутичных детей — это наклейки или раскраски с любимыми телегероями.

Отвлекающие и создающие комфорт предметы

Аутичные пациенты могут иметь собственные предметы для отвлечения и создания комфорта. Это могут быть наушники, iPad или предметы вроде игрушек, кусочков ткани и т.п. Мы должны позволять им пользоваться этими предметами во время наших приёмов, если они напрямую не мешают лечению. Может быть полезным иметь под рукой пластичные мячики для снятия стресса для тех, кому они могут пригодиться.

Коммуникация

Мы можем помочь аутичным пациентам, адаптируя для них наш способ коммуникации. Существует ряд простых стратегий, которые способны помочь вам.

  1. Произносите имя пациента, чтобы он знал, что вы обращаетесь к нему: "Джон, пожалуйста, откройте рот" вместо "Пожалуйста, откройте рот".
  2. Подумайте над упрощением вашей речи и краткости ваших вопросов.
  3. Чётко проговаривайте, что будет происходить и в каком именно порядке, объясняя, когда это начнётся и кончится, например: "Наденьте очки, потом садитесь в кресло, потом считаем зубы, и потом заканчиваем".
  4. Когда даёте выбор, предлагайте ясные альтернативы и излагайте их кратко.

Резюме

Сказанное выше — это очень краткое резюме большого числа подходов, которые могут быть использованы при работе с аутичными пациентами. С помощью небольших изменений в подготовке, окружающей среде и коммуникации мы можем сделать посещения стоматолога намного менее стрессовыми, чем они могли бы быть в противном случае.

Дальнейшая информация

Это статья является отредактированной версией статьи "Стоматология и аутизм", изначально опубликованной в Scottish Dental в июне 2017 года. Для получения дальнейшей информации, пожалуйста, пишите по адресу malcolm.hamilton@nhs.net.

См. также текст "Стоматолог: как подготовиться к посещению".

Представленный выше материал — перевод текста "Making dental practices more autism-friendly".