You are here

Джоэль Смит: "Лицевая слепота/прозопагнозия"

Люди с лицевой слепотой (ее также называют прозопагнозией) испытывают трудности в узнавании людей. Большинство запоминает других людей по их лицам. Люди с лицевой слепотой, похоже, неспособны это делать, а потому должны полагаться на другие физические особенности.

face blindness

Как я узнаю людей

Я узнаю людей с помощью трех основных методов – общий размер/форма тела, волосы и звук их голоса. Эти три метода далеко не так эффективны как обычный способ различать людей – по их лицам. Поэтому я часто принимаю людей, которых я не знаю, за своих знакомых или не могу узнать человека, которого я знаю. Например, много раз я был неспособен узнать собственного отца, поскольку у него ничем не примечательные размеры и форма тела и короткие и ничем не примечательные волосы.

Связь с аутизмом

Я также являюсь аутистом. Практически не проводилось исследований о лицевой слепоте среди аутистов, но, похоже, среди нас эта особенность встречается очень часто. Вероятно, мы составляем самый большой сегмент людей, родившихся с лицевой слепотой. Состояние лицевой слепоты крайне редко встречается среди населения в целом, но оно очень часто встречается среди аутистов. Несколько моих знакомых аутистов имеют лицевую слепоту, но я не знаю ни одного неаутичного человека с лицевой слепотой (хотя лицевая слепота встречается и среди неаутичных людей).

Что вы видите?

Когда я смотрю на лицо, то, полагаю, я вижу то же самое, что и вы. Мое зрение работает прекрасно (за исключением нескольких чисто аутичных трудностей, которые не имеют значения для данной дискуссии). Мой мозг воспринимает лицо человека точно так же, как и любой другой предмет. Проблема в ассоциации лица с конкретным человеком, которого я знаю. За эту ассоциацию отвечает конкретный участок мозга, отдельный от обычного зрительного центра. Похоже, что этот процесс осуществляется крайне специализированной областью мозга, которая в моем случае не работает должным образом. Этот участок мозга не отвечает за то, что я "вижу", а только за ассоциацию лиц со знакомыми людьми. Таким образом, нарушения в этой области мозга не влияют на зрение человека, но у человека есть трудности с тем, чтобы узнавать людей.

Как ни странно, перевернутые лица я узнаю лучше, чем обычные люди. Согласно данным исследований, это происходит потому, что мозг не распознает перевернутые лица – они распознаются с помощью тех же участков мозга, что и обычные предметы. Мозговой центр, который распознает предметы, в моем случае работает превосходно, так что у меня возникают проблемы, только когда изображение лица направляется в центр распознавания лиц, который работает неправильно. Именно поэтому я неплохо узнаю людей, у которых много волос, особенно волос на лице – волосы на лице могут заставить мозг классифицировать лицо как обычный предмет, что позволяет мне опознать лицо с помощью своего обычного центра распознавания предметов. Тем не менее, нормальное распознавание предметов, похоже, даже приблизительно не настолько эффективно и надежно, как распознавание лиц у большинства людей, и у меня все равно возникают значительные трудности. Кроме того, у большинства людей просто нет такого количества волос, и на руках они не ходят.

Определение пола

Мне также трудно распознавать пол человека. Большинство людей, включая большинство людей с лицевой слепотой, могут определить пол, просто глядя на лицо человека. Я этого не могу. Я полагаюсь на другие подсказки, в том числе форму тела, волосы, бороду/усы и голос. Тем не менее, без распознавания лица эти методы могут привести к ошибке. У меня просто нет всей информации, которая есть у нейротипичных людей. Иногда встречаются люди без стереотипной формы тела или волос, и я не всегда могу слышать чужой голос до того как попытаться определить пол.

Определение возраста

Мне также сложно определить сколько кому лет. Обычно я могу определить возраст человека с точностью до десяти лет или больше. Получается, что я определяю возраст в радиусе 20 лет. Это часто приводило к меня к неудобным ситуациям. Я подозреваю, что среднестатистический нейротипичный человек даже не представляет, как часто он модифицирует свое поведение в зависимости от возраста другого человека.

Примеры из личного опыта

В статье "Жизнь аутиста" я написал о собственном опыте, когда я должен был встретиться с отцом в аэропорту. Очевидно, что я должен быть способен узнать собственного отца, но я этого не сумел. Он подстриг свои волосы и бороду, так что я не смог узнать его. Более того, я прошел прямо мимо него, хотя я пытался его найти.

Недавно я вошел в класс, где я не узнал никого из студентов. Преподаватель ходил по классу, предлагая каждому студенту представиться, и я решил угадать пол каждого студента до представления. Из 8 студентов, я неправильно определил пол двоих (обычно я легко определяю пол по голосу).

Определение возраста – это не такая большая проблема во взрослой жизни по сравнению с детством, так что я расскажу историю из детства. Когда мне было 15 лет, то я пошел на танцы. На танцах я пригласил 11-летнюю девочку потанцевать со мной, потому что решил, что мы одного возраста. Другие люди без труда определили ее возраст и проследили за тем, чтобы унизить меня.

