Знакомства и отношения могут представлять сложность для любого человека, но подростки с высокофункциональным аутизмом сталкиваются с особыми проблемами. Причина этого — нехватка определённых навыков и способностей, которые облегчают знакомство с людьми и сближение с ними — как физическое, так и эмоциональное.
Давайте рассмотрим три трудности на пути к успешным романтическим отношениям, чтобы понять, как вы можете помочь своему подростку.
Распознавание эмоций
Упражнение 1
Необходимые материалы: пустой фотоальбом или тетрадь, фотоаппарат или телефон.
1. Идентификация и называние эмоций на фотографиях
С помощью фотоаппарата или телефона сделайте фотографии вашего подростка, отражающие любые естественные эмоции — как положительные, так и отрицательные. Распечатайте фотографии.
Покажите каждую из них подростку, попросив его назвать эмоции. После этого предложите ему поместить фотографию в альбом или приклеить в тетрадь, а затем маркировать изображение нужной эмоцией.
2. Идентификация и называние невербальных подсказок с помощью фотографий
Попросите своего подростка найти в фотоальбоме или тетради невербальные подсказки в выражениях лица, в языке тела, которые помогли ему понять, какие эмоции выражены на фотографиях. Пусть он пометит фотографии найденными невербальными подсказками.
3. Использование ролевых игр для идентификации и называния эмоций и невербальных подсказок
Ролевые игры — отличный инструмент, помогающий подросткам с высокофункциональным аутизмом распознавать как свои собственные эмоции, так и эмоции других. По очереди разыгрывайте эмоции и угадывайте эмоции друг друга. Останавливайтесь, чтобы обратить внимание подростка на выражение лица, тон голоса и невербальные подсказки. При выполнении этого упражнения может быть полезно зеркало.
4. Использование видео для идентификации и называния эмоций и невербальных подсказок
Снимайте на видео своего подростка, когда он выражает любые естественные эмоции. Покажите видео подростку, при этом ставьте на паузу, если будут демонстрироваться какие-либо примечательные эмоции. Помогите подростку назвать эмоции, а также невербальные подсказки.
Упражнение 2
1. Вспомните вместе с подростком столько различных эмоций, сколько сможете, и перечислите их на листе бумаги. Сгруппируйте схожие чувства вместе (например, «злой», «обезумевший», «разъярённый» и т.д.).
2. На другом листе бумаги нарисуйте таблицу с четырьмя столбцами. В заголовках столбцов напишите: «Чувства», «Ситуации», «Физические сигналы» и «Язык тела». Рассматривая чувство или группу чувств, попросите подростка заполнить таблицу. Например, вот как может быть заполнена строка «Злость»:
Чувства |
Ситуации |
Физические сигналы |
Язык тела |
Злость |
[Лучше всего использовать реальные ситуации из жизни подростка.]
|
Учащённое сердцебиение, потные ладони, громкий голос и т.д.
[Поясните своему подростку, что если он начинает замечать у себя подобные физические сигналы, значит, тело хочет сообщить ему, что он испытывает сильные чувства. Цель подростка — распознать эти признаки до того, как гнев выйдет из-под контроля.] |
Сжатые кулаки, сердитое лицо, скрещивание рук и т.д.
[Поясните подростку, что когда он видит эти «подсказки» у другого человека, данный человек может сердиться. Это поможет вашему подростку научиться идентифицировать чувство злости, независимо от того, вербализовано оно или нет.] |
|
|
|
|
3. Дополните упражнение следующими вопросами для обсуждения:
- Все ли испытывают одинаковые чувства? Почему?
- Почему одна и та же ситуация может по-разному влиять на различных людей?
- Как распознавание языка тела в моменты злости может помочь во взаимодействии с окружающими?
- Как распознавание физических сигналов собственных чувств могло бы помочь нам лучше управлять своими эмоциями?
Сенсорные реакции
Подростки с высокофункциональным аутизмом порой испытывают сенсорные трудности, которые могут касаться всех чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) или только некоторых из них. Степень испытываемых проблем варьируется от человека к человеку. Чаще всего чувства либо слишком интенсивны (гиперчувствительность), либо недостаточно развиты (гипочувствительность). Очень распространена гиперчувствительность слуха и осязания. Например, лёгкая фоновая музыка, воспроизводимая на малой громкости, может восприниматься как громкая и пронзительная. Аналогично, лёгкое прикосновение к коже может вызвать боль такой же интенсивности, как укол острым предметом. Поэтому различные формы сексуального стимулирования способны причинять дискомфорт или даже боль, провоцируя избегающее поведение и мешая развитию интимных отношений.