Как вы можете помочь?

Одна из самых распространенных жалоб на людей с лицевой слепотой – мы часто проходим мимо людей, не говоря ни слова. Это потому что мы их не узнаем. К сожалению, многие люди принимают это за грубость и попытку оскорбить. Даже если мы узнаем других людей, то мы часто делаем это с запозданием – в результате, мы узнаем людей гораздо медленнее, чем в "норме". Так что другие люди могут помочь нам, если будут первыми здороваться с нами, а не ждать, что мы поздороваемся с ними! Я довольно хорошо узнаю голоса, так что я, скорее всего, пойму, кто вы, если вы скажете "привет".

Не обижайтесь, если я принял вас за кого-то другого. Это случается. Я очень стараюсь узнать вас, я просто неспособен делать это большую часть времени. Поправьте меня, вместо того, чтобы обижаться или поднимать из этого шум.

Наконец, если я говорю с вами, и в этот момент подходит наш общий знакомый, то было бы очень неплохо, если бы вы тут же упомянули его имя, чтобы дать мне понять, кто это такой. Например, вы можете сказать: "Привет, Боб!" Так я пойму, что этот худой человек с короткой стрижкой – Боб, а не какой-то другой худой человек с короткой стрижкой!

Жизнь с лицевой слепотой

Существует много способов справиться с лицевой слепотой, некоторые из них приведены ниже. Некоторые из этих методов могут быть полезны для родителей детей с лицевой слепотой, в то время как другие будут полезны самим людям с лицевой слепотой на работе или во время взрослых социальных ситуаций.

Определенная одежда

Из-за трудностей в узнавании людей, определенная одежда, которую носит человек, может помочь нам понять, кто это такой. Например, перед встречей с человеком с лицевой слепотой можно сказать, что на вас будет яркая оранжевая рубашка. Когда человек с лицевой слепотой знает, что он ждет человека в такой рубашке, то это может избавить его от значительного стресса. Даже те друзья, которые знают нас много лет, могут помочь нам. Например, друг может договориться об ужине со мной и добавить: "На мне будет красная рубашка". Мне будет приятно, что мой друг это сделал, потому что так я смогу узнать его в ресторане.

То же самое могут сделать учителя и родители в отношении детей. Во время экскурсии, например, будет полезно, если учитель будет носить примечательную одежду, чтобы ребенок знал, рядом с каким взрослым он будет в безопасности. То же самое могут делать родители, которые встречают детей там, где будут другие взрослые, поскольку это уменьшит тревожность ребенка.

Это же относится к школьному спорту. Форма разных цветов поможет человеку с лицевой слепотой сориентироваться, кто в какой команде. Такие дети не смогут узнать членов своей команды только по лицам.

Субтитры

Когда я смотрю телевизор, я всегда стараюсь включать субтитры по требованию. Это обеспечивает мне дополнительные "подсказки", чтобы отличить одного актера от другого. Кроме того, это помогает мне в связи с проблемами обработки слуховой информации.

Скажите, что забыли имя

Если я не могу узнать человека, которого я, скорее всего, встретил недавно (например, на вечеринке, где большинство людей были мне незнакомы), то я просто говорю: "Простите, но я никак не могу вспомнить ваше имя". Хотя лицевая слепота никак не связана с памятью на имена (хотя с этим у меня тоже проблемы), обычно это позволяет получить ответ. Кроме того, в социальном смысле забывание имени недавнего знакомого менее проблематично, и вам не придется ничего объяснять про лицевую слепоту или аутизм. Конечно, это сработает, только если вы действительно познакомились недавно, так что польза от этой стратегии очень ограничена.

Кабинетные "имена"

В первый день работы в новом здании я всегда прохожу по всему зданию. По пути я запоминаю строение здания. Вернувшись в свой кабинет, я рисую карту здания. Затем я нахожу дружелюбного сослуживца, который помогает мне обозначить каждый кабинет именем соответствующего сотрудника. В течение недели, как правило, мне удается запомнить, какой сотрудник работает в каком кабинете. Я пользуюсь этим, когда ищу сотрудников. Если мне нужно поговорить с Бобом, то я продолжаю заходить в его кабинет, пока в нем не будет присутствовать только один человек – к этому моменту я знаю, что этот человек Боб. Я также могу оставить документы или записку на столе или стуле сотрудника, если их нет на месте. Для меня имена связаны с кабинетами, а не с лицами.

Использование телефона

Другой метод, который я использую – это телефон. Вместо того чтобы узнавать кого-то при встрече, я могу позвонить им и попросить найти меня. Это избавляет меня от стресса, который я чувствую, когда мне надо узнать кого-то. Аналогичным образом можно использовать электронную почту.

Раннее прибытие

Когда мне нужно встретиться с другом, я стараюсь прибыть на место раньше времени, чтобы мне пришлось его ждать. В этом случае узнавание – это скорее обязанность другого человека, чем моя.

Представленный выше материал — перевод текста "Face Blindness/Prosopagnosia".