Следующую таблицу («Пять чувств») можно использовать для помощи подростку с высокофункциональным аутизмом в изучении сенсорных реакций на различные воздействия. Благодаря ей он сможет лучше идентифицировать раздражители, способные привести к сенсорному хаосу, и избегать их. Цель упражнения — протестировать каждое из пяти чувств, чтобы определить уровень чувствительности. Например: какова реакция подростка на тихую музыку или громкий шум? Это можно проверить, надев наушники, в которых будет играть тихая или громкая музыка. Также можно шептать на ухо и хлопать дверью. Для тестирования осязания можно погладить предплечье мягкой тканью, а затем потереть его наждачной бумагой. Это упражнение позволит вашему подростку выразить свои чувства и осознать, что его ощущения влияют на его поведение. Во второй части упражнения рассматривается воздействие сенсорных реакций на сексуальность. Эти задания могут стать полезной отправной точкой при обращении к вопросу сексуального поведения.
Пять чувств
При проверке своей реакции на данные раздражители поставьте галочку в подходящей графе
|
Гипочувствительность
(Недостаточно чувствителен) |
Нормальная чувствительность
(Приемлемо чувствителен) |
Гиперчувствительность
(Слишком чувствителен) |
1. Слух
(тихая музыка / громкий шум) |
|
|
|
2. Обоняние
(парфюм / алкоголь) |
|
|
|
3. Осязание
(мягкая ткань / наждачная бумага) |
|
|
|
4. Зрение
(яркие цвета / размытые изображения) |
|
|
|
5. Вкус
(лимон / мёд или шоколад)
|
|
|
|
Как ваш уровень чувствительности влияет на вашу сексуальность?
___________________________________________________________________________
Каковы способы преодоления ваших проблем с чувствительностью?
___________________________________________________________________________
Глазной контакт
Поддержание зрительного контакта требует серьёзной концентрации у подростка с высокофункциональным аутизмом. Некоторые подростки избегают глазного контакта с целью сосредоточиться на том, что им говорят.
Когда Люку Мартину, взрослому человеку с высокофункциональным аутизмом, было 13 лет, он предложил следующее объяснение своей нелюбви к зрительному контакту:
«Когда я смотрю кому-то прямо в глаза — особенно незнакомому — это ощущение настолько некомфортно, что я даже не могу его описать. Сначала я чувствую, будто глаза собеседника сжигают меня, и возникает ощущение, что я смотрю в лицо пришельца. Знаю, это звучит грубо, но я описываю как есть. Если я пройду через это и не отвернусь, то оказывается, что, когда собеседник разговаривает, я пристально смотрю на его черты и совершенно забываю слушать, что мне говорят».
«Иногда слишком трудно сосредоточиться на том, чтобы слушать и смотреть одновременно. Люди довольно сложны для понимания, поскольку их слова нередко весьма загадочны. Но когда их лица шевелятся, когда их брови поднимаются и опускаются, а глаза распахиваются и затем прищуриваются, я не могу вникать во всё это разом – поэтому, честно говоря, даже не пытаюсь».
К сожалению, отсутствие зрительного контакта часто интерпретируется другими как отсутствие интереса. Если ваш подросток не может поддерживать зрительный контакт, вот два трюка, которые предложил Люк:
- «Я смотрю на рты людей. При этом собеседники вполне довольны, поскольку вы смотрите в их направлении, а вам не приходится испытывать это ужасное, сжигающее душу чувство, которое возникает при пристальном взгляде в чьи-то глаза».
- «Посмотрите в сторону уха говорящего. Это также напомнит вам, что необходимо слушать собеседника».
Вот ещё один трюк для поддержания зрительного контакта: переводите по очереди взгляд с левого глаза человека на его правый глаз.
Ссылки:
- www.associatedcontent.com.
- Susan Carney, www.suite101.com.
- www.nas.org.uk.
- Asperger’s Syndrome and Sexuality: From Adolescence through Adulthood, Isabelle Henault, Jessica Kingsley Publishers, 2006.
- Terri Mauro, www.about.com.
- www.wikihow.com.
Представленный выше материал – перевод текста "Teaching Dating and Relationship Skills to Teenagers with High Functioning Autism